XXI век. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современную школу.
Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.
Постепенно наращивается потенциал по внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.
Для организации учебно-воспитательного процесса необходимо использовать новые информационные технологии как основу формирования ИК-компетентности обучающихся.
Характерные черты личностно ориентированного урока с применением ИКТ:
образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);
процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);
опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
личностно-значимый эмоциональный контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения [Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).].
При такой организации образовательного процесса учащиеся:
самостоятельно выбирают образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;
развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;
накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;
проводят исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализацию и обобщение);
осуществляют целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование;
переходят от исследовательской позиции к проектированию новых реальностей и изучению свойств виртуального пространства.
Наиболее интересными методами обучения на основе ИКТ являются: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.
Указанные технологии органично взаимосвязаны между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, в классно-урочную систему, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.
Каждый учащийся должен овладеть информационной компетентностью, т.е. «готовностью учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.» [1].
Каждый урок информатики должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:
теоретическая работа с текстом учебника и иллюстрациями;
ответов на вопросы по изученному материалу;
выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;
компьютерный практикум: выполнение подобных заданий в электронном учебнике, выполнение заданий в текстовом или графическом редакторе.
обсуждение выполненных действий, что позволяет сделать информационную деятельность осознанной [Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 332 с.: ил.].
При использовании ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса необходимо использовать разнообразные компьютерные программы, компьютерные средства (MS Office, Internet, электронные учебники и пособия, наглядное представление материала) [Могилев А.В. и др. Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Под ред. Е.К. Хеннера – М.: Академия, 1999.- 356 с.].
Урок на основе ИКТ помогает вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, результатом которого является получение практических результатов, а также получить навыки познавательной, исследовательской, творческой деятельности; выявить степень подготовленности к исследовательской деятельности, ответственность за выполнение проекта
Работа по формированию ИК-компетентности на основе личностно ориентированного обучения позволила мне повысить уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, достичь более высокого уровня интеллектуального развития, сформированности умений и навыков.
Литература
Апатова НВ. Информационные технологии в школьном образовании. — М. 1994. – 235с.
Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 332 с.: ил.
Могилев А.В. и др. Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Под ред. Е.К. Хеннера – М.: Академия, 1999.- 356 с.
Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).