АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кульбаева Т.Ф. 1, Воистинова Г.Х. 1
1СФ БашГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Л.Ф. Поршнева в своей работе «Активизация мыслительной деятельности учащихся» [6] отмечает, что реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся.

Активизацией традиционно называют управление активностью учащихся. Её можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому, на наш взгляд, обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Как отмечает в своей работе Е.В. Мигалина [5], ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение непрерывно возрастают в современной жизни. Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение многих предметов в школьном расписании.

Обучение математике, по мнению методистов [3], способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость. У определенной части учащихся наблюдается низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют медленно, стремятся действовать знакомым способом. Проявление интереса к предмету можно добиться различными способами.

В.И. Авалесова [1] отмечает, что одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?» «Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?» и т.д. Включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике. Например, игра «Соревнование художников». На доске записаны координаты точек: (0;0), (–1;1), (–3;1), (–2;3), (–3;3), (–4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1; –7), (3; –8), (0; –8), (0;0). Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок. Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эти игры развивают внимание, наблюдательность, сообразительность, ученики быстрее усваивают и убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение; осознать правило, которое только что изучили; закрепить; повторить полученные знания в системе, новых связях. Все это содействует более глубокому усвоению пройденного.

На наш взгляд, целесообразно проводить различные уроки-путешествия, такие как: «В цирке», «Веселые старты», «Плывем к Робинзону Крузо», «В зоопарке», «Полет в космос» и др. В игре важны эмоциональность, непринужденность, занимательность. В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.

Также можно проводить математические уроки-сказки. Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес. Благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, в ходе такого урока появляются первые навыки критического осмысления геометрического материала, обдумывания предложенных ситуаций, которые требуют воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения, а также использовать необходимую информацию для решения.

Наряду с нестандартными заданиями, Т.И Лаврентьева [4] предлагает использовать задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Например,

Задача о гусях

Гуси с юга к нам летели

На зеленом лугу сели.

Их увидел Елисей:

— Добрый день вам, сто гусей.

— Нас не сто, – сказал вожак,

Уважаемый гусак.

— Сколько ж вас, – он вопрошает.

— Кто сметливый, – отгадает.

Если к нам добавить столько ж

И полстолько с четверть столько

Да гуся, что сел на стог,

То нас будет ровно сто.

Вот скажите-ка, друзья,

Какова гусей семья?

Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала, различных табличных случаев сложения и умножения, для активизации познавательной деятельности учеников на уроках. Немаловажное значение на уроках математики имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Среди занимательных задач особое место занимают сказочные задачи. Сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными, сказка вызывает у детей радость, интерес. Математические сказки можно включать в уроки математики при повторении или закреплении изученной темы и использовать во внеклассных занятиях. На уроках сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Например, «Иванушка вызвал Кощея на дуэль. Условия дуэли были такие: каждый приносит с собой кружку с жидкостью и дает ее выпить своему противнику. Противники встретились, честно обменялись кружками и выпили то, что в них было. Однако, оказалось, что Кощей умер, а Иванушка остался жив. Как удалось Иванушке победить Кощея?» Такие сказки позволяют использовать на уроке юмор, фантазию, творчество, а самое главное – учат детей быть добрыми и справедливыми. В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Большое значение имеют головоломки, а также, так называемые задачи на аналогию. Именно задачи на аналогию, по мнению Г.Х. Воистиновой [2], закладывают основы доказательного мышления. Пословицы, поговорки и ребусы также оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.

Таким образом, занимательность на уроке математики помогает активизировать учащихся на уроках, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию. Воспитывается любовь к математике, к решению неординарных задач. Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все разделы математики, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет.

Список литературы

1. Авалесова В.И. Дидактические игры / В. И Авалесова. – М., Учпедгиз, 1969. – 132 с.

2. Воистинова Г.Х.Аналогия при решении математических задач // Современные технологии математического образования в школе и вузе: Сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию присоединения Башкортостана к России, г. Стерлитамак, 16-17 октября 2007 г. / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – С. 186-196.

3. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Математический вечер: из опыта работы // Современные технологии математического образования в школе и вузе: Сб. трудов Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 450-летию присоединения Башкортостана к России, г. Стерлитамак, 16-17 октября 2007 г. / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2007. – С. 32-38.

4. Лаврентьева Т.И. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / Т.И. Лаврентьева. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=464860

5. Мигалина Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики. [Электронный ресурс] / Е.В. Мигалина. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/aktivizaciya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchashchihsya-na-urokah

6. Поршнева Л.Ф. Активизация мыслительной деятельности учащихся. [Электронный ресурс] / Л.Ф. Поршнева. – Режим доступа: http://klasnaocinka.com.ua/ru/forum/aktivizatsiya-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchashchikhsya.html.

Просмотров работы: 1230