ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Шевченко О.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – один из самых трудных периодов в развитии личности. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, С. Холл. Л.С.Выготкий характеризовал этот возраст, как «переходный возраст, который предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии».

Главным моментом является то, что в подростковый возраст поведение индивида, а именно его общение с окружающими, выходит на новый уровень. Оно начинает опираться на внутренние критерии, регулироваться его самооценкой.

Актуальность темы «Взаимосвязь самооценки и коммуникативных способностей подростка» очевидна в рамках современного мира. Она определяется, прежде всего, тем, что формирование самооценки подростка и ее влияние на коммуникативные качества личности имеет большое значение на всех этапах развития личности. Процесс формирования самооценки, как одного из важнейших новообразований подросткового возраста [5] , происходит в результате общения личности с окружающими.

Целью исследования было на основе теоретического анализа и эмпирического исследования изучить самооценку подростков и ее взаимосвязь с коммуникативными способностями.

Исследованию предшествовала гипотеза о том, что у подростков с заниженной самооценкой наблюдается низкий уровень развития коммуникативных способностей.

База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2», в исследовании принимали участие ученики 8 класса.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут родителям и педагогам при работе с подростками.

Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Это один из наиболее сложных этапов в жизни человека. Именно на этом этапе происходит как физическое, так и психическое развитие личности.

По мнению Ю.Н. Карандашова, в подростковом возрасте развитие самооценки происходит особенно интенсивно, а ее роль в формировании личности ребенка усиливается. Самооценка, отношение подростка к себе во многом определяют его поведение и успеваемость [2].

Согласно мнению американского психотерапевта К. Р. Роджерса, самооценка и самосознание являются центральным звеном в формировании личности. В результате взаимодействия подростка с окружающей средой, и прежде всего в результате «оценочного взаимодействия с другими людьми», у него возникает и представление о себе и самооценка. Все поведение подростка, его опыт, его дальнейшее развитие, структура его личности согласуются с его самооценкой [4, 231 с.].

Самооценка у подростков формируется под влиянием многих факторов. Подросток часто стремится сравнивать себя с другими, что может привести к неудовлетворенности собой и снижению самооценки. Кроме того, на становление самооценки влияет и социальный статус подростка в группе. Это необходимо учитывать при работе с подростками.

В подростковом возрасте увеличиваются межличностные контакты, именно поэтому вырастает роль коммуникативных способностей личности. По словам В.И.Ленина: «Язык есть важнейшее средство человеческого общения», поэтому речевое общение с окружающими – важнейший аспект формирования личности.

И.Ю. Кулагина считает, что важная характеристика коммуникативного процесса – намерение его участников повлиять друг на друга, именно поэтому общение со сверстниками у подростков очень эмоционально. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на вне учебные занятия, и на отношения с родителями. Интимно-личностное общение становится ведущей деятельностью в этот период. Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят [3].

В подростковом общении, по мнению Л.С. Выготского, отмечают две противоположные тенденции: расширение его сферы, с одной стороны, и растущую индивидуализацию - с другой. Первая проявляется в увеличении времени, которое расходуется на него, в существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников - учащиеся других школ), в расширении географии общения.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути является коллективно-групповым [1, 198 с.].

Таким образом, отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков. Дети тяжело переживают неудовлетворение потребности в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками. Но эти переживания могут быть смягчены: разногласия в группе сверстников могут быть компенсированы общением с родителем или значимым взрослым; отсутствие понимание и эмоционального тепла в семье приводит подростка к сверстникам, где он находит необходимые ему отношения.

В процессе формирования исследовательских задач, возникла необходимость в проведении экспериментального этапа. Было выявлено влияние самооценки на коммуникативные способности школьников. Для достижения главной цели исследования было проведено эмпирическое изучение личностных особенностей учащихся.

Выборка испытуемых. Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Гимназия №2» города Белгорода. В исследовании принимали участие 21 ученик 8 «Б» класса в возрасте 13-14 лет.

Уровень самооценки был выявлен с помощью методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей. Предлагаемая методика измерения самооценки позволяет быстро получить наглядную и удобную в обработке информацию о том, как оценивает ребёнок свою успешность, компетентность, адаптированность в разных сферах жизнедеятельности.

Исследование коммуникативных и организаторских способностей проводилось с помощью методики В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности». Опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей. Анкетная часть методики «КОС» предлагает испытуемому вопросы, ответы на которые могут быть только положительными или отрицательными, то есть «да» или «нет». Ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации.

около половины учеников имеют средний уровень самооценки и умеренные расхождения уровня самооценки и уровня притязаний. Школьники с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлениях о своих очень больших возможностях, способностях, и прилагают значительные усилия для достижения этих целей.

По результатам первой части исследования испытуемые были разделены на 3 группы по уровню самооценки: низкий, средний и высокий.

В первую группу с низкой самооценкой попало 5 учащихся. Во вторую группу со средним уровнем самооценки попало 10 человек. Третью группу подростков с высоким уровнем самооценки составляют 6 человек. Вторая часть исследования представляла собой определение уровня коммуникативных и организаторских способностей учеников. Высокие коммуникативные и организаторские способности имеют 12 учеников, средние – 3, низкие – 6.

После сопоставления результатов двух методик, стало видно, что 4 ученика, попавшие в группу с низкой самооценкой, так же попали в группу с низкими коммуникативными и организаторскими способностями. 5 учеников, имеющих высокую самооценку, имеют высокий уровень коммуникативных и организаторских умений.

Таким образом, проанализировав и сопоставив результаты двух проведенных методик, мы выявили, что дети с низкой самооценкой имеют низкие коммуникативные и организаторские способности, а дети с высокой самооценкой имеют высокие коммуникативные и организаторские способности. Так, гипотеза исследования подтвердилась.

Литература

  1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Детская психология / Л.С. Выготский.: ред. Д. Б. Эльконин – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – 432 с.

  2. Карандашов, Ю.Н. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология / Ю.Н.Карандашов // Сборник науч. трудов. – 2003. – Выпуск 41– 238 с.

  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учеб. пособие для вузов. / И.Ю. Кулагина – М.: УРАО, 1999. – 176 с.

  4. Роджерс, К.Р.Взгляд на психотерапию. Становление человека. / К.Р. Роджерс — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

  5. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Д.Б. Эльконин – М.: Академия, 2007. — 384 с.

Просмотров работы: 3483