ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ

Мариненкова А.А. 1
1УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация.

В статье раскрываются понятия: , , >. Приведены примеры форм социальной поддержки детей-сирот. Проведен исторический анализ этапов развития социальной поддержки в России. Предложены рекомендации по решению данной проблемы.

Ключевые слова: сиротство, социальное сиротство, социальная поддержка, благотворительность, призрение, беспризорность, причины социального сиротства.

Рост числа беженцев, стихийные бедствия, низкая заработная плата, безработица граждан и многие другие обстоятельства приводят к тому, что происходит увеличение детей, оставшихся без родительского попечения. Поэтому общество всегда стремилось оказывать помощь детям-сиротам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Данная проблема является актуальной, так как в современное время детей-сирот насчитывается больше, чем после окончания Великой Отечественной войны.

Так что же такое сиротство? Сиротство - социальное явление, которое характеризует образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. [1] Но сиротами становятся и при живых родителях. Социально сиротство - добровольный отказ матери от своего ребенка. К счастью, существуют люди, которым не безразлична судьба детей, которые остались без попечения родителей. Эти люди оказывают социальную поддержку детям-сиротам. Таким образом, социальная поддержка - совокупность положительных влияний социального окружения на человека и на его интеграцию с систему социальных отношений.[2]

Рассмотрим этапы исторических форм социальной поддержки детей-сирот в России:

1 этап. Возникновение социальной помощи в славянских общинах. В первобытной общине существовало - усыновление. Принимать в семью сироту могли пожилые люди, если им нужна была помощь по хозяйству или не было наследников. Существует и другая форма поддержки - мирская помощь, то есть ребенок переходил из дома в дом на кормление.

2 этап. С X века, разрушение первобытной общины

Основная помощь - княжеская защита и попечительство; открыты училища для обучения детей разных сословий. Призрение сирот одна из основных забот Владимира Мономаха. Сестра князя, Анна Всеволодовна, открыла в Киеве училище для девиц - сирот, которых содержала и учила за свой счет. В России монастыри содержали приюты. Там учили заботиться о детях, уважительно относиться к людям. Простые люди тоже оказывали помощь и поддержку детям. Дети еще не воспринимались государством и церковью ,как ценность для общества. Еще одной формой поддержки была забота о брошенных детях при скудельницах (общая могила, где хоронили людей во время эпидемий, замерзших зимой и др.) При скудельницах строились сторожки, где жили брошенные дети. Воспитанием их занимались скудельники – старики и старухи, которые были сторожами и воспитателями. Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения, а коллективные отношения смягчали детские переживания.[3]

3 этап. Начало XVII века - реформа 1861 года. В 1706 году открываются приюты для незаконнорожденных детей. Сирот обеспечивает государство, в казне выделяются средства на их содержание. Позже мальчиков отдают в учение к мастерам или в матросы, а девочек к кому-нибудь в услужение или замуж. Церковь отходит от дел призрения. Если раньше помощь детям оказывалась исходя их христианских заповедей, то на данном этапе выдвигается тезис о государственной необходимости.

4 этап. 60-е годы XIX века начало XX века. В России постепенно формируется сеть благотворительных учреждений. Постепенно призрение распространилось на детей с физическими недостатками; организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их обучали разным ремеслам в соответствии с их недугом.

В 1834 году при Воспитательных домах открылись французские классы, где дети получали достойное образование (породило случаи отказа родителей от детей для прекрасного существования своих чад). Император Николай I положил конец этому явлению, поэтому в 1837 году французские и латинские классы были упразднены.

Видимой чертой этого периода - зарождение профессиональной помощи. Вопросу исправления малолетних преступников посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних. В 90-е годы появились детские дома трудолюбия, ольгинские детские приюты трудолюбия. В обществе укреплялось мнение о необходимости социальной поддержки детей .

5 этап. 1917 г. - 90-х годов XX века. Переломом в развитии системы призрения России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность, а поэтому она была запрещена.

Истребив благотворительность, государство взяло на себя заботу о сиротах, число которых резко увеличилось.

В 30-х годах принято решение о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами- решало проблему трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем. Все разнообразие различных видов детских учреждений заменено унифицированной системой детских домов-интернатов, просуществовавшая до 90-х годов.

Новые потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941 – 1945 гг.), вновь обострили положение детей. Их было принято приравнивать к жертвам войны.

В 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы–интернаты - детские дома потеряли свою первоначальную неповторимость.

В 1988 году принято постановление «О создании детских домов семейного типа. А в 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики. После семидесятилетнего перерыва Россия изучает зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.[4]

Сиротство в наши дни Сегодня, как на государственном уровне, так и в среде общественных организаций, предпринимаются определенные меры по предотвращению сиротства и безнадзорности, но полной ликвидации социального сиротства говорить еще очень рано. На сегодняшний день в России существует целый ряд фондов профилактики социального сиротства и защиты детей от жестокого обращения; работают телефоны экстренной помощи детям, подвергающимся всем видам насилия в семье. [5]

Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. Но, такая работа проводится, к сожалению, далеко не повсеместно.

Что же касается детей, которые уже остались без попечения родителей и для тех кто готов их усыновить, предусмотрены специальные льготы и много делается для уменьшения проблем самой процедуры усыновления. В частности успешно действует практика возмездной опеки над детьми-сиротами: приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

Социальное сиротство – одна из самых печальных реалий жизни нашего общества. Множество людей по долгу службы или добровольно борются с этой наиострейшей проблемой. Но предупреждение социального сиротства – это не только дело департаментов по семейной политике и общественных организаций. Это дело каждого из нас.

Благополучнаясемья – это, когда члены семьи любят, уважают друг друга, понимаю, поддерживают в любых ситуациях, доверяют.

Литература

1.Брутман В.С. Социальное сиротство: по пути отчаяния. Народное образование. № 9 - 10, 2009. - 320с.

2. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 905 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.

3.Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебник / Е. И. Холостова.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013.- 282с.

4. Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII - начала XX века // Развитие личности. - №1. - 2004

5. Коробейников, И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания / И.А. Коробейников. – Москва, 2006.

` `

Просмотров работы: 3038