ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Мусаткина Е.Б. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Девиантное поведение в широком смысле понимается нами как нарушение социальных норм. Как социокультурное явление девиантное,или отклоняющееся поведение не принималось в обществе, так как каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов. Причем нормы регулируют поведение и обязанности членов этого общества, а также определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение. И у каждого субъекта есть свои собственные представления о «норме», и если эти представления не совпадают между собой, то происходит открытый или латентный конфликт. А данный конфликт образует довольно сложную проблему, которая отражается во взаимосвязи между нормами реального поведения людей и существующими формальными нормами . Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может и не совпадать,­ противоречить им. Особенно такое положение актуально для подростков,так как в этом возрасте начинают закладываться основные знания о нормах поведения в обществе. [3]Социальная дезадаптация подростков является процессом нарушение социального развития, социализации индивида. Для примера приведем признаки социальной дезадаптации ― нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации,склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков: наследственность

(психофизическая, социальная, социокульгурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества), социальная деятельность самого индивида. В нашей стране за последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Такое положение можно проследить по такому явлению как социальное неблагополучие,которое проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий. Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство. Однако социальная дезадаптация ― процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков .

В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации[2,270с.]

В отечественной научной литературе определены и описаны (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев и др.) восемь компонентов, образующих систему социального контроля девиантного поведения: 1)индивидуальные действия, проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой.2)шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом; 3) Результатом действия социальной шкалы оценок является категоризация индивидуального акта, 4) характер общественного самосознания - общественная самооценка и оценка группой ситуаций, в рамках которых она действует (социальная перцепция). 5) социальные действия - выполняют функцию позитивных или негативных социальных санкций. 6) индивидуальная шкала оценок - производное от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений индивида.7) Самокатегоризация индивида зависит от индивидуального самосознания; 8) индивидуальное самосознание - самооценка и оценка ситуации, в рамках которой действует индивид (индивидуальная перцепция). Каждый из компонентов системы социального контроля может подвергаться внешнему и внутреннему воздействию, корректировке. Социальный контроль связан с системой факторов, изменяющей социальное поведение индивида, его сознание, мотивацию, оценку и самооценку, и т.п. В связи с этим следует учитывать то, что социальный контроль может либо усиливать воздействующие в обществе отклонения, либо смягчать их, приводить в норму. То есть именно социальный контроль способен изменить и сформировать новую систему, которая решит проблему помощи девиантным подросткам. А пока на данном этапе развития социальной политики с подростками отличающимися девиантным поведением, ведется работа различными организациями: общеобразовательными, культурно-досуговыми, социально-реабилитационными центрами. И осуществляестя работа данных учреждении с помощью деятельности широкого спектра профессионалов,которые включают в себя социальных работников. Вместе с тем, необходимо отметить, что работа по данной проблеме осуществляется не в полной мере и не всегда дает положительный результат. Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность ― общество», «личность ― социальная среда», «личность ― группа», «личность―личность». [3] Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает, прежде всего, поиск путей повышения эффективности воздействия специалиста по социальной работе на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов воздействия специалистов по социальной работе, социальных педагогов,

психологов.

Список использованной литературы:

1.Гаптарь В.М.Занятия в туристком клубе как средство социализации полростков с девиантным поведением.[Электронный ресурс]

(http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/41100/1/Гаптарь.pdf )

Дата обращения 13.11.14

2.Технологии социальной работы:Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой . -М.: ИНФРА-М, 2001. - 400с.

3.Хомич А.В.Психология девиантного поведения. Учебн. пособ. - Ростов-на-Дону: Южно-Российский Гуманитарный Институт, 2006. - 140 с.

Просмотров работы: 1681