ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Ибрагимов А.М. 1
1Уфимский государственный Авиационный Технический Университет, Уфа, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Исламская банковская система. Определение.

Исламская банковская система – это банковская система, принципы функционирования и деятельность которой основаны на исламском праве или законах Шариата.

Источником шариата являются священная книга Коран, высказывания и поступки пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), прецеденты, а также решения, выработанные авторитетными исламскими учеными.

Таким образом, границы дозволенного в деятельности исламской банковской системы четко определяются божественными законами, что придает ей уникальность и вызывает доверие к этой системе.

Первый исламский банк в современной истории появился в 1963 году. Это было небольшое учреждение в деревушке Мит Гамр - сберегательного банка «Мит Гамр» (Mit Ghamr) в Египте, который полностью отвечал требованиям Шариата. Это событие явилось новой вехой в истории развития исламского банковского дела.

Тот факт, что попытки привить исламские идеи и ценности в мировую экономическую деятельность начали предприниматься только 50 лет назад, не говорит о том, что исламская экономическая система не существовала ранее.

Экономика является неотъемлемой частью самого ислама, и поэтому экономические принципы, основанные на вере во Всевышнего, существуют с самого зарождения этой молодой религии. Огромное количество трудов исламских ученых по экономике (написанные в первые 200-300 лет становления ислама, т.е. примерно в 7-9 веке) лишь подтверждает вышеизложенное. Но, к сожалению, небрежное отношение к этим работам вплоть до современности, создало вакуум в этой области. Радует, что сейчас у современных исламских экономистов появилась возможность пересмотреть уже давно разработанную теорию исламской экономики и расширить ее границы во благо человека.

Все-таки как же зарождалась исламская банковская система?

2.Эволюция исламского банковского дела

До возникновения Ислама, Мекка считалась центром торговли и служила транзитным путем для торговцев, пересекающих город с юга и севера. Подобное географическое положение повлияло на экономическое развитие: депозитные и кредитные операции развивались стремительно, а сделки, включающие в себя обмен денежными средствами, стали одним из ключевых видов деятельности. Эта деятельность продолжилась и после укоренения Ислама в Мекке и Медине. С исторической точки зрения, эволюция исламского банковского дела может быть разделена на три периода:

1. Первый период начинается с раннего периода Ислама, зарожденного в Мекке, и продолжается до правления халифа Харун ар-Рашида.

2. Второй период берет начало с эпохи халифатов и до распада Османской империи.

3. Третий период –это эпоха современного исламского банкинга.

2.1.Начальный период развития исламского банковского дела.

Ислам зародился в Мекке, когда на горе Хира в 610 году Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) впервые было послано Божественное Откровение.

До возникновения Ислама Мекка считалась торговым городом, продолжая оставаться им и после распространения религии. В числе банковских операций на тот период было хранение денежных средств и ценностей. Ввиду отсутствия государственных депозитных институтов, хранение денег третьих лиц и ценного имущества поручалось доверенным лицам. Т.е работал принцип хранения денег на доверии (вадиа).

К примеру, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам был одним из тех, кому люди оказывали доверие, и оставался хранителем имущества вплоть до своей миграции в Медину. Перед своим уходом он поручил Али (позже известному как халиф Али, т.е. четвертый халиф) вернуть все вверенное ему имущество законным владельцам.

И до, и после распространения Ислама в Мекке вклады всегда отдавались на хранение. Лица, которым доверили на хранение денежные средства или имущество, были обязаны вернуть полученное. Однако во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) один из его сподвижников Аззубаир ибн Аль-Аввам предпочитал принимать вклады по принципу кард, нежели по принципу вадиа или «доверие», и отклонял деньги вкладчиков, если они давались ему на сбережение. Его считали первым человеком, внедрившим исламский принцип кард или «заем» в исламскую банковскую систему. Аззубаир объяснил это следующим образом: если люди приходят к его отцу и просят взять их деньги на хранение, то отец может утверждать, что деньги были ему одолжены, так как боится, что деньги, полученные в качестве депозита, могут быть потеряны. Аззубаир действовал очень мудро и достигал двух целей. Во-первых, он получал право распоряжаться деньгами, полученными по принципу кард, так, как считал целесообразным. Во-вторых, такое действие дает гарантию владельцам, так как заемщик обязан вернуть заимодавцу его средства.

В случае, когда заем передается по принципу вадиа, на принимающую сторону не возложено обязательство по возврату имущества, если оно было утрачено по веской причине, за исключением халатности заемщика. Эта история показывает, как изменялась концепция депозита, изначально содержавшая принцип доверия. Также депозит был инструментом, ранее предназначавшимся для государственного пользования, а не для конкретного человека или группы лиц. Мекканское общество на тот период либо вверяло деньги третьим лицам для использования их в бизнесе по принципу кирад или мудараба, когда прибыль делилась между участниками сделки, либо деньги ссужались с целью получения процентов или риба. Практика получения риба была широко распространена до возникновения Ислама, как среди арабов, так и между арабами и евреями, жившими в то время на Аравийском полуострове. С возникновением Ислама практика риба больше не была дозволена, однако запрет на такие сделки не создал помех для развития торговли и повседневной жизни в целом. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) очень часто приходилось разрешать случаи, связанные с денежными вопросами. Это иллюстрирует один из хадисов, переданный Абу аль Минхалем: «Я спросил альБара бин Азиба и Зайд бин Аркама об обмене, они ответили: "Прижизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,мы были купцами, и (однажды) мы спросили посланника Бога,да благословит его Господь и приветствует, об обмене, (на что)он сказал: "Если (деньги передаются) из рук в руки, то в этом нет ничего дурного, откладывать же (расчет) не годится"».

Речь идет о получении денег при обмене только одной стороной, тогда как другая отдает причитающееся позднее.

Кроме концепции обмена денег, запрета процентов и займа по принципу кард, в период раннего Ислама также имела место деятельность, связанная с денежными переводами и векселями. Например, ибн Аббас (ум. 686-8 г.Г.) получил варик (дирхамы, отчеканенные из серебра) и отправил расписку в Куфу (город в Ираке). Подобным образом Абдулла ибн Аззубаир получил деньги в Мекке и написал брату в Ирак, чтобы он погасил заем, когда вкладчики прибудут туда.

2.2 Средний период исламской банковской системы

Следующая эпоха Ислама начинается в конце правления халифа Али. Далее следует правление Омейядов – династии халифов с центром в Дамаске, затем династия Аббасидов со столицей халифата в Багдаде, далее – потомок Омейядов основывает халифат в Испании и завершает этот период Османская империя.

Так называемый средний период Ислама стал продолжением развития исламской банковской системы, взявшей свое начало в ранний период религии. К примеру, способы перевода денег, которые использовали сыновья Аззубаира, стали обычной практикой среди менял. Помимо этого, в середине четвертого века по Хиджре начали появляться новые разработки в истории исламского банкинга. Сами Хамуд (1985) выделил одну историю из книги Ахмад Амина «Зухр аль Ислам» («Полдень Ислама») в которой говорится об Сайф-уд-Даули Аль-Хамдани – эмире Алеппо, который впервые в истории исламского банкинга использовал платежные поручения, чеки, в качестве денежного документа.

Во время своего визита в Багдаде Сайф посетил местный магазин племени Хакан и при выходе из него попросил у владельца кусок бумаги, на котором написал имя менялы и сумму 1 000 динаров, которую задолжал. Эта бумага позже была обменяна владельцем магазина на указанную сумму у менялы. Широко практиковалось использование чеков для торговых целей в городе Басре, где были разработаны нормативы для решения вопросов печатей и свидетелей.

Около 400 года по Хиджре процветала деятельность менял. В течение этого периода суда и мусульманские торговцы путешествовали между странами.

В своей книге «Сафар намэ» («Книга путешествия») Носири Хусрав, персидский путешественник, повествует о своих странствиях между 437 и 444 годами по Хиджре. В ходе своего визита в Басру Носири описывает рынки, которые ежедневно организовывались в трех разных местах. Утром торговля начиналась на Сук аль Хуза, в полдень деятельность перемещалась на рынок Сук Осман, а под вечер на – Сук аль Каддахин. Торгуют там следующим образом: если у кого-нибудь есть что-нибудь, он сдает этот товар меняле и получает от него расписку (чеки). Затем он покупает все, что ему надо, а вместо уплаты дает чек на того же самого менялу. За все время, что купец находится в городе, он сплошь пользуется расписками менял и совершенно не прибегает к звонкой монете.

Падение Римской империи и период Темных веков, охвативший Европу, оказали значительное негативное влияние на экономическую деятельность мусульманских стран. Несмотря на то, что исламская банковская деятельность не развивалась, в этот период мусульманскими юристами велась работа в области юридических заключений или фетв в отношении муамалат – в особенности, связанных с риба, что стало ориентиром для ученых современной эпохи исламского банкинга

2.3 Современный период исламского банкинга

Начало развития исламской банковской системы можно считать с создания Сберегательного банка .Мит Гамр. в 1963 году, однако это не значит, что до этого попыток по развитию исламских институтов не предпринималось.

Существует мнение, что в середине 1940-х годов были приложены усилия к созданию беспроцентного банка в Малайзии (Erol и El-Bdour, 1989), но этот пример не увенчался успехом. Еще один экспериментальный местный исламский банк, который не начислял проценты на выдаваемые кредиты, был учрежден в конце 1950-х в сельскохозяйственном районе Пакистана (Wilson, 1983). Расположенный в дельте Нила Сберегательный банк «Мит Гамр» предоставлял такие банковские услуги, как, например, сберегательные счета, кредитные счета, долевое участие в акционерном капитале, прямые инвестиции и социальные услуги.

Несмотря на то, что данные услуги рассматривались как основные банковские услуги, обоснованным было удовлетворять банковские потребности окружающего общества. Помимо того, что данный банк помогал защищать потребителей от ростовщиков, «Мит Гамр» также был способен вселить чувство причастности среди своих потребителей. Данный фактор содействовал успеху банка. Одним из наиболее важнейших вкладов в историю исламского банкинга явилось то, что «Мит Гамр» доказал мусульманскому обществу, что существует альтернатива традиционной банковской системе. Однако неспокойная политическая ситуация неблагоприятно сказалась на деятельности банка.

Представлю вашему вниманию хронология событий, произошедших в эпоху современного развития исламского банковского дела.

1950-е:

• Исламские ученые и экономисты начали представлять модели исламской банковской и финансовой системы с целью заменить традиционный банкинг, основанный на проценте.

• Двойная концепция мудараба была предложена в качестве инструмента исламского банкинга.

1960-е:

• Начинают применяться принципы исламского финансирования.

• Представлены механизмы работы исламских финансовых институтов.

• Взлет и падение сберегательного банка «Мит Гамр. (1963-1967 гг.).

• Создается «Лембага Табун Хадж. в Малайзии, 1966.

1970-е:

• Создаются исламские банковские и исламские небанковские институты.

• Организуется научная деятельность.

• Учреждаются научные институты.

• Утверждается финансовый механизм мудараба.

• Создается Исламский экономический научно-исследовательский центр в Джидде.

• Публикуются книги по исламскому банкингу.

• Охватываются такие вопросы как разделение прибылей и убытков, мудараба, лизинг.

• Учреждается «Дубай Исламик Бэнк., 1975.

• Открывается Исламский Банка Развития, 1975.

• Проводится Первая Международная Исламская экономическая конференция в Мекке, 1976.

1980-е:

• Государственное вмешательство в продвижение исламских банков.

• Создание большого количества частных банков.

• Представление различных исламских банковских продуктов.

• Повышение интереса западных ученых и финансовых групп к исламскому банкингу.

• Традиционные банки начинают предоставлять исламские продукты посредством «исламских окон».

• Рост исследовательских программ, обучения и подготовки специалистов.

• Рост исламского индекса и доверительных фондов.

• Пакистан, Судан, Иран, Малайзия и другие страны пытаются изменить свои банковские системы или начинают внедрять исламскую финансовую систему.

• МВФ опубликовал рабочие документы и статьи по исламскому банкингу. Рост количества исследований и публикаций на тему исламской экономики.

• Создание академии Фикха при ОИС и других Советов Фикха.

• Создание исламских доверительных фондов по всему миру.

1990-е :

• Концепция «исламских окон» набирает обороты.

• Увеличение финансовых инструментов, основанных на обеспечении активами, признание значения исламских финансовых институтов и банков.

• Введение исламского индекса Доу Джонс.

• Начинает уделяться внимание вопросам надзора и регулирования.

• Издаются стандарты AAOIFI.

• Ставится задача создания вспомогательных учреждений.

Начало 2000-х:

• Продолжительный рост и зрелость индустрии наряду с проблемами риска.

• Завершение построения архитектуры исламских финансов.

• Уделяется внимание управлению рисками и корпоративному контролю.

• Капитализация исламских банков путем слияний.

• Создание рынка ценных бумаг, обеспеченных активами.

• Учреждается Совет по исламским финансовым услугам в Малайзии, 2002 год.

• Учреждается Международная Исламская рейтинговая организация в Бахрейне.

3.Исламский банк в немусульманских странах.

Успех исламского банка в области обслуживания депозитных вкладов и кредитования клиентов доказали, что принципы Шариата по-прежнему применимы и могут быть приняты на вооружение современным бизнесом. С тех пор по всему миру были учреждены многие исламские банки – в частности, в исламских странах.

Согласно данным, опубликованным Международным валютным фондом, на конец 2007 года в 75 странах насчитывалось более чем 300 финансовых учреждений, действующих в соответствии с принципами Шариата. По оценкам, стоимость активов исламских финансовых институтов имеет ежегодный прирост в 15%, а их величина по состоянию на 2007 год – около 250 млрд. долларов США (www.imf.org).

Исламские банки не ограничиваются лишь территорией мусульманских стран – они занимают прочное положение и в немусульманских государствах. Например, .Исламик Бэнкинг Систем Интернэшнл Холдингс. (Islamic Banking System International Holdings), созданный в 1978 году в Люксембурге, стал первым исламским финансовым институтом, учрежденным в немусульманской стране.

После чего последовало создание швейцарского .Дар аль-Мал аль-Ислами. (Dar al-Malal-Islami) в 1981 году. Помимо этого, некоторые банки Лондона и других европейских центров начали внедрять методы и инструменты исламского банкинга с целью удовлетворения потребностей мусульманской клиентуры и своих исламских банков-партнеров. Большинство банков-корреспондентов, включающие в себя европейские и арабские стороны, выполняют международные торговые операции на основе принципа мурабаха.

Многие иностранные банки с традиционной системой предлагают банковские продукты, соответствующие принципам Шариата. Продукты или услуги, предлагаемые ими в форме инвестиционных сертификатов, также основаны на принципах Шариата. В качестве примера можно привести «Кляйнворд Бенсон» (Kleinworth Benson), который создал Исламский Паевой Инвестиционный Фонд в 1986 году.

Швейцарский банк «Юнион Бэнк оф Свитзэрлэнд» (Union Bank of Switzerland) также разработал Исламский Инвестиционный Фонд (Wilson, 1990). Нет ничего необычного в наличии исламских банков в западных странах. В разные годы в таких странах, как США, Великобритания и Австралия были созданы различные финансовые учреждения, предлагающие исламские банковские продукты.

В Соединенных Штатах сферу исламского банкинга представляли не только финансовые институты, но и образовательные учреждения. В США работают более 20-ти исламских финансовых институтов, предлагающих услуги депонирования, финансирования и управления фондами. Наряду с этим существуют учебные заведения, позволяющие пройти курсы и семинары по исламским финансам. Например, Гарвардский университет проводит ежегодные форумы по исламскому финансированию.

Американский финансовый дом ЛАРИБА (LARIBA), созданный в 1987 году, стал самым передовым исламским финансовым институтом и на данный момент функционирует в 35 штатах США. ЛАРИБА предлагает услуги по жилищному кредитованию, финансированию малого бизнеса и торговому финансированию (www.lariba.com). В Великобритании первый исламский банк .Исламик Бэнк оф Британ. (Islamic Bank of Britain) начал свою деятельность 6 августа 2004 года, предполагалось, что 1,8 британских мусульман будет иметь возможность проводить свои банковские операции за счет созданной структуры (www.banking-business-review.com).

В Австралии первым исламским финансовым институтом стал созданный в 1989 году Мусульманский Общественный Кооператив Австралии (Muslim Community Co-operative Australia). При первоначальном капитале 22 300 австралийских долларов и всего лишь 10 членах кооператива, его совокупные активы выросли до 26 млн. австралийских долларов, что подразумевает ежемесячный прирост 50-ти членов кооператива (www.mcca.com.au). Кооператив предлагает услуги по сбережению и финансированию объектов с использованием таких инструментов, как мурабаха, мудараба, мушаракаи кард хассан, а также услуги по сбору и распределению мусульманского налога закят. Распад Советского Союза позволил многим государствам, когда-то входившим в состав СССР, развивать исламские финансы в своих регионах. «Группа Аль Барака» Начала свою деятельность путем создания в Казахстане банка «АльБарака Казахстан» и совместных предприятий в Узбекистане.

Кроме того, исламский банкинг получил свое развитие в Албании (Rudnick, 1992). В России также были попытки внедрить исламские банковские продукты («Бадр-Форте банк», лицензия отозвана в 2006 году).

В Китае пилотной площадкой внедрения исламских финансов стал автономный район Нинся-Хуэй, где работает .Нинся Исламик Интернэшнл Траст энд Инвестмент. (Ningxia Islamic International Trust and Investment) – исламский финансовый банк. Наравне с успешным шествием исламских банков по мусульманским и немусульманским странам, есть и примеры, закончившиеся неудачно. Так, например, Мусульманский Общественный Кредитный Союз, исламский финансовый институт, созданный в 2000 году в Австралии, приостановил свою деятельность в 2002 году по причине недобросовестного и неблагоразумного финансирования.

4.Основные принципы совершения банковских операций в соответствии с Исламским правом

- Запрет на процентные сделки : прирост на долг (риба насия) и прирост на обмен (риба фадль).

- Запрет на сделки с условиями неопределенности (гарар).

- Запрет на финансирование точно определенных секторов экономики: игорный бизнес, производство свинины, алкогольной продукции и т.п.

- Условия разделения риска получения прибыли и убытков между банком и клиентом по совершаемым сделкам.

- Условия проведения финансовых сделок на основе реальных активов или операций с данными активами. Обязательная идентификация лежащих в основе сделки реальных активов.

5.Основные типы исламских банковских инструментов

Все исламские банковские продукты (услуги), по принципу формирования данных продуктов, делятся на три типа:

1. Банковский продукт, основанный на партнерстве (или «разделения прибыли/прибыли и убытков»): мудараба и мушарака;

2. Банковский продукт, основанный на участие в сделках (или «долга по сделке»): мурабаха, иджара (лизинг), салам, истисна, истиджрар, кардул – хасан, вадия;

3. Банковский продукт, основанный на оплате комиссий (тарифов) банка (или «комиссионные» продукты): вакала (аккредитив).

5.1 Банковские инструменты: участие в партнерстве

Инструментами финансирования, формируемые по принципу партнерства, являются сделки мушарака (полное партнерство) и мудараба (доверительное партнерство).

Мушарака используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно – импортного финансирования, проектного финансирования и при синдикациях, выпусках ценных бумаг , соответствующих нормам Исламского права (Сукук).

Основой сделки мушарака является совместное участие Банка и Клиента в реализации какого – либо бизнес – плана (инвестиционного плана ) и совместное финансирование данного плана. Прибыль делится в оговоренных заранее пропорциях между Банком и Клиентом. Убыток разделяется в пропорциях, соответствующих долям участия в партнерстве.

Схема реализации сделки мушарака

1. Банк и Клиент обговаривают условия сделки и заключают соглашение об совместном участии (реализации бизнес-плана). 2. Банк и Клиент осуществляют, соответствующие условиям контракта, финансирование (в оговоренных долях) реализации бизнес - плана. 3. В рамках реализации бизнес-плана генерируются результаты деятельности (прибыль или убыток). 4. Прибыль формирует фонды для распределения, убыток уменьшает стоимость активов, используемые для реализации бизнес-плана. 5. Прибыль (или убыток) от реализации бизнес-плана, в соответствующих долях, распределяются между Банком и Клиентом.

Пример расчета дохода от сделки мушарака

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Сумма инвестиций

500 000 рублей РФ

Период участия в проекте

24 месяца

Полученный убыток проекта за 1-й год

-50 000 рублей РФ

Полученная прибыль проекта за 2-й год

500 000 рублей РФ

Коэффициент распределения доходов от проекта (%)

75% / 25%

Расчет общего дохода от инвестиций ((500 000*75%) – (50 000*50%)) = 350 000 рублей РФ

Мудараба используется для целей проектного финансирования, а также в синдикации и выпусках ценных бумаг (Сукук), соответствующих нормам Исламского права.

Основой доверительного партнерства является участие Банка в обеспечении инвестиционного финансирования проекта (специального предприятия) определенного Клиента. Банк, в рамках такого финансирования, является «владельцем денежных средств», Клиент банка, именуемый «доверенным партнером» (мудариб) осуществляет организацию и управление проектом, обеспечивает управленческую, кадровую и техническую составляющую проекта.

Прибыль от реализации проекта распределяется между Банком и Клиентом в соответствующих, договоренностям, долях. Убыток от реализации относится на результат Банка.

Схема реализации сделки мудараба

1. Банк и Клиент заключают соглашение о доверительном партнерстве (для реализации Клиентом проекта), Банк осуществляет предоставление Клиенту финансирования. 2. Клиент осуществляет управление проектом. 3. В рамках реализации проекта генерируются результаты деятельности (прибыль или убыток). 4. Прибыль формирует денежные фонды для распределения, убыток уменьшает стоимость активов проекта. 5. Прибыль от реализации проекта, в соответствующих долях, распределяются между Банком и Клиентом. 6. Убыток от реализации проекта относится на результат Банка.

Пример расчета дохода от сделки мудараба

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Период участия в проекте

36 месяцев

Полученный убыток проекта за 1-й год

-200 000 рублей РФ

Полученная прибыль проекта за 2-й год

1 000 000 рублей РФ

Полученная прибыль проекта за 3-й год

5 000 000 рублей РФ

Коэффициент распределения доходов от проекта (%)

50%

Расчет планируемого общего дохода от инвестиций ((1 000 000 + 5 000 000)/2) – 200 000 = 2 800 000 рублей РФ

5.2 Банковские инструменты финансирования: участие в сделках

Инструментами финансирования, формируемые по принципу «участия в сделках», являются сделки мурабаха (продажа с наценкой), салам (продажа отсроченных поставок) и иджара (лизинг).

Мурабаха используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно – импортного финансирования и финансирования оборотного капитала.

Основой сделки мурабаха является продажа с наценкой Банком какого-либо определенного актива Клиенту, ранее приобретенного самим Банком. Доходом Банка от данной операции является наценка, устанавливаемая Банком в рамках сделки с Клиентом.

Основной экономический смысл сделки заключается в отсрочке (рассрочке) платежей покупки актива у Банка.

Схема реализации сделки мурабаха

1. Клиент определяется с активом и Поставщиком данного актива. 2. Клиент обращается в Банк за финансированием приобретения актива по цене перепродажи. 3. Банк перечисляет денежные средства Поставщику. 4. Поставщик предоставляет актив в собственность Банку. 5. Банк на основе сделки мурабаха продает Клиенту приобретенный актив по новой цене. 6. Клиент осуществляет платежи за приобретенный актив с учетом условий сделки по рассрочке (отсрочке) платы за актив.

Пример расчета дохода от сделки мурабаха

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Количество активов

5 единиц

Цена покупки единицы активы

200 000 рублей РФ

Наценка на единицу актива

30%

Период рассрочки оплаты актива

ежемесячно, в течении 6 месяцев

Расчет квартального дохода по сделке ((200 000*30%)*5)/2= 150 000 рублей РФ

Банк не увеличивает цену продажи актива Клиенту в зависимости от сроков рассрочки (или отсрочки)!

Салам используется, в рамках активных операций банка, для целей экспортно-импортного финансирования и финансирования оборотного капитала.

Основой сделки салам является продажа отсроченной поставки по текущей цене какого-либо определенного актива Банку. Доходом Банка от данной операции является перепродажа поставленного в будущем актива на рынке по цене, которая устанавливается Банком исходя из конъюнктуры рынка на момент продажи актива.

Основной экономический смысл сделки заключается в предварительной оплате Клиенту (фактически финансирование) по цене ниже рыночной будущей поставки актива.

Схема реализации сделки салам

1. Клиент заключает с Банком сделку салам на определенный актив, текущей цене с датой будущей поставки актива. 2. Банк осуществляет предоплату за поставку актива по цене сделки салам. 3. В определенную дату Клиент поставляет Банку актив по сделке салам. 4. Банк осуществляет продажу актива на рынке по цене, установленной Банком исходя из конъюнктуры рынка. 5. Банк получает прибыль от продажи актива на рынке, выраженную как разница между текущей ценой и ценой по сделке салам с Клиентом.

Пример расчета дохода от сделки салам

Условия расчета дохода по сделке

Сумма всех инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Количество активов

5 единиц

Цена покупки единицы активы

200 000 рублей РФ

Дата поставки (период)

через 3 месяца

Планируемая наценка на актив

+30%

Расчет планируемого дохода по сделке ((200 000 * 30%)*5) = 300 000 рублей РФБанк не заключает рыночные сделки на продажу актива по планируемой цене до момента получения актива от Клиента!

Иджара используется, в рамках активных операций банка, для целей лизингового и проектного финансирования. Основой сделки иджара является предоставление в пользование (аренда, лизинг) какого-либо определенного актива Клиенту. Доходом Банка от данной операции являются арендные платежи в рамках оговоренного срока пользования (аренды, лизинга).

Основное отличие от западной модели финансового лизинга: - отсутствие в договоре иджара условий продажи актива; - физические риски актива несет Банк; - продажа актива после окончания периода аренды в рамках сделки продажи (иктина); - возможность безвозмездной передачи актива при минимальном размере остаточной стоимости.

Схема реализации сделки иджара

1. Клиент определяется с активом и Поставщиком данного актива. 2. Клиент обращается в Банк за финансированием использования актива Клиентом. 3. Банк осуществляет перечисление денежных средств Поставщику. 4. Поставщик предоставляет актив в собственность Банку. 5. Банк на основе сделки иджара предоставляет Клиенту приобретенный актив в пользование на определенный срок. 6. Клиент осуществляет арендные платежи за используемый актив. 7. По окончании действия договора аренды Клиент возвращает Банку актив.

Пример расчета дохода от сделки иджара

Условия расчета дохода по сделке

Сумма инвестиций

1 000 000 рублей РФ

Количество активов

5 единиц

Цена единицы актива

200 000 рублей РФ

Период аренды

24 месяца

Наценка на актив

30%

Период уплаты платежей

1 месяц

Период износа актива

36 месяцев

Расчет ежемесячных арендных платежей 1. ((200 000/36*24 + (200 000 * 30%))/24)*1= 8 056 рублей РФ 2. (2 500*5)= 40 278 рублей РФСтавка аренды может измениться в течение периода аренды исходя из изменения рыночной конъюнктуры! В состав арендных платежей могут быть включены затраты Банка на страхование актива (такафул).

Вывод

В так называемом процессе исламизации экономики участвует одна очень важная деталь: исключение процента из всех депозитных и финансовых транзакций. Многие ставят под сомнение, стоит ли называть банк исламским, так как принцип работы – за исключением ростовщических процентов – схож с деятельностью традиционных банков. Очевидно, что исламские банки во многих мусульманских странах создаются с целью удовлетворения потребностей мусульман в банковских услугах, а бизнес таких финансовых институтов развивается наравне с традиционным банковским сектором. В связи с этим деятельность исламских и традиционных банков во многом схожа. В основном обычный банк выполняет две основные функции: принимает сберегательные вклады и выдает средства.

Клиенты, как правило, делятся на четыре категории: частные лица, компании, государственный сектор и остальные. В качестве вариантов для вложения денег традиционные коммерческие банки обычно предлагают сберегательные счета, текущие счета, срочные вклады и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Вид услуг может изменяться в зависимости от типа клиентов. Традиционные коммерческие банки предлагают кредиты частным лицам, бизнесу, правительственным учреждениям. Клиентам предоставляется овердрафт, аккредитивы, гарантийные письма и т.п. В числе дополнительных услуг – денежные переводы, обмен валюты и консультации. Роль, которую играют коммерческие банки, может меняться, учитывая обстоятельства и временной контекст. Исламские банки также принимают вклады и предлагают механизмы финансирования. Аналогично коммерческим банкам, исламские банки имеют сберегательные, текущие счета и срочные вклады. Среди прочих услуг – денежные переводы, обмен валюты и консультации. Однако все операции «очищены» от элемента риба или процента.

Несмотря на то, что во многом деятельность традиционных и исламских банков мало чем отличается, принципы работы и концептуальные основы находятся в разных плоскостях. Исламские банки являются учреждениями, созданными с целью ведения банковской деятельности согласно религиозному учению. Коммерческие банки, напротив, работают исключительно для достижения бизнес-целей и никак не связаны с религиозными аспектами.

В отличие от традиционных банков, где прибыль является единственной целью, исламские банки зиждутся на двух ключевых факторах, то есть на религии и прибыли. Учение Ислама должно формировать исламские банки как организации, придающие большое значение моральной стороне вопроса – в отличие от традиционных банков. Моральный аспект возникает в силу таких факторов, как иман (вера, верование) и исламские принципы ведения бизнеса. Несмотря на наличие этичности, исламские банки рассчитывают получать прибыль от своей деятельности. Как в любом бизнесе, прибыль является необходимым показателем для продолжения деятельности.

По словам Муаззама Али (1988), исламская финансовая система не может рассматриваться лишь как система без риба; весьма большую роль играет введение исламских принципов социальной справедливости в деятельность финансовых институтов в качестве нормативов, методов, правил и инструментов, обеспечивающих правосудие, предоставляющих равенство и справедливость. Концепция справедливости должна быть основана на концепции коранического правосудия. Таким образом, по своим целям создания исламский банк должен объединять и находить равновесие между религией единобожия, моральными аспектами и бизнесом, который уделяет большое внимание получению прибыли. Если в системе ценностей исламского банка присутствует лишь один элемент – моральная сторона, – то вполне вероятно, что банк столкнется с потерями и будет вынужден прекратить свою деятельность. Если это произойдет, то не только вкладчики окажутся в проигрыше, – всем мусульманам придется тяжко.

И наоборот, если приоритетным для банка станет получение прибыли, это пошатнет основы исламской платформы, основанной на концепции справедливости и равенства. Общество далее не будет делать различий между исламскими и традиционными банками. Более того, их предпочтения изменятся в сторону традиционных банков, которые, на их взгляд, более стабильны и эффективны с точки зрения предоставления банковских услуг. Фахим Хан (1983) определил, что задача исламского банка состоит в разработке, развитии и поощрении внедрения исламских принципов, законов и традиций на всех уровнях банковских сделок. Помимо содействия в исламизации всей банковской деятельности, исламские банки несут ответственность за распространение и создание других учреждений, как например, инвестиционные компании, – разумеется, работающие по принципам Ислама. Исламские финансовые институты учитывают моральные социальные факторы, а не только видят цель в получении прибыли.

Список использованной литературы:

1. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми..Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика.. Казань, .Линова-Медиа., 2012. –536 стр.

2. Информационн-аналитическое издание «Исламские финансы и бизнес в России». Ссылка на сайт: http://islamic-finance.ru/

Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми.

«Исламская финансовая и банковская система: Филосо-

фия, принципы и практика». Казань, «Линова-Медиа», 2012. –

536 стр. –

Просмотров работы: 3776