ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА РОССИИ

Белоброва А.А. 1, Ерошкина Д.В. 1, Невежин В.П. 1
1Финансовый университет при Правительстве РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Рассмотрены проблемы, возникающие на пути владельцев малого бизнеса, которые приводят к закрытию предприятий. Проведен анализ ограничивающих факторов функционирования и развития малого бизнеса. Выявлены основные направления развития и улучшения условий для создания благоприятной среды функционирования малого бизнеса.

Abstract

Problems of small business were considered which lead to closures of enterprises. Analysis of factors limiting the operation and development of small business was carried out. The main directions of development and the conditions for creating a favorable business environment for small businesses were defined.

Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, конкуренция,экономика России, индивидуальные предприниматели, институциональная среда, система налогообложения, рентабельность.

Keywords: small business, businesscompetition, the economy of the Russian Federation, sole proprietorship, institutional environment, the system of taxation, profitability.

Во многих развитых странах малый бизнес является движущей силой экономики. Это путь реализации творческого потенциала населения. Малый бизнес – опора крупных промышленных предприятий. Когда гигантами делегируется часть производства компонентов для своих конечных изделий, предприятиям малого и среднего бизнеса остается выполнять оставшуюся часть. Таким примером может служить японская компания «Тойота», с которой работает около 30 тысяч предприятий, производящих детали автомобилей и оказывающих разные виды услуг, или американская «Дженерал Электрик», взаимодействующая с предприятиями малого бизнеса на субподрядных условиях. Если рассмотреть доли малого бизнеса в ВВП разных стран, то в Евросоюзе вклад малого бизнеса составляет около 50%. В России же вклад составляет около 20%, при этом коэффициент ликвидации малых предприятий за 2013г. по данным Министерства экономического развития составил 87,3%.

В опубликованном отчете авторитетного международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2013» одним из главных препятствий к открытию собственного дела в нашей стране является боязнь быть неуспешными (59,5%). Только более четверти (28,2%) респондентов считают, что обладают достаточными знаниями и опытом для открытия собственного дела. Для сравнения, в США данный показатель составляет 55,7%, в странах БРИКС – 46,8%, в Восточной Европе – 45,9%. [1] Почему же в России сложилась такая ситуация? В чем причины ухода предприятий малого бизнеса с рынка? Что ждёт малый бизнес в ближайшем будущем?

Одной из главных причин ухода малых предприятий с рынка является нерентабельность, которая связана с несовершенством налоговой системы. Действительно, непродуманная система налогообложения заставляет многих предпринимателей либо «уходить в тень», либо полностью закрывать собственное дело. Так в 2013 г., когда общий размер страховых взносов индивидуальных предпринимателей (ИП) вырос до 35 664,66 рубля (превысило в 2 раза аналогичные взносы 2012 г.), в результате за 6 месяцев с декабря 2012 г. по июнь 2013 г. количество ИП сократилось примерно на 500 тыс. чел. из-за непосильных страховых взносов. Особенно, это коснулось тех, кто работал в сельской местности или «от случая к случаю» (парикмахеры, няни, репетиторы и т.д.) – примерно 20% от общего числа индивидуальных предпринимателей, чей годовой доход составлял менее 300 тыс. руб. После осознания этих последствий, 1 января 2014 г. социальные взносы были снижены и составляли 20727,53 руб. (при доходе меньше 300 тыс. руб. или его отсутствия). Но власть, как видно, не учится на своих ошибках.

Что же происходит сегодня? Министерством Финансов планируется принять до 2015 г. закон, по которому регионы смогут снижать лимиты по доходам и численности работников для применения Упрощенной системы налогообложения (УСН) в 10 раз. В 2014 году лимит для применения УСН по доходам составлял 64,02 млн. руб., с учетом инфляции около 70 млн. руб., а численность работников — 100 человек. Если снизить эти показатели в 10 раз, то получается, «упрощенцы» (применяемые УСН) не смогут превышать доход в год более 6,4 млн. руб. и нанимать более 10 человек. В противном случае они должны будут применять общий режим налогообложения, а это значит, что малому бизнесу придется платить такие налоги, как: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, что существенно увеличит налоговую нагрузку [2]. Что же станет с предприятиями малого бизнеса, смогут ли они оставаться на рынке, если подобные изменения вступят в силу? Для этого рассмотрим средний оборот малых предприятий, см. табл. 1.

Исходя из данных за 2014 год, представленных Федеральной службой государственной статистики, средний оборот малых предприятий по Российской Федерации составляет 12 млн. руб. Таким образом, если будет введен закон о снижении лимита по доходам в 10 раз для применения УСН до 6,4 млн. руб., то предприятия малого бизнеса уже не смогут, как уже отмечалось выше, использовать УСН из-за роста налоговой нагрузка и либо будут уклоняться от уплаты налогов, либо прекратят свою деятельность.

Таблица 1 - Средний оборот малых предприятий по субъектам Российской федерации за 2013 год

 

Количество предприятий, ед.

Оборот предприятий, тыс. руб.

Средний оборот предприятий тыс. руб.

Российская Федерация

2062388

24778248531

12014,35

ЦФО

571966

8958291897

15662,28

СЗФО

330491

2620480995

7929,05

ЮФО

155705

1945239187

12493,11

СКФО

52234

670536882

12837,17

ПФО

374237

4631248654

12375,18

УФО

191647

2324871028

12131,01

СФО

290066

2635772520

9086,80

ДФО

96042

991807367

10326,81

Источник: Федеральная служба государственной статистики[3]

Другим, не менее сильным ударом, будет повышение единого налога для малого бизнеса на 7,5%. От его введения в 2015 году сильно вырастет налоговая нагрузка для почти 2,3 млн. предпринимателей, которые платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). По данным ФНС, на 1 января 2014 года, на ЕНВД работали почти 2 млн. индивидуальных предпринимателей и почти 352 тыс. обществ с ограниченной ответственностью. За девять месяцев 2014 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,46 млрд. руб. ЕНВД. Данный налог является одним из основных источников пополнения бюджетов муниципалитетов. На 2015 год Минэкономразвития установило самую высокую индексацию коэффициента-дефлятора за последние четыре года – на 7,53%. В результате нагрузка на бизнес существенно вырастет [4].

Например, базовая доходность одного из видов деятельности на ЕНВД – оказание бытовых услуг (ремонт обуви, услуги парикмахерских, услуги фотоателье и др.), которые в силу масштабов осуществления деятельности относятся к малому бизнесу – составляет 7500 руб. с 1 кв. м в месяц. Если предприниматель ведет бизнес в помещении площадью 30 кв. м, то налоговая база по ЕНВД для него составляла по состоянию на настоящее время 2,7 млн. руб. в год. Вводимый в 2015 году коэффициент-дефлятор увеличит эту сумму до 4,85 млн. руб., с которой надо будет заплатить 15-процентный налог в бюджет. Если подсчитать, получится, что это на 32 тыс. руб. больше, чем в 2014 году. Но приведет ли повышение единого налога к пропорциональному росту налоговых доходов? Обратимся к текущему 2014 году. Коэффициент - дефлятор вырос на 6,5%, а увеличение налоговых поступлений по ЕНВД за девять месяцев 2014г. выросло всего на 1,25% по сравнению с предыдущим. Значит, малый бизнес либо «уходит в тень», либо переходит на другие формы налогообложения.

Еще одной серьезной проблемой для нормальной деятельности предприятий малого бизнеса является проблема финансирования. Недостаток как собственных, так и привлеченных ресурсов препятствует развитию их деятельности. Большинству предпринимателей не предоставляются кредитные ресурсы из-за отсутствия достаточного обеспечения или высоких рисков, связанных с кредитованием. Сегодня темпы кредитования малого и среднего бизнеса терпят снижение показателей. Так в первом полугодии 2014 года этот сегмент экономики показал значительное замедление. Причиной сложившейся ситуации является ужесточение условий кредитования банками, которые отдают предпочтения более крупному бизнесу, основываясь на их устойчивости.

По данным Центрального банка РФ (ЦБ РФ), в 2012 году показатель кредитования малого бизнеса вырос на 17% до 4,5 трлн. рублей, в 2013 году на 15% и насчитывает порядка 5,2 трлн. рублей. В 2014 году заметно существенное снижение показателей кредитования малого бизнеса по причинам неблагоприятной макроэкономической обстановки. Статистика регулятора наглядно демонстрирует тенденцию к снижению: за первое полугодие 2014 года кредитование сегмента приросло лишь на 3,8%, при этом в 2013 году рост был 8,4%, а в 2012 году-10%, см. рис. 1.

Рис. 1 - Прирост показателей кредитования малого бизнеса за первое полугодие 2014 года

По прогнозам экспертов рейтингового агентства и экспертов малого и среднего бизнеса (МСБ) на конец 2014 года ожидается замедление темпов прироста кредитования малого бизнеса банками до 8,5-10%. Они так же отмечают, что портфель кредитов вряд ли превысит 6 трлн. рублей. Стоит уточнить, что данная ситуация может быть только в случае оптимистического сценария - при отмене санкций и иных сдерживающих факторов. Если рассматривать пессимистическую ситуацию, то эксперты ожидают закрытие части лимитов для российских предприятий на зарубежных рынках и, по прогнозам специалистов, ожидается замедление темпов кредитования МСБ до 6-8% [5]. Причиной этому служит некредитоспособность малых предприятий на фоне снижения выручки и роста долговой нагрузки, несмотря на то, что количество заявок на кредиты не уменьшилось, но заметно страдает их качество. На клиентов негативное влияние оказывает снижение темпов экономического роста, ослабление рубля и др. Эксперты также выделяют рост просрочки кредитов со стороны МСБ в условиях общего снижения темпов роста экономики, который повлек снижение роста спроса, сокращение инвестиций и как следствие - снижение возможностей развития данного сектора экономики. Стоит отметить, что ослабление рубля оказывает положительное влияние на экспортеров, но среди малых предприятий таких единицы, основными проблемами стали сложность в закупке импортного оборудования, превышение роста курса валюты над темпами роста выручки и высокие процентные ставки кредитования. В целом все это оказывает негативное влияние на малый бизнес и тормозит его развитие. К вышеперечисленному добавляется ускорение роста инфляции и, вследствие этого, повышение ключевой ставки, по данным ЦБ РФ она уже составляет 17%, которые усугубляют итак существующую ситуацию со стоимостью ресурсов малых предприятий.

В такой ситуации очень трудно представить, что же ждет малый бизнес в ближайшие несколько лет. С одной стороны, государство собирается увеличить налоговое бремя для уже существующих предпринимателей, хотя в послании Президента в ноябре 2014 года Совету Федерации было предложено зафиксировать на 4 года действующие налоговые условия для предпринимателей, с другой стимулирует открытие новых, вводя «налоговые каникулы» сроком на 2 года для вновь созданных предприятий. Конечно, это позволит новым предпринимателям адаптироваться, наладить работу, но не вызовут ли ликвидацию уже существующих малых предприятий принятые законы по налогообложению? Или это будет очередной «налоговой ловушкой» для государства, и многие предприниматели, по нашему мнению, будут попросту перерегистрироваться или уйдут с рынка.

Что же касается конкуренции, то в связи с ростом курса валют и удорожанием импорта, продукция российских производителей получает конкурентное преимущество перед импортируемыми товарами. Но не следует забывать, что структура нашей экономики ориентирована на экспорт сырьевых ресурсов. Необходимо стимулировать развитие промышленного производства, в котором важную роль играют малые предприятия, являясь поставщиками отдельных услуг и компонентов.

Острая проблема, которую необходимо решать государству, - это «вывод бизнеса из тени», поскольку малые предприятия, укрывающиеся от уплаты налогов, получают конкурентное преимущество перед законопослушными предпринимателями по размеру издержек, а значит и стоимости своей продукции. В этом направлении делаются первые шаги. Внесены поправки в Налоговый Кодекс, касающиеся торговых сборов в городах федерального значения с 1 июля 2015 г. Вообще, торговля – самый популярный вид деятельности малых предприятий, а значит и высок уровень конкуренции. Планируется, что новый сбор заставит платить налоги тех, кто находится в тени. С другой стороны многие критикуют данное нововведение, поскольку есть риск, что новый сбор может распространиться не только на города федерального значения, а также может быть увеличена ставка налогообложения, а значит снова появляется опасность роста налоговой нагрузки на малый бизнес в будущем.

Для развития малого бизнеса необходимо развивать и институциональную среду, под которой понимается инфраструктура, т.е. совокупность субъектов взаимодействия с малым бизнесом. Примером могут служить государственные учреждения, коммерческие банки, страховые компании, посредники, аудиторские компании, консалтинговые агентства и др. В совокупности все участники отношений по-своему оказывают влияние на развитие малого бизнеса, который является самым хрупким и слабым, по сравнению со средним и крупным. Малый бизнес очень чувствителен к всевозможным изменениям и негативным влияниям и необходимо создать такую институциональную среду, которая будет направлена на поддержку и его развитие, путем налоговых льгот, компенсации потерь, обеспечения облегченного доступа к необходимым услугам. Стоит отметить, что малый бизнес весьма зависит от консалтинговых агентств и аудиторский компаний, так как не имеет собственных специализированных служб, которые могут оказать ему помощь в финансово-правовых вопросах.

В настоящее время поддержку малому и среднему бизнесу оказывает ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" (АКГ), созданная в июле 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства РФ для поддержания малого и среднего бизнеса. АКГ помогает расширить возможности малого и среднего бизнеса, оказывая поддержку в получении долгосрочных кредитов. На настоящий момент субъекты МСБ, по мнению экспертов, нуждаются в долгосрочных кредитах на сумму от 490 до 900 млрд. рублей в год. АКГ сотрудничает с рядом крупнейших банков, в том числе ВТБ24 и Сбербанк. По словам председателя правления АКГ, Галины Изотовой, к 2019 году планируется выдать гарантии малому и среднему бизнесу на сумму около 350 млрд. рублей, с учетом региональный гарантийных фондов эта сумма может составлять 580 млрд. рублей.[6]

Нельзя оставить без внимания и систему закупок государственных компаний. Известно, что она направлена на интересы крупного бизнеса. Однако следует отметить, что с 1 января 2014 года действуют нововведения, задача которых оказать поддержку малому и среднему бизнесу в данном направлении. С начала 2014 года проведение конкурсов на госзаказы регулируется Федеральным законом 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года. В документе содержится информация о том, что малый бизнес должен получать 15% заказов, также "малышам" предоставляется выбор по оплате залога за обеспечение заявки конкурса - банковской гарантией или деньгами. Правительством РФ 29 мая 2013 года была утверждена "дорожная карта", целью которой является облегчение доступа малого и среднего бизнеса к рынку обслуживания компаний с государственным участием. Говоря о планах, содержащихся в "дорожной карте", к 2015 году планируется, что 25% всех закупок государственных компаний будет приходиться на малый и средний бизнес.

Государству необходимо всеми способами стараться поддерживать малый бизнес, искать необходимые средства, реализовывать проекты. Необходимо создать благоприятные условия для развития, отказаться от тотального контроля со стороны проверяющих органов. Безусловно, важно развивать импортозамещение, вовлекать отечественных производителей в работу, чтобы отечественными предприятиями удовлетворять спрос на товары и услуги, создавая конкурентное преимущество перед поставщиками из других стран. В этом как раз и может помочь малый и средний бизнес, путем выполнения госзаказов. Что касается инвестиций, они должны быть направлены на развитие национальной экономики, а не поддерживать другие страны путем вывода капитала.

Список использованных источников:

1. Отчет по Глобальному мониторингу предпринимательства России 2013 года [Электронный ресурс]. - http://www.gsom.spbu.ru/images/cms/data/faculty/gem_2013_final20_all.pdf (Дата обращения: 29.11.2014).

2. Изменения по УСН 2015 [Электронный ресурс]. – http://www.26-2.ru/news/173686-s-1-yanvarya-2015-goda-regiony-smogut-regulirovat-limity-dlya-primeneniya-usn (Дата обращения: 29.11.2014).

3. Основные показатели деятельности малых предприятий 2013 год [Электронный ресурс]. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/# (Дата обращения: 30.11.2014).

4. Единый налог для малого бизнеса в 2015 году вырастет на 7,5% [Электронный ресурс]. - http://top.rbc.ru/own_business/24/11/2014/546f43bccbb20f70133374c3 (Дата обращения: 24.11.2014).

5. Иванова Рита. Курс на сужение - 30.10. [Электронный ресурс]. - http://quote.rbc.ru/addition/article/562949992875386 (Дата обращения: 29.11.2014)

6. Старт агентства кредитных гарантий - 30.06.2014 г. [Электронный ресурс]. - http://economy.gov.ru/minec/press/news/300620142123 (Дата обращения: 1.12.2014).

7. Невежин В.П., Чабак В.А. Ценообразование активов с учетом специфики рынка РФ // Экономика, управление и юриспруденция в современном мире: проблемы и поиски решений: материалы Международной научно-практической конференции (18 декабря 2013 года, г. Ижевск). – Ижевск, 2014. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», филиал в г. Ижевске. С. 376- 380.

Просмотров работы: 4209