ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ – ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ – ОБЩЕНИЯ

Василова В.Г. 1
1ФБГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интернет в России появился несколько позже, чем в других странах, но развивается с большой скоростью и привлекает внимание всех, кто активно работает и учится, интересуется новейшими культурными и научно-техническими достижениями. Он играет большую роль в формировании информационного общества, поскольку представляет собой гигантское информационное поле, а также разнообразит общение и развлечения, что делает его чрезвычайно популярным на всей планете.

Приобретая ребенку компьютер, большинство родителей не могут нарадоваться, что их чадо не бежит по первому зову на улицу, не «шатается» до поздна в темных подворотнях, не возвращается домой в порванной одежде или с запахом сигареты.

Но с новой покупкой, как это не странно, появляются и новые проблемы. Большинство родителей об этом не догадываются, поскольку они не знают психологических ловушек современных компьютерных технологий.

Защищать детей от интернета, как от вируса гриппа, не нужно, нельзя

запрещать доступ детей к всемирной «паутине». Но и пускать на самотек пребывания детей в виртуальном мире тоже нельзя.

Поскольку с Сетью Интернет связанные определенные риски и угрозы, о них обязательно нужно знать. А из-за того, что дети часто на шаг, а то и на несколько шагов впереди своих родителей по компьютерной грамотности, угроза опасности подкрадывается в семью совсем незаметно.

Анализ статистических данных свидетельствует о важности вопроса защиты молодежи и детей во время работы в системе онлайн. Так, по данным, 44 % детей, которые пользуются интернетом, сталкивались с материалами «взрослого содержания», и об этом догадываются только 15 % родителей. Находясь в Интернете, эти дети даже общались с людьми, которые предлагали им встретиться лично, и 14 % из них откликнулись на такое предложение.

На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. В большей степени зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, у которых нет никакого серьезного увлечения. Именно они находят в виртуальном мире отраду и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и улучшения своего состояния.

Можно утверждать, что существует психологическое влияние интернет-общения на формирование определенных личностных особенностей пользователей сети Интернет. Это влияние может носить как положительный, так и негативный характер.

Исследователи отмечают, что Интернет усиливает процесс опосредованного общения людей, у участников которого чаще всего поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность подростка как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде. По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы (в первую очередь, связанные с тягой к насилию и сексуальности), стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые моральные границы.

Интернет-общение имеет важное психолого-педагогическое значение, что связано, во-первых, с возможностями самой сети Интернет быстро, легко и экономически отправлять и получать огромные массивы различных данных, во-вторых – с возможностями психологического воздействия интернет-общения на его участников вообще, в-третьих – с целенаправленным учебным влиянием ее участников друг на друга (например, педагога на учащихся).

Несомненно, интернет- общения открывает новые горизонты в области обучения и образования, адаптируя соответствующие процессы под условие информационной стадии развития общества.

Проблема Интернет-общения является социально-психологической. Она заключается в том, что общение в сети является глобальным психологическим фактором самоопределения личности пользователя во всех его аспектах.

В текстовой коммуникации в Интернете люди часто создают себе так называемые « виртуальные личности», описывая себя определенным образом и назвавшись псевдонимом. Это дает психологам дополнительные возможности для изучения идентичности. Вопрос о том, как соотносится реальное «Я» с виртуальной личностью и где границы между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализациею – основной вопрос, возникающий при рассмотрении игр с идентичностью.

Значительной проблемой, требующей изучения, есть интернет-зависимость. Явление интернет-зависимости начали изучать в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет - зависимость определяется как «навязчивое (компульсивное) желание быть в Интернете, находясь offline , и неспособность выйти из Интернета, будучи online».

В научном плане данная проблема осложняется тем, что техническими средствами невозможно регулировать социальный эффект, который создает компьютерная система, поскольку вне сферы нашего влияния остается личность пользователя в любой точке мира с его эмоциональным состоянием, уровнем саморегуляции поведения и психическим здоровьем в целом.

Принцип изучения особенностей виртуального общения в условиях самого виртуального общения является методологической основой данных исследований.

Для рядовых граждан важнейшим из всех возможностей является общение, возможности использования Интернета как СМИ, возможности Интернета в деловой сфере – для осуществления мелких коммерческих сделок, а вообще – для приобретений и т.д.

Но наибольший интерес в сети для пользователей представляет общение. Действительно, Интернет – это новый уровень коммуникации. В Интернете не существует никаких границ: свободно общаются люди разных континентов, две человека или сразу группа людей. Человечество только сейчас стремительно пытается осознать, что же случилось с ним после строительства и ввода глобальной сети. Это совершенно новое, а для России все еще и неожиданное явление: новый способ восприятия и мышления, новое средство построения отношений.

Общение в Интернете обнаруживает явления, ситуации и проблемы, которые дают материал для психологических исследований. Например, ситуация доминирующей вербальности и последствия ее. Исследователи коммуникации в Интернете отмечают как положительные факторы этого нового коммуникативной среды в жизни и деятельности человека, так и негативные, которые порождают свои психологические особенности, которые ждут изучения.

Итак, влияние Интернета на общение – это процесс, который объективно разворачивается в обществе и имеет свой психологический аспект изучения. Теоретическое изучение психологических аспектов виртуального общения поможет в дальнейших практических исследованиях данной проблемы.

Список литературы

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: Психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. - 2006. - серия 14. - №4. - С. 14-20.

  2. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 165 с.

Просмотров работы: 1944