КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Бурякова О.С. 1, Гнездилова В.Б. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наметились тенденции появления принципиально новых направлений технонауки, которые в будущем будут развиваться по своим собственным траекториям, и каждая по-своему будет оказывать влияние на общество. Технонаука, являющаяся основным источником технологических инноваций, представлена в конвергирующем разнообразии научно-технологических областей. В частности, развитие нанотехнологий и их конвергенция с другими технологическими сферами позволило образовать новые виды кластеров:

– нанотехнология и информационно-коммуникативные технологии;

– нанобиотехнология и информационно-коммуникативные технологии;

– когнитивные науки и информационно-коммуникативные технологии;

– нанотехнология, материаловедение и информационно-коммуникативные технологии, что позволяет создать новые инновационные производства.

Наиболее известна и перспективна NBIC-конвергенция, которая сформировала комплекс конвергентных технологий (нано-био-инфо-когно) следующие особенности использования. Конвергентные технологии имеют огромный футуристический потенциал: всепроникаемость, неограниченную информационную доступность, конструирование человеческого сознания и тела. В формировании конвергентных технологий в современном обществе трудно переоценить роль сетей. Их предназначение состоит в преодолении географической и дисциплинарной фрагментарности ресурсов, подготовке специалистов и экспертов, формировании благоприятной среды использовании нанобиотехнологии.

Конвергенция в области научных исследований предстает в виде мультидисциплинарности, которая переживают подъем с середины 1980-х гг. в развитых странах. Это проявляется в виде возникновения новых дисциплин и отраслей знания, а также, создания принципиально новых мультидисциплинарных институтов и исследовательских центров, таких как институт сложности в Санта-Фе (США). В результате стало возможным осуществление глобальных мультидисциплинарных научных проектов, таких как программа «Геном человека».

Трудно переоценить роль феномена конвергенции во всех сферах жизнедеятельности человека, ибо они создают новую жизненную среду человека, изменяют его природу и ставят под вопрос многие привычные способы ориентации в мире и традиционные человеческие ценности. Конвергентные технологии предъявляют новые требования к природе человека и качеству человеческого потенциала и, в том числе, к подготовке и образованию новых специалистов в области науки и технологий.

Это вызвало необходимость появления высоких социогуманитарных технологий, конвергирующих с высокими производящими технологиями. Смысл такой конвергенции оказывать воздействие на сознание человека (индивидуальное или массовое), которое имеет целью достижение определенных управляющих и манипулирующих воздействий для повышения искусственного спроса на новые непонятные потребителю продукты высоких производящих технологий. По сути, высокие гуманитарные технологии представляет собой процесс конвергенции социальных и информационных технологий.

Если высокие производящие технологии изменяют существующую реальность, то высокие гуманитарные технологии изменяют представление об этой реальности, в частности, создают искаженное представление и мифы о новых высоких производящих технологиях. В связи с этим, социокультурный эффект высоких гуманитарных технологий является очень значимым.

Таким образом, современным ответом на вызовы научно-технологического развития человечества может явиться феномен возникновения и развития принципиально новой конвергенции и конвергентных технологий, которые обеспечат схождение и взаимопроникновение технологий, науки и образования, что позволит преодолеть глобальные проблемы человечества. Именно развитие этой индустрии деятельности общества позволит грамотно преодолеть важнейшие проблемы современного общества. Именно современному поколению дана возможность планировать развитие общества, в котором комфортно бы жилось как современникам, так и будущему поколению.

Литература

  1. Алиева Н.З., Шевченко Ю.С. Феномен конвергентности науки, технологий и человека. Новочеркасск: Лик, 2013. – 150с.

  2. Прокофьева Г.С., Алиева Н.З., Шевченко Ю.С. Конвергентная междисциплинарная связь нантехнологии с био-, инфо – и когнитивными технологиями. Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 318.

Просмотров работы: 757