В последние десятилетия число детей с ограниченными возможностями здоровья возрастает, что связано с влиянием негативных факторов окружающей среды на развитие ребенка в пренатальный и постнатальный период. Самое худшее, к чему они могут привести, это органическое поражение головного мозга. Вышесказанное становится почвой для возникновения умственной отсталости, приводящей к социальной дезадаптации ребенка. Вторично при умственной отсталости наблюдается недоразвитие познавательной деятельности и высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.п.). Их слаженная работа в норме обеспечивает основу грамотно оформленной письменной и устной речевой деятельности, а условиями при этом становятся слуховое восприятие, звукопроизносительная, интонационная и лексико-грамматическая стороны речи. Таким образом, становится актуальным проблема поиска эффективных средств устранения вторичных проявлений умственной отсталости.
Вторичные нарушения при умственной отсталости наиболее поддаются психолого-педагогической коррекции. Педагог может на это воздействовать, развивая навыки таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Обучение навыкам правильного грамотного письма является основной задачей специальных коррекционных школ, в которых обучаются умственно отсталые школьники. Выбор правильной методики является ключом успешного начала коррекционной работы.
Известный советский психолог, доктор педагогических наук А.Р. Лурия считал, что письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых и дополнительных средств выражения, если сравнивать с устной речью. Информация, передаваемая в письменной форме, доступна и понятна читателю лишь в том случае, если в полной мере использованы все развернутые грамматические средства языка, которые обладают адекватной семантической наполненностью, так как нет жестов и интонаций, сопровождающих речь, как при устной форме.
Если сравнивать письменную и устную речь, они совершенно не схожи между собой. Во-первых, они отличаются своим происхождением. Устная речь формируется в процессе общения, а письменная речь есть результат длительного обучения. У умственно отсталых школьников письмо следует корригировать одновременно с устной речью. [3]
Как уже говорилось выше, при умственной отсталости медленно формируются условные связи слухового, зрительного анализаторов. Поэтому дети плохо различают на слух звуки, и не соотносят их со зрительным образом. И.Н. Садовникова утверждала, что недоразвитие фонематического слуха приводит к заменам и смешениям букв при письме, нарушение звукового анализа к пропускам и перестановкам букв, несформированность фонематического восприятия становится причиной вставки звуков. [2] Также умственно отсталые дети допускают ошибки при построении синтаксически правильного предложения, что связано с ограниченным количеством словарного запаса. Часто повторяются такие ошибки, как нарушение согласования и управления между частями речи, причиной которого главным образом становится недостаточность языковых обобщений. Школьники смешивают буквы по зрительному образу, кинетическому сходству, допускают ошибки при использовании правил правописания.
В русской орфографии существует три принципа правописания: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный. Фонетический принцип напрямую связан с фонематическим восприятием, так как слова пишутся так, как слышит пишущий. При этом обязательном условием является сформированность фонематического анализа и синтеза, способность дифференцировать фонемы. Морфологический принцип требует хороших знаний в области лексики и грамматики, потому что нужно уметь дифференцировать значения морфем. При несоблюдении этого принципа часто повторяются такие ошибки, как замена безударного гласного в корне. Традиционный принцип предполагает написание слова, таким образом, как сложилось в истории и тут, конечно же, обязательна словарная работа. Нас интересует фонетический принцип, потому что мы рассмотрим одну из распространенных проблем умственно отсталых при письме, как пропуск мягкого знака в словах. [3]
Дети затрудняются при дифференцировке твердых и мягких согласных звуков и, как следствие, пропускается мягкий знак при обозначении мягкости согласного. И это неудивительно, потому что нарушение интеллекта закладывает отпечаток на все стороны речи и на письмо, в том числе. Письменная речь – сложная психофизиологическая деятельность, в которой участвуют все психические процессы и анализаторы. Как нам известно, у умственных отсталых школьников рассеянное внимание, сниженный объем памяти, преобладающее наглядно-действенное мышление. Эти особенности затрудняют процесс обучения, что заставляет искать эффективные пути коррекции этих недостатков.
При обучении детей с интеллектуальными нарушениями нужно опираться на сохранные функции, таким образом компенсируя дефект. В нашем случае противодействием недоразвитым психическим функциям будет являться наглядно-действенное мышление. Ее мы и будем использовать на уроках русского языка.
Наглядно-действенное мышление предусматривает решение задачи в реальности, манипулируя с предметами. Для реализации этой задачи мы будем использовать практические грамматические упражнения.
Практические грамматические упражнения – это система работы при обучении умственно отсталых школьников. Основоположником этой системы в 50-е гг. прошлого столетия стал М.Ф. Гнездилов. Он определял цель этой системы, как «правильно организованная речевая практика учащихся, в процессе которой слагаются первоначальные обобщения языковых явлений, служащие в дальнейшем основой для формирования грамматических явлений».
В дошкольный период дети с нормальным интеллектуальным развитием, общаясь со сверстниками и взрослыми, практически усваивают лексико-грамматический строй речи. Снижение познавательного интереса у умственно отсталых дошкольников не позволяет этого сделать. Такой ребенок не интересуется языковой материей, у него не формируются первоначальные языковые обобщения.
На этапе применения практических грамматических упражнений решаются следующие задачи:
формирование у детей первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
совершенствование произносительной стороны речи; уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
правильное построение и употребление в речи простого предложения;
овладение навыками связной устной речи и первоначальными навыками связной письменной речи.
Система практических грамматических упражнений включает следующие темы:
Звуки и буквы.
Слова, обозначающие предметы. Практические упражнения в слово и формообразовании.
Имена собственные.
Слова, обозначающие действия предметов. Практические упражнения в слово и формообразовании.
Слова, обозначающие признаки предметов. Практические упражнения в слово и формообразовании.
Предлог.
Родственные слова. Практические упражнения в словообразовании.
Простое предложение.
Используются просто упражнения в виде игры с опорой на предметы или предметные картинки. Основное требование к проведению практических грамматических упражнений – их последовательность и системность. М.Ф. Гнездилов указывал, что у детей с интеллектуальным нарушением речевые системы характеризуются неустойчивостью, придавать им большую гибкость можно, если практические грамматические упражнения будут заключать в себе данную систему.
При анализе слов с мягким знаком важно показать, что количество букв и звуков не совпадает. Учитель объясняет, как обозначается мягкость согласных на конце и почему букв оказывается больше, чем звуков. Для примера мы предлагаем вам следующую систему упражнений. [1]
Система упражнений для развития навыка правописания мягкого знака на конце и в середине слова
«Лото»
Цель: развитие фонематического слуха, умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости
Оборудование: лото с буквами в шести квадратиках и пять фишек
Н |
НЬ |
РЬ |
Л |
ЛЬ |
Р |
Задание: Учитель называет слова с мягким и твердым согласным на конце. Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того как карточка лото (кроме одного квадрата) закрыта фишками, учащиеся запоминают, какие слова названы учителем, определяют, какой квадратик не нужно было закрывать.
Слова для справок: пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран.
«Работа по картинкам»
Цель: развитие навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование: предметные картинки
Задание:
Назови предметы. Прочитай подписи под картинками.
Гусь Пень Снегирь Фасоль
2. Четко прочитай выделенные согласные. Как они произносятся – твердо или мягко? Какая буква обозначает мягкость согласных? Почему букв становится больше, чем звуков?
3. Запиши слова. Подчеркни на конце мягкие согласные вместе с мягким знаком двумя чертами.
«Твердо-Мягко»
Цель: развитие навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование: слова с мягким и твердым согласным на конце (журнал, корень, зверь, карман, метель, сахар, семь, костюм, коготь, солдат).
Задание: 1.Прочитай слова. Четко произноси согласный на конце.
2.Сначала выпиши слова с твердым согласным на конце, затем с мягким согласным.
3.Какая буква помогла на письме с мягким согласным?
«Пары звуков»
Цель: развитие навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование:
С – сь
Кара..
Ло…
Автобус…
Голо…
Л – ль
Пена…
Кисе…
Апрель…
Мете…
Р – рь
Врата…
Кове…
Суха…
Октяб…
Задание:
1.Прочитай пары твердых и мягких согласных. Закончи ими слова.
2.Запиши слова. После мягких согласных пиши мягкий знак.
«Ь - фокусник»
Цель: развивать навык четкого произношения мягких и твердых согласных, выделения мягкого знака на конце и в середине слов
Оборудование: картинки, слова
Угол – уголь
Ел - ель
Банка – банька
Полка - полька
Задание:
1.Прочитай слова.
2. Произнеси выделенные согласные в каждой паре слов. В каких словах они произносятся твердо, а в каких – мягко? Какая буква помогла на письме мягким согласным?
3. Спиши слова парами. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.
«Найди слову место в предложении»
Цель: развивать навык дифференциации мягких и твердых согласных, выделения мягкого знака в середине слов
Оборудование: Галька – галка. Полька – полка (слова)
… - это предмет мебели.
… - это танец.
… - это птица.
… - это камень (предложения).
Задание:
1.прочитай слова. Назови в них твердые и мягкие согласные.
2. Сравни, какими согласными отличаются слова.
3.Учись объяснять значения этих слов. Для этого вставь их в предложения.
4.Запиши предложения.
«Разбор слов со стихотворения»
Цели: развивать навык дифференциации слов с мягким знаком в середине и на конце слова
Оборудование: стихотворение «Мягкий знак», схемы
Все мы знаем, как писать:
Конь, пальто, письмо, кровать,
Голубь, мыльница, январь,
Встань, покрась, погладь, пожарь.
Мягкий знак, мягкий знак!
Без него нельзя никак.
Кто из вас ребята, знает,
Что он здесь обозначает?
Задачи: 1.Прочитай.
2.Ответь на вопрос стихотворения.
3.Выпиши слова с Ь на конце и в середине слова под двумя схемами.
«Пять названий»
Цель: закрепление написания названий слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
Оборудование: таблица с изображением животных Примерный материал: лось, волк, хорь, слон, крот, олень, рысь, лев, медведь, тигр, гусь, конь, лань, носорог.
Задание: Учащиеся называют животных, затем записывают в тетрадь только пять из этих названий. Слова нужно выбрать такие, в которых звуков меньше, чем букв (только те, что оканчиваются на мягкий согласный).
Представители каждого ряда проверяют правильность выполнения правил игры рядом-соперником. Правильное выполнение поощряется индивидуальным игровым жетоном.
«Картинное лото»
Цель: активизация словаря учащихся, развитие умения писать с мягким знаком на конце.
Оборудование: у каждого ученика карточка лото с картинками (гусь, конь, мальчик, деньги, цепь, пальто, морковь, кисть, будильник, коньки, кольцо, фасоль, пальцы, ель, альбом), сгруппированными в различных сочетаниях по три на каждой карточке; предметные картинки с названиями для ведущего; по три фишки у каждого ученика.
Задание: Ведущий берет маленькую картинку и называет предмет, изображенный на ней, или читает подпись. Ученики ищут соответствующую картинку на своих карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий четко произносит слово, выделяет мягкий согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. После правильно ответа, все ученики, нашедшие у себя на карточке названный предмет, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл всю карточку лото. Выигравшему предоставляется право в следующей игре быть ведущим.
«Заполни квадраты»
Цель: активизация словаря учащихся, развитие умения писать слова с мягким знаком на конце слова
Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки
Задание: К доске выходят представители команд для передвижения фигур по пешеходной дорожке. Учитель показывает предметные картинки по очереди. Ученики должны назвать их и объяснить изучаемую орфограмму. Если ответы правильные, представители передвигают фигурки на одну полоску вперед. Неточный ответ лишает команду права передвинуть фигурку по переходу. Выигрывает та команда, которая быстрее перейдет улицу.
«Сажаем дерево»
Цель: Активизация словаря на изучаемое правило.
Оборудование: У каждого ряда наборное полотно и плоские фигурки елочек (можно использовать для этого счетный материал).
Задание: Учитель объявляет условия игры: «Чтобы посадить деревце, нужно назвать слово, которое пишется с мягким словом.
Сидящий впереди ученик первого разряда называет слово, выделяет мягкий согласный и ставит фигурки елочки на наборное полотно своей команды. Затем идет первый ученик второго ряда, затем – третьего. Дальше работу продолжают ребята, сидящие за второй партой каждого ряда и т.д. Если ученик затрудняется назвать слово, команда пропускает свой ход. Выигрывает ряд, посадивший больше елочек.
Угадай последнее слово и запиши
Цель: развитие словаря учащихся, закрепление правописания слов с мягким знаком.
Оборудование: стихотворения
Я в любую непогоду
Тороплюсь забраться в воду.
Но к обеду я вернусь
- Го – го – го! – гогочет … (гусь).
Я по чтению опять
Получил оценку … (пять).
Без ключа ты мне поверь
Не откроешь эту … (дверь).
Я буду уголь добывать
Как мой отец и моя… (мать).
Зимние каникулы, веселые деньки!
Нужны ребятам санки, лыжи и … (коньки).
Думаю известно всем
Дней в неделе ровно … (семь)
Задание: Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учениками.
«Буквы спорят»
Цель: отработка навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков
Оборудование: речевой материал
Кровать…, блокно…, скатер…, авгус…,компо…, кос…, хала…, пу…, деся….
Шес тть котя тть есттьхотятть.
Задание: 1.Выбери т или ть и вставь их в слова.
3.Запиши слова и предложение.
«Хор»
Цель: закрепить навык правописания слов с мягким знаком
Оборудование: стихотворение
Спрашивай – отвечаем!
Сколько пальцев на одной руке? - …
Сколько лапок у жука? - …
Сколько дней в неделе? - …
Сколько ушек у двух подушек? - …
Сколько хвостиков у девяти осликов? - …
Сколько яиц в одном десятке? - …
Задание:
1.Пусть один ученик читает вопросы, а остальные хором отвечают.
2. Запиши числа словами. Подчеркни двумя чертами мягкие согласные вместе с Ь на конце.
«Очень уж похожи»
Цель: дифференциация звуков по твердости и мягкости
Оборудование: слова и предложения
Ел – ель
Сосна и … - хвойные деревья.
Барсик … только сырую рыбу.
Задание:
1.прочитай похожие слова.
2.Назови различные звуки в словах. Укажи различные буквы.
3.Вставь эти слова в предложения и запиши их.
«Загадки»
Цель: отгадывание загадок, закрепление правописания слов с мягким знаком.
Оборудование: загадки
Ежедневно в семь утра
Он трещит: вставать пооррррра! (Будильник)
С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями.
(Дождь)
Эта книга непростая
По ней я буквы изучаю (Букварь)
Что за дерево-девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Целый день купается,
Все не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти
Как ее вам не найти. (Тень)
«Картошка»
Цель: развивать навык выделять в словах твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование: схема и слово в рамке
Задание: Прочитай слово в рамке. Назови твердые и мягкие согласные. Составь предложение по схеме. К словам жареный, вкусная, молодой, печеная, горячий допиши слово картофель или картошка.
Образец: Жареный картофель.
Какой? суп .
«Замени на другое слово»
Цель: закрепить навык употребления мягкого знака в словах и предложениях
Оборудование: слова (нельзя, правильно, сильный), предложения (Пиши слова грамотно. Проливной дождь размыл дороги. Не надо обижать младших).
Задание:
1.Прочитай слова. Что общего в их написании? Объясни.
2.Прочитай предложения. Выделенные слова замени близкими по смыслу.
3.Запиши предложения. Подчеркни двумя чертами мягкие согласные с Ь.
«Пропущенные буквы»
Цель: закрепить умение правильно использовать мягкий знак на конце и в середине слова
Оборудование: текст с пропущенными буквами (Ноябр.. . М..рзнут голые б..резки. Солнце бол..ше не греет. В..роны у крыл..ца ищут корм. По утрам лужи затянуты л..дом).
Задание: 1.Прочитай предложения. Объясни написание слов с пропущенной буквой. Составь рассказ так:
О погоде.
О растениях.
О птицах.
2.Все обдумай, не спеши и рассказ свой запиши.
«Работа со стихотворением»
Цель: закрепить навык использования слов с мягким знаком в речи
Оборудование: стихотворение
Дождь, дождь, каждый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды размокла. (Я.Аким)
Задание: 1.Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
2.Скажи, какие буквы в словах обозначают мягкость согласных.
3.Выучи две первые строчки стихотворения наизусть. Приготовься писать их в классе по памяти.
«Осенний словарик»
Цель: закрепить навык использования слов с мягким знаком в самостоятельной речи
Оборудование: картинка «Осень»
Задание: Кончается осень. Попрощайся с ней: составь «осенний» словарик. Слова запиши.Подчеркни в словах мягкие согласные. [2]
Таким образом, практические грамматические упражнения являются эффективным средством развития навыков грамотного письма при соблюдении всех вышеизложенных требований. Система практических грамматических упражнений формирует и регулирует мыслительную и речевую деятельность детей, создает условия для более точного пользования речью как средством общения.
Список литературы
Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
Аксенова, А.К, Якубовская, Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Книга для учителя.-2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.-176с.
Ковшиков, В.А, Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учеб. для пед. и гуманитарных вузов.-М.:Изд-во АСТ, М., 2009.-346 с.
Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. – 400 с.