КОНЦЕПТ «КОНВЕРГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОНЦЕПТ «КОНВЕРГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Шевченко Ю.С. 1, Николенко О.И. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Концепт «конвергентные технологии» появился в науке в начале XXI в. Феномен конвергенции с 80-х гг. XX в. витал в воздухе, а середине 90-х годов М. Кастельс отметил «растущую конвергенцию конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой старые изолированные технологические траектории становятся буквально неразличимыми» [2]. Более того, именно он обратил внимание на попарную конвергенцию технологий: биологической и информационной, которая проявилась в материальной – объектной и методологической взаимозависимости между этими технологиями. Далее новый концент включил в свою сферу синергетическое взаимодействие между такими сферами деятельности, как нанонаука и нанотехнология, биотехнология и науки о жизни, информационные и коммуникационные технологии, когнитивные науки.

Взаимовлияние информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и когнитивной науки не так давно было замечено исследователями и получило название NBIC-конвергенции (по первым буквам областей: N-нано; B-био; I-инфо; C-когно). Так называемая NBIC – инициатива была выдвинута в 2001 г. под эгидой Национального научного фонда США. Сам термин «NBIC-конвергенция» был введен в 2002 г. Михаилом Роко и Уильямом Бейнбриджем, которые подготовили отчет «Converging Technologies for Improving Human Performance» во Всемирном центре оценки технологий (WTEC). Отчет посвящен раскрытию особенности NBIC-конвергенции, ее значению в общем ходе развития мировой цивилизации, а также ее эволюционному и культурообразующему значению. Данный этап возникновения NBIC-конвергенции стали называть «посткастельсовским» в честь М. Кастельса, который увидел предпосылки и генезис феномена конвергенции в информационно-технологическом обществе.

М. Роко и В. Бэйнбридж считаются авторами тетраэдрической концепции взаимосвязи конвергентных технологий. Эта концепция называется тетраэдрической в связи с тем, что в ней модель конвергенции четырех технологий представлена в виде тетраэдра, в вершинах которого расположены четыре базовых элементарных нанообъекта: атом, ген, нейрон и бит. «Процесс конвергенции, синергийность тетраэдра предполагает, что на уровне наномасштаба атомы, цепи, код ДНК, нейроны и биты становятся взаимозаменяемыми», за счет чего может происходить синергийная взаимосвязь четырех быстро развивающихся областей науки и технологии [1]. К ним относятся: нанотехнология и нанонаука; биотехнологии и биомедицина, в том числе и генная инженерия; информационные и коммукационные технологии; когнитивные науки, включая нейронауки.

Д. Медведев и В. Прайд отмечают отличительные особенностями NBIC -конвергенции:

– «интенсивное взаимодействие между указанными научными и технологическими областями;

– значительный синергетический эффект;

– широта охвата рассматриваемых и подверженных влиянию предметных областей — от атомарного уровня материи до разумных систем;

– выявление перспективы качественного роста технологических возможностей индивидуального и общественного развития человека – благодаря NBIC –конвергенции» [4].

Результат слияния четырех указанных технологий должен привести к объединению четырех глобальных направлений сегодняшней науки и технологий: «нано - новый подход к конструированию материалов «под заказ» путем атомно-молекулярного конструирования; био -, что позволит вводить в конструирование неорганических материалов биологическую часть и таким образом получать гибридные материалы, информационные технологии, которые дадут возможность в такой гибридный материал или систему «подсадить» интегральную схему и в итоге получить принципиально новую интеллектуальную систему; когнитивные технологии, основанные на изучении сознания, познания, мыслительного процесса, поведения живых существ, и человека в первую очередь, как с нейрофизиологической и молекулярно-биологической точек зрения, так и с помощью гуманитарных подходов» [3].

Перечисленные области человеческой деятельности представляют собой совокупность практик познания, изобретения и конструирования, которые находятся в такой точке своего инструментального развития, можно сказать точке роста, в которой они приходят в синергетическое взаимодействие. Результатом такого взаимодействия является становление качественно новой эволюционно-сопряженной «супер-нано-технонауки, открывающей перед человеком и человечеством новые горизонты собственной эволюции как осознанно направляемого трансформативного процесса»или появление единой научно-технологическую области знания [1].

По своей масштабности такая сфера науки и технологии будет включать в предмет своего изучения и действия почти все уровни организации материи: от молекулярной природы вещества (нано), до природы жизни (био), природы разума (когно) и процессов информационного обмена (инфо).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сетевой путь конвергенции науки, технологии и общества представляет собой стратегию радикально нового этапа научно-технологического и социального развития общества. По своим возможным последствиям сетевой путь конвергенции является важнейшей стратегией регулирования развития общества и эволюционно-определяющим фактором развития общества.

Конвергенция предполагает слияние и взаимопроникновение не только наук и технологий, но и человека. Такая постановка проблемы выделяет два центра, два аттрактора нашего исследования. Первый научно- технологический центр фокусирует внимание на конвергенции, синергетическом объединении наук и технологий на базе нанотехнологического масштаба и информационно-коммуникативных технологий. Синергетический и сетевой путь такой конвергенции предвещает целый сонм технологических инноваций, глобально трансформирующих механизм развития всей человеческой цивилизации. Футурологический потенциал таких трансформаций огромен и оптмистичен.

Второй центр концентрирует внимание на последствиях этого развития, которые становятся началом не только революционных технологических преобразований, но и революционных преобразований самого человека в так называемого трансчеловека – «человека после», знаменующий амбивалентные следствия для эволюции человека и самой природы человека.

Литература

  1. Аршинов В. Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики. URL: http://www.rusnor.org/pubs/articles/7591.htm

  2. Кастельс М. Информационная эпоха. М.: 2000. – С. 78.

  3. Ковальчук М.В.Конвергенция наук и технологий. Прорыв в будущее/Российский нанотехнологии № 1-2, 2011. С. 13-23.

  4. Прайд В., Медведев Д. Феномен NBIC – конвергенции. Реальность и ожидания // Философские науки. 2008. № 1. С. 97-116.

Просмотров работы: 7366