МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Алексеева О.В. 1, Курина Ж.Е. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего, из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса .

Ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным, активным. Если ребенок равнодушен на уроке, он может быстро и аккуратно выполнить все задания учителя, но также быстро и забыть все изученное. Надо сделать серьезное обучение занимательным, не наполнять детей знанием, а зажигать, не заставлять, а заинтересовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, взаимопонимание, самоутверждение. Достичь этого помогают уроки – игры, уроки – экскурсии, уроки – театрализации, уроки – импровизации, в том числе театрализованных играх. На этих уроках изучается и закрепляется программный материал. Основные условия я направляю на организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы сохранению здоровья ребенка и постепенному переходу от дошкольных к школьным формам деятельности детей.

Различные формы театрального действа всегда служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Они побуждают детей младшего школьного возраста действовать в вымышленных обстоятельствах по настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.

Актуальность работы по данной теме заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театрализованная деятельность позволяет решить многие проблемы педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;

- развитием коммуникативных качеств;

-созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.

Театрализованная деятельность прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театрализация используется в интересах речевого развития ребенка. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями.

Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми. Однако воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется в практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Проблема заключается в необходимости осознать, что такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе школы в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений , праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Поскольку нетрадиционное занятие строится на принципах:

- постоянная обратная связь;

- диалогизация образовательного процесса;

- оптимизация развития (активная стимуляция);

- эмоциональный подъем;

- добровольное участие (свобода выбора);

- погружение в проблему;

- свободное пространство, гармонизация развития.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке учителя, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Темы проектов могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Использование современных информационных технологий повышает качество воспитательно-образовательного процесса, делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.

Влияние театрализованной деятельности на развитие ребенка неоспоримо. Это один из самых эффективных методов проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярка применяется принцип обучения: учить играя. Давно известно, что на уроках чтения читаются по ролям басни, отрывки из детской художественной прозы, заучиваются поэтические произведения. Эти виды работ постоянно встречаются на уроках в начальной школе. Данная статья посвящается другим путям включения театрально- исполнительского искусства в структуру урока, раскрытию иных возможностей этого включения. Не потому, что традиционные виды театральных приемов в работе учителя представляются плохими или недостаточно изученными, а потому, что важно разобраться в сущности театральных методов, опираясь на особенности выразительного языка театра, его специфического материала. Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся, навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все — от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все это могут дать уроку театральные методы работы или, как их называют, методы театральной педагогики. «Мы много говорим о гармоничном воспитании, так вот театра — это лучшее поле для него. Ребенок учится тренировать свое поведение, учится главному, чего всегда не хватает,— общению! Внимательно, добро, заботливо видеть в каждом интересного человека, друга, товарища». Для того чтобы показать возможности специальных театральных методик, в инструментовку которых входит работа над особенностями поведения, приведу несколько фрагментов уроков в начальных классах.

Детям предлагается по очереди встать, назвать свое имя и фамилию и сесть. Встать нужно сразу, как только сел предыдущий, не позже и не раньше. Не разрешается подталкивать кого-либо, давать распоряжения голосом или жестом. Упражнение называется «эстафета». В каком бы классе ни началась работа над этим заданием — в первом, втором или третьем,— трудности были одни и те же: дети не всегда вовремя вставали, часто не садились, дожидаясь дополнительного указания учителя, наконец, многие не выдерживали и начинали командовать соседями. Учителю приходилось снова и снова начинать эстафету с нового места (с первой парты, с последней, с середины ряда), задавая новую последовательность хода эстафеты, пока дети не стали замечать ошибок. Чтобы не делать ошибок, каждый должен быть особо внимательным, чтобы не пропустить момент своего выступления, причем он сам должен его начать и, закончив, сесть, давая возможность следующему «выступающему». Далее, каждый должен сдерживать свое желание вмешаться в работу товарищей и терпеливо ждать, когда начнет свою работу тот, кто замешкался или не садится. Казалось бы, все эти навыки — чисто дисциплинарные, но непредсказуемость того, что произойдет во время эстафеты, резко повысила уровень внимания детей друг к другу, степень их собственной собранности. Доступная каждому минимальная смелость — вовремя сказать свое имя и фамилию, сопровождаемая вниманием и молчанием всего класса,— стала основой для всех следующих творческих исполнительских попыток. На следующих уроках содержание выступлений постепенно усложнялось (назвать книгу, песню, описать свой дом, свое отношение к чему-либо, наконец, произнести по-своему заданный текст и т. д.). Теперь уже и учитель начальных классов может легко и быстро включить весь класс в творческую работу, в которой ему был важен индивидуальный результат усилий каждого ученика. А вот другое упражнение. К доске вызываются 5—7 учеников. Им предлагается найти взглядом того, кто смотрит на тебя и может стать твоим партнером в дальнейших действиях. Эта связь устанавливается с помощью выразительного взгляда. По команде учителя: «Всем одновременно поменяться местами, одни выходят к доске, другие садятся на их места. Затем новой группе у доски предлагается выполнить то же задание, но не брать в партнеры тех, кто уже был у доски. Не разрешается подавать друг другу какие-либо знаки, только взгляд глаза в глаза. Оказалось, что такое простое задание помогло выявить уровень дружественного общения в классе, способность каждого из детей к спокойному и широкому общению. Театр — это искусство для чутких людей, как и искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении — те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия. Каждый урок как методическое целое должен стать фактом педагогической работы. Приведем ряд примеров использования методов театральной педагогики на уроках. На уроке русского языка при работе со словарными словами можно провести театральную игру «печатная машинка». Суть игры состоит в следующем. В классе или группе все буквы алфавита распределяются между детьми. Задается слово или фраза, и все буквы — участники слова — встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву. В конце слова молча встает и хлопает в ладоши весь класс. «Печатная машинка» — игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины, терпеливого внимания ко всем и к исполняемому делу. Каждый участник распределяет свое внимание между своими (или своей единственной) буквами и их последовательностью, чтобы встать и хлопнуть в ладоши тогда, когда в заданном слове появится «его» буква. В процессе игры дети хорошо запоминают слово и составляющие его буквы. Хорошим методом минутного отдыха и моментом переключения к новой, достаточно сосредоточенной работе на уроке является упражнение «слушаем», что сейчас за окном (в коридоре, над потолком, под полом, в классе, внутри меня)». Неожиданность, как бы случайность задания обращает внимание ребят к реальной окружающей их жизни. По услышанным звукам и шорохам дети представляют себе реальные картины и как бы восстанавливают привычный ход мыслей. Обсудив в нескольких словах услышанное, учитель легко переключает внимание детей на следующее учебное задание. На уроках по изучению временных форм глагола можно упражняться на воспроизведении физических действий по памяти. Исполнитель (им может быть и учитель, и ученики) точно передает движения, направление взгляда, свойственные действию с каким-то реальным предметом, которого сейчас у него нет: подметает пол шваброй (без швабры), поливает цветы (без кувшина, а может быть, и без цветка). Во время действия исполнитель задает вопрос кому-либо из класса: «Таня, что я делаю?» В ответе ученицы звучит глагол в настоящем времени во 2-м лице. Диалог можно продолжить: «Олег, что сейчас делает Оля?» Ответ содержит глагол настоящего времени в 3-м лице. Далее учитель прекращает работу и на вопрос, что он делал, звучат ответы с глаголами в прошедшем времени. На уроках природоведения хорошо использовать знания детей о повадках животных, об особенностях растений. Например, ученик молча показывает движение белки, особенности ее поведения в лесу летом, зимой, осенью. Затем в словесной форме он от лица белки комментирует свои движения, сочиняя на ходу рассказ, историю или сказку. На уроках математики, тренируясь в устном счете, играем с детьми в волшебную палочку. Эта игра располагает к тактичному, доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причем выполняемая ребенком математическая операция в условиях этой игры проводится в форме диалога. Например, сегодня волшебная палочка превращает число в другое, которое больше первого на единицу, на два, три или четыре; больше в два раза; на единицу меньше и т. д. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответ он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Тренировка в счете, проходящая в форме диалога, передача волшебной палочки отвечавшему в случае получения верного ответа является интересным психологическим средством обучения. Важным моментом эстетического воспитания является субъективно пережитая радость при восприятии красиво сделанной вещи, удачно сыгранной роли или виртуозно исполненной музыки. Театральное творчество игры и представления на уроках в начальных классах может с успехом существовать в микроэтюдах и микросценах, подобно эскизам и зарисовкаму художников. Но сделать это театральное микропроизведение можно только посредством живых, убедительных, совершаемых на наших глазах действий ребят, отличающихся одно от другого тонкостями мимики, жестов, составом речи, ее построением и звучанием. Сочинение по картинкам, сочинение смешных историй проходит легко, на творческом подъеме, если переплетаются с навыками театральной игры. Увлекательно и с большой воспитательно-образовательной пользой проходят упражнения «вернуть прошедшее». Смысл этого этюда состоит в том, чтобы, остановившись в какое-то мгновение, все повторили, как они в него попали, словно прокрутить назад кинопленку. Работа над выразительностью словесного действия тоже начинается с первого класса. Умение ставить голосом точку, запятую вполне доступно первоклассникам. Они в силах сосчитать, сколько точек поставил исполнитель стихотворения, которое он прочитал наизусть, и сравнить это с числом точек в тексте. Часто думают, что, говоря разные слова, люди обязательно совершают и разные действия. А это совсем не так. Утешать, например, можно разными словами, как и ругать. Одни и те же слова, по-разному произнесенные, могут и обрадовать, и огорчить. Причем взрослые и дети по разному понимают, как звучат слова, которые могут обрадовать. Благодаря театральным упражнениям учитель может влиять на реализацию индивидуально накопленного жизненного опыта своих учеников.

Ученик начальной школы любит и готов делать то, что ему предлагают. Здесь специальные методические усилия учителя должны быть направлены на организацию и отбор таких видов деятельности, которые рациональны именно в коллективе, в которых один не может помешать другому, а скорее необходим ему. Перед учителем на каждом занятии стоит цель — увидеть, почувствовать особое мнение каждого из учеников класса, создать ребенку условия для высказывания и обеспечить помощь в осуществлении каждым именно своего замысла. Именно в начальной школе на уроках искусства важно, нужно и можно обеспечить интерес к мнению каждого ребенка и строить весь урок на пристальном внимании к индивидуальности. Только тогда занятия обеспечат продвижение каждого ребенка к вершинам художественной культуры и внесут свой незаменимый вклад во всестороннее развитие человека

В конце статьи хочется вернуться к словам А. С. Макаренко. Надо допускать определённую долю творческого риска в работе с детьми, в них надо верить. Если у них в жизни, хоть раз будет образец необычных явлений и полётов фантазии, им будет уже на что оглянуться, с чем сравнить, куда стремиться.

Библиографический список:

  1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст]/ И.Н. Агафонова // Начальная школа. 2009. –№1. –С.23-40.

  2. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2007. –№18. – С.27-38.

  3. Артюхова, И.А. В первом классе – без проблем/ И.А. Артюхова. –М.: Чистые пруды, 2008. –32с.

  4. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика?/М.М. Безруких, С.П. Ефимова.– М.: Просвещение, 2008. – 176 с.

  5. Григорьева, М.В Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации/ М.В. Григорьева//Начальная школа. –2009. –№1. –С.8-9.

  6. Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической адаптированности/ Е.В. Змановская// Девинтология: Учеб.пособие. – М.: Академия, 2007. –С.207-213.

  7. Кирпичёв, В.И. Адаптация ребёнка к школе/ В.И. Кирпичёв// Физиология и гигиена младшего школьника. –М.,2008. – С.88-97.

  8. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.–Мн.: Універсітэцкае, 2009. –316 с.

  9. Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности/ Л.М. Костина// Вопросы психологии. – 2007. –№1. –С.137-143.

  10. Кушнир, Н.Я. Введение в школьную жизнь: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб./ Н.Я.Кушнир, Н.Н. Максимук.–Мн.: Нар. асвета, 2008. –199с.

  11. Лебедев, В.И. Психологическая адаптация/ В.И. Лебедев// Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.,2007. –С.8-18.

  12. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе/ Д.Н. Маркович// Пачатковая школа. –2009. –№7. –С.18-22.

Просмотров работы: 5903