ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ ТВОРОГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ НА РЫНКЕ ТВОРОГА

Столбикова Д.В. 1
1Финансовый университет при правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе люди всё чаще задумываются о том, как питаться правильно, с пользой для здоровья. По этим соображениям многие выбирают творог в качестве вкусного и питательного продукта.

Однако, несмотря на разнообразие наименований творога, информация о наиболее распространённых потребностях потребителей всё ещё остаётся недостаточно полной.

Для того, чтобы лучше узнать лояльность потребителя по отношению к конкретным маркам и сделать заключение, какой продукт считается наиболее востребованным, был проведен опрос, в котором приняло участие 100 опрошенных, среди которых: 100 опрошенных, среди которых 1 школьник, 45 студентов, 40 работающих, 1 пенсионер, 3 работающих студента, 4 предпринимателя, 4 домохозяйки и 2 людей, занимающихся отличным видом деятельности. В опросе приняли участие как мужчины, так и женщины, последние с перевесом в 12%. Большую часть опрошенных составили молодые люди возраста от 18 до 25 лет (65%), чуть больше четверти опрошенных – взрослые от 25 до 40. Также на вопросы ответили 5% подростков до 18 лет, и 4% респондентов составили взрослые люди от 40 до 60 лет.

Разброс среднемесячного дохода среднего потребителя оказался таким же широким, как и разброс возраста, причем здесь нет определенно доминантной группы. Так, 23% опрошенных определили свой ежемесячный доход как сумму до 5 тыс. рб, 9% - от 6 до 10 тыс. руб., 19% - как от 20 до 40 тыс. руб. , 12% - от 40 до 60 тыс. руб., у 8% доход оказался выше 60 тыс. руб.

Портрет опрошенных варьировался и по роду деятельности и социальному статусу. Так, в опросе приняли участие 1 школьник, 45 студентов, 3 работающих пенсионера, 4 предпринимателя, 3 домохозяйки, 1 фрилансер и 1 призывник (последние отнесли себя в категорию «другие»).

Подводя итог характеристике портрета опрошенных можно сказать, что спектр выборки довольно широкий, а значит, картина опроса будет достаточно полной.

Марками творога, по которым проводился опрос, стали: Домик в деревне, Савушкин, Останкинский творог, Простоквашино, Полная Крынка, Брест-Литовский творог, President, Сваля, Рузский творожок, Дмитровский Завод, Вкуснотеево, Избенка (Вкусвилл), Danone, Другое.

Далее информация будет структурирована в соответствии со свойствами творога и наиболее выраженным потребностям потребителя соответственно.

Как выяснилось из опроса, что чуть больше половины (54%) покупателей отдаёт предпочтение обезжиренному творогу либо классическому творогу низкой жирности. Так, обезжиренный творог чаще всего покупает 19% респондентов, маложирный (до 2х%) – 24% и классический творог 4-5% - 54% опрошенных. Ещё примерно одна четверть (28%) опрошенных отметили, что далеко не всего обращают внимание на жирность продукта, ориентируясь, прежде всего на его вкусовые качества и цену.

Наименьшим успехом среди опрошенной группы пользуется классический творог 12-15% жирности (его отметил лишь 1% респондентов).

Что касается наиболее предпочтительного типа творога, то наибольшей популярностью пользуется классический творог, его предпочитает 62% опрошенных. Следом идет зернёный творог (20%) и творог кремовой консистенции (18%).

Хотя в начале статьи и упоминалась популяризация здорового питания, причины выбора творога не ограничиваются только им. Как выяснилось,большинство опрошенных в твороге привлекают вкусовые качества (их отметили 65% опрошенных). Чуть менее, чем для половины, это часть правильного питания (43 % опрошенных). Как часть диетического и спортивного питания творог выбирает 11% и 12% опрошенных соответственно. Лишь 2 процента употребляют его в лечебных целях, однако нельзя недооценивать важность потребностей этого сегмента потребителей.

Мнения касательно удовлетворенности соотношением цена-качество разделились. Несмотря на то, что 64% довольны либо скорее довольны ценой и качеством творога, 36% ответили на этот вопрос отрицательно. Тенденцию подтверждает и то, что в последнем вопросе анкеты о пожеланиях касательно рыночной ситуации, многие отметили нехватку натурального продукта по средней цене в шаговой доступности.

Что касается ценовой выборки, то 45% респондентов покупают творог по цене от 40 до 60р. за 100г., 30% - по цене 60-80 р. за 100г., 21% тратит не более 40р., а ещё 4% готовы потратить на 100г. этого продукта более 80р. Таким образом, средняя цена, за которую потребитель готов приобрести 100г. творога равна 60 рублям.

Настал черед определить двух лидеров опроса. В данном случае первые места поделили между собой «Домик в деревне» (42%), «Простоквашино» (37%). Также, одна четверть голосов пришлась на пункт «Другое». Чаще всего этот ответ означал стремление покупать на рынке, с рук у родственников, живущих в деревне и т.п.

Остальные наименования пользуются примерно одинаковой популярностью.

Стоит отметить, что по показателям экспертизы оба лидера потребительских предпочтений «Домик в деревне» и «Простоквашино» получили меньше всего нареканий экспертов с точки зрения их качества и соответствия продукции заявленному на этикетке составу1. Более того, их продукцию можно найти на прилавках большинства супер- и гипермаркетов.

Настал момент перейти к потребительским пожеланиям и предпочтениям. Так, наиболее важными при покупке творога более являются 4 фактора. Это состав продукта – на него обращает внимание 61% опрошенных, цена волнует 50% респондентов, следом идут срок годности (чем он меньше, тем лучше) – 43%, жирность – важна для 39%.

Стоит отметить, что, хотя для потребителя безусловно важны натуральность и полезность продукта, на первое место выходят при выборе продукта выходят такие параметры как вкус, цена и шаговая доступность продукта.

Однако пищевая полезность продукта так же играют немаловажную роль: потребителя обращают внимание на отсутствие или низкое содержание консервантов и, как следствие, низкий срок хранения творога.

Чаще всего респонденты отвечали на просьбу оставить мнение о том, творога с какими качествами не хватает, комментарием о недостаточном количестве натурального традиционного творога без добавок в магазинах шаговой доступности и по средней цене (ниже 60р. За 100 г.).

Так же показательны ответы о нехватке сладкого творога на сахарозаменителе: так определилась одна из свободных ниш рынка.

Подводя итоги статьи, важно изложить несколько рекомендаций производителям творога, которые, возможно, смогут повысить спрос и увеличить долю продукта на рынке.

Во-первых, стоит обратить внимание на нишу сладкого творога на фруктозе и прочих сахарозаменителях. Люди, страдающие заболеваниями, при которых невозможно употребление в пищу сахара, находятся в поисках продуктов, способных их удовлетворить.

Во-вторых, стоит отметить, что, если творог сочетает в себе все вышеназванные факторы, т.е. является натуральным, вкусным и недорогим (ценой около 50р. за 100г.) – он представляет идеальный вариант предпочтений опрошенной группы.

Пока такой вариант доступен в основном на ярмарках г. Москвы и в деревнях Подмосковья, а в супермаркетах и магазинах шаговой доступности творог либо не соответствует желаемому уровню качества, либо является достаточно дорогим.

В-третьих, важно помнить, что главным в продвижении как новых, так и уже существующих продуктов является сосредоточенность на раскрытии потребителю полезных качеств нового продукта или качественных инноваций продукта, уже давно присутствующего на рынке.

Относительно свободные ниши: 1) творог для лиц, страдающих сахарным диабетом и другими заболеваниями, при которых необходимо особое питание. Для этой категории потребителей важна низкая жирность и наличие сахарозаменителей в сладких изделиях. 2) Натуральный творог по цене ниже 50р. за 100г. на прилавках супермаркетов и других магазинов шаговой доступности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (с изменениями от 22 июля 2010 г.);

  2. Анкета-опросник [Веб-страница] URL: https://docs.google.com/forms/d/1ONYgT-oBQSXTUbjW8-3Rce5atCwdW7a_EylksyxUy_Y/viewform (дата обращения: 29.11.2014)

  3. Вкус дома: информационно-аналитический портал [Интернет-портал] URL: http://vkuskakdoma.ru/cooktechnology/home-tvorog-cooking.html (дата обращения: 25.11.2014)

  4. Деловая жизнь: электронное издание журнала [Интернет-портал] URL:

  5. http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html (дата обращения: 25.11.2014)

  6. Исследование рынков: информационно-аналитический портал [Интернет-портал] URL: http://marketing.rbc.ru/news_research/10/04/2014/562949991136282.html (дата обращения: 25.11.2014)

  7. Российский институт потребительских испытаний: информационно-аналитический портал [Интернет-портал] URL: http://www.ripi-test.ru/testy/3311-test-obezzhirennogo-tvoroga (дата обращения: 26.11.2014)

1 Российский институт потребительских испытаний: информационно-аналитический портал [Интернет-портал] URL: http://www.ripi-test.ru/testy/3311-test-obezzhirennogo-tvoroga (дата обращения: 26.11.2014)

Просмотров работы: 1601