ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Рычкова М.А. 1, Кожушкова Н.В. 2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образованияМАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Взаимопонимание, добрососедство, взаимопроникновение на региональном и глобальном уровне – все эти слова останутся мертвыми понятиями без плодотворного международного сотрудничества в сфере культуры, без постоянного культурного обмена между странами и регионами. Нельзя не отметить, что объекты культурного наследия обладают уникальным свойством формировать основы культурной жизни народов, сохранять культурную идентичность и по праву являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В современном мире обмен культурными ценностями является существенным фактором развития культурно-творческого потенциала народов, интенсификации процесса взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур, способствует созданию условий для диалога и сотрудничества государств, служит инструментом международной культурной политики. И в связи с этим особо остро встает вопрос о создании более эффективной системы правового регулирования перемещения культурных ценностей как на общемировом, так и национальном уровнях. В идеале международное и 155 национальное законодательство должно быть направлено на достижение оптимального баланса между необходимостью охранять культурное наследие и в то же время поощрять развитие рынка. Классическими формами имплементации норм международного права на региональном и национальном уровнях являются гармонизация и унификация.[1]

Стремление стран Европейского союза к эффективному правовому регулированию оборота культурных ценностей нашло отражение в следующих рамочных правовых актах:

• Европейской культурной конвенции от 19 декабря 1954 г.; Согласно положениям Конвенции Договаривающиеся стороны содействуют передвижению и обмену предметами, имеющими культурную ценность, рассматривают передаваемые под их контроль культурные ценности в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы и принимают надлежащие меры для их защиты;[1]

• Европейской конвенции о правонарушениях в отношении культурных ценностей от 23 июня 1985 г. (г. Дельфы); Конвенция предполагает принятие мер, способствующих сотрудничеству в предотвращении правонарушений, связанных с культурными ценностями, предусматривает сотрудничество государств с целью их возвращения, рассматривает принятие необходимых мер в целях применения адекватных мер наказания за правонарушения, затрагивающие культурные ценности;[2]

• Конвенции о защите архитектурного наследия Европы от 3 октября 1985 г. (г. Гранада, Испания), предусматривающая принятие установленных мер по охране археологического наследия и проведение политики в области их сохранения;[3]

• Европейской конвенции об охране археологического наследия от 16 января 1992 г. (г. Валетта), содействующая комплексному сохранению археологического наследия, а также предусматривающая предотвращение незаконного оборота элементов археологического наследия;[4]

• Рамочной Конвенции Совета Европы о значении культурного наследия для общества от 27 октября 2005 г. (г. Фаро, Португалия), касающаяся, прежде всего, вклада культурного наследия в общество, рассматривающая вопросы законодательства и политики в области культурного наследия, а также обязательства по его устойчивому развитию.[5]

Как правило, при ввозе культурной ценности в государство – член ЕС из страны, расположенной за пределами таможенной территории Союза, вам следует указать ее в декларации. При ввозе такого предмета из третьей страны в ЕС, импортер должен сообщить об этом в таможню, заполнить декларацию и заплатить необходимый сбор. Скорее всего, вам придется заплатить только налог на добавочную стоимость по низкой ставке, поскольку «произведения искусства, коллекционные предметы и антиквариат» не облагаются импортной пошлиной (статья 97 Положения об общих таможенных тарифах). Тем не менее рекомендуем вам тщательно проверить статус ввозимого предмета, поскольку список категорий предметов, к которым применима сниженная ставка налога на добавочную стоимость и которые не облагаются пошлиной в основном, но не полностью, совпадает со списком в приложении к Регламенту 3911/92. Таким образом, вам следует заранее прояснить для себя статус ввозимых предметов, если вы хотите воспользоваться льготами. Будьте готовы представить доказательство того, что они действительно относятся к льготным категориям.

Во многих странах ЕС ввоз культурных ценностей, который осуществляется музеями или фондами, при определенных условиях не облагается налогом на добавочную стоимость При временном ввозе (например, для музейной выставки), то есть когда импортер намеревается вывезти предмет позже и при этом не планирует подвергать его какой- либо обработке или воздействию на территории ЕС, обычно вместо уплаты налога на добавочную стоимость требуется внести денежный залог. После того как предметы покинут таможенную территорию ЕС, залог будет возвращен импортеру.

Как видно из глав, посвященных отдельным государствам – членам ЕС, лишь в не многих из них требуется особый тип разрешения на ввоз культурных ценностей из - за границы. В большинстве из них вас попросят (или могут попросить) предъявить документы, подтверждающие, что культурные ценности, ввозимые из России, были из нее легально вывезены. Во всех случаях нелегальный ввоз культурных ценностей наказывается.

Некоторые государства ЕС поощряют регистрацию ввезенных культурных ценностей с помощью дополнительных налоговых стимулов и процедур, которые облегчают повторный вывоз (реэкспорт) в пределах обозначенного периода.[5]

Если вам необходимо обратиться за лицензией ЕС на вывоз, вы должны знать, что

они могут выдаваться следующими органами:

• компетентным органом государства – члена ЕС, на территории которого данный предмет находился окончательно и на законных основаниях 1 января 1993 года, или после этой даты;

• компетентным органом государства – члена ЕС, на территории которого данный объект находится в результате легального перемещения из другого государства ЕС, или ввоза из третьей страны, или реимпорта из третьей страны после легального перемещения объекта из любого государства ЕС на территорию данной страны.

Некоторые государства – члены ЕС, перед тем как выдать лицензию на вывоз культурной ценности (если они обладают необходимыми полномочиями на это), систематически обращаются за подтверждением в соответствующие организации того государства – члена ЕС, где данная ценность была создана. Однако, как показывает практика, систематически делать такие проверки принято далеко не во всех странах ЕС.

Лицензия ЕС на вывоз должна быть предъявлена на таможне в тот момент, когда товары покидают таможенную территорию ЕС. В некоторых странах ЕС не все отделения таможни уполномочены решать вопросы, связанные с вывозом культурных ценностей.

Данные об органах Болгарии и Румынии, не включенные в данные списки, составленные Европейской Комиссией в 2006 году, можно найти в главах, посвященных соответствующим странам.

В первоначальной версии Регламента Комиссии 752/93 лицензии не подразделялись на типы. Однако опыт показал, что предметы, которые часто вывозятся за границу для участия в выставках, концертах и т. д., требуют особого внимания. В связи с этим на данный момент предусматриваются три типа лицензий:

• стандартная лицензия;

• особая открытая лицензия;

• генеральная открытая лицензия.

Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 июля 1993 г. имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации и наряду с законодательством Российской Федерации о государственной границе и таможенным законодательством Российской Федерации направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.[7]

Закон призван также способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.

Закон состоит из 7 разделов: общие положения; органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей; регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; регулирование временного вывоза и временного ввоза культурных ценностей; предотвращение незаконной передачи права собственности на культурные ценности; сборы и платежи; ответственность за нарушение данного законодательства; межгосударственное сотрудничество и международные договоры.

Российская Федерация участвует в международных договорах о возвращении незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей. Положения по этим вопросам могут включаться в международные договоры Российской Федерации о культурном сотрудничестве.

В законе подробно расшифровывается то, что считается ценностью, а также, что на мой взгляд еще более разумнее, дается список категорий культурных ценностей, не подлежащих вывозу из РФ (ст. 9):

• движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания;

• движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

• культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами: для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях. (ст.27).

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается государственными органами, определенными настоящим Законом. При этом решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры Российской Федерации, Государственной архивной службы России или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, ходатайствующее о временном вывозе культурных ценностей.

В ст. 32 оговаривается неизменность договора о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей: Условия договора о целях и условиях временного вывоза культурных ценностей с принимающей культурные ценности стороной не подлежат изменению после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей.

А ст. 34. повествует о дипломатической защите временно вывезенных культурных ценностей: Представительства Российской Федерации за границей осуществляют в стране пребывания дипломатическую защиту в отношении временно вывезенных из Российской Федерации культурных ценностей.

В ст. 40. отдельно оговаривается вывоз культурных ценностей их автором. Так, автор независимо от того, выезжает он за пределы Российской Федерации временно или на постоянное жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве в порядке, установленном настоящим Законом.

Юридические и физические лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения данных культурных ценностей.

Федеральная служба по сохранению культурных ценностей обязана известить автора или его наследников о факте законного вывоза его произведений другими лицами.

Правила контроля ввоза и вывоза объектов культурного наследия разработаны, прежде всего, для регулирования международного перемещения культурных ценностей и преследуют три основные цели:

− страны заинтересованы в том, чтобы удержать на своей территории культурные ценности, поскольку предметы культуры имеют особо значение для национальной истории, для наследия страны, ее имиджа и престижа;

− предметы искусства, антиквариат и археологические объекты из-з своей высокой материальной стоимости всегда привлекал международную преступность, следовательно, передвижение подобны предметов может представлять интерес для полиции и таможенных служб;

− в некоторых странах ввоз и вывоз определенных культурны ценностей подлежит обложению таможенными сборами и/или НДС следовательно, контроль ввоза и вывоза культурных ценностей обеспечивает надлежащую уплату таможенных платежей.

Таким образом, все страны ЕС приняли национальное законодательство, направленное на защиту своего культурного наследия и предотвращение вывоза определенных предметов без особого разрешения.

Таким образом, лицензия на вывоз является основным превентивны инструментом контроля перемещения культурных ценностей через национальные границы, упрощающим стандартные проверки при вывоз культурных ценностей за границы Европейского Сообщества. Однако, несмотря на существование общей для всех стран ЕС системы правового регулирования перемещения культурных ценностей, процедуры ввоза вывоза в отдельных государствах довольно значительно отличаются друг от друга вследствие особенностей национальных законодательств.

Список использованных источников и литературы

1. Европейская культурная конвенция от 19 декабря 1954 г. // Совет Европы [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/018.htm – Дата доступа: 13.05.2013.

2. Европейская конвенция о правонарушениях в отношении культурных ценностей от 23 июня 1985 г. (г. Дельфы) // Совет Европы [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/119.htm – Дата доступа: 13.05.2013.

3. Конвенция о защите архитектурного наследия Европы от 3 октября 1985 г. (г. Гранада, Испания) // Совет Европы [Электр. ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/121.htm – Дата доступа: 13.05.2013.

4. Европейская конвенция об охране археологического наследия от 16 января 1992 г. (г. Валетта) // Совет Европы [Электр. ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/143.htm – Дата доступа: 13.05.2013.

5. Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества от 27 октября 2005 г. (г. Фаро, Португалия) // Совет Европы [Электр. ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Treaties/Html/199.htm – Дата доступа: 13.05.2013.

6. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе в РФ» // Рос. газета. – 5 июня. – 1993.

7. О вывозе и ввозе культурных ценностей[Электронный ресурс]: закон Российской Федерации от 15 апр. 1993 г.( в ред. Федерального законов от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 17.07.2009 N 150-ФЗ). Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Просмотров работы: 1847