Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в России в последние десятилетия. И для этого есть весьма конкретные причины. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других— управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства.
В Российской Федерации по данным Росстата с 2005 по 2013 год коэффициент официальной ликвидации вырос более чем в четыре раза – с 20,9 до 87,3 единиц на 1 тыс. организаций.
Рис. 1. Количество официально ликвидированных организаций на 1 тыс. организаций.
В связи с негативной динамикой, представленной на рисунке 1, актуальными для предприятия являются мероприятия антикризисного управления.
Антикризисное управление — это процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально – экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния[1].
Антикризисное управление – это такая система управления предприятием, которая направлена на предотвращение и устранение неблагоприятных для организации явлений с использованием всего потенциала современного менеджмента.
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.
Целью антикризисного управления являются:
- увеличение эффективности использования ресурсов,
-максимизация прибыли,
-ритмичное функционирование предприятия за счет высокой финансовой стабильности и своевременного избегания,
-предупреждения и устранения хозяйственных рисков.
Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, чтобы упор делался на преодоление и предотвращения в будущем временных трудностей [2].
В современных условиях существуют определенные принципы антикризисного управления:
Ежеминутная опасность изменения положения предприятия в негативную сторону. Равновесие компании в финансовом плане крайне нестабильно.
Выявление кризисных ситуаций и эффектов в состояние фирмы на ранних этапах возникновения. Как известно, появление кризиса – это прямая опасность для существования и продолжения деятельности фирмы в целом, а также огромных финансовых потерь владельцев, поэтому необходимо определять возможность появления кризиса заранее для того, чтобы вовремя предпринять все необходимые защитные действия.
Быстрота влияния на проявления кризиса. Как только возникли первые признаки кризиса, то с каждым новым днем его опасность будет только расти, а потери от него увеличиваться и расширяться. Соответственно, для того, чтобы минимизировать финансовые потери, а также максимально ускорить процесс будущего восстановления, необходимо предпринимать защитные меры как можно быстрее.
Использование всех доступных способов для избегания длительного кризиса в компании. Когда фирмы занимается предотвращением и борьбой с кризисом, то необходимо использовать только реальные возможности предприятия, которые имеются на данных момент.
Правильность и четкость влияния на кризисные процессы при наличии серьезной и реальной опасности. Как правило, любые меры по борьбе с банкротством связаны с денежными убытками, то есть реальными потерями.
Сущность антикризисного управления заключается в том, чтобы с помощью определенных методов устранить угрозу кризиса, провести усиление позиций организации и улучшения ее финансового положения в экономике. Усиление компании подразумевает три шага:
Устранение угрозы неуплаты по счетам.
Усиление устойчивости к финансовым колебаниям.
Достижение равновесия в финансовом плане.
Характерными чертами антикризисного управления считаются:
1. Повышенная восприимчивость к фактору времени. Эта черта связана с тем, что вследствие развития кризиса вероятно приближение непоправимых результатов вплоть до ликвидации. Результат кризиса может принести предприятиям вред: в потери собственности для владельцев, потеря средств для выплаты заработной платы персоналу, негативные социальные последствия для государства. Поэтому, процессы антикризисного управления должны быть ясными, быстрыми и внятными.
2. Мобильность и динамичность в применении ограниченных ресурсов. Призыв к мобильности и динамичности является главной особенностью - ограничение по времени. Нехватка других ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), связана с кризисом, который возник вследствие уменьшения экономического потенциала системы.
3. Специфические антикризисные критерии выбора вариантов решения. В нормальной ситуации, при управлении устойчивым предприятием в качестве критериев выбора управленческих решений применяют приобретенную максимальную прибыль, оптимизацию организационной структуры, защиту имущественных интересов предприятия и т.д. В ситуации кризиса при процедуре банкротства главной критерий - максимальным приделом является удовлетворение кредиторов.
4. Особенное внимание к предварительной проработке вариантов управленческих решений и оценке их последствий. Потребностью в предварительном изучении, является ограничением по времени. Примером этого является изучение процедур возобновление платежеспособности или ликвидации предприятий в законодательстве о банкротстве.
5. Программно - целевой подход в технологиях выработки управленческих решений. Этот подход включает в себя то, что цель управления должна быть определенно ясной сформулировано, доступные ресурсы сконцентрированы, созданы последствия действий для достижения поставленных целей, разработаны внешние условия помогающие достижению целей. Кроме того, программно-целевой подход подразумевает постоянный мониторинг и контроль хода программы, ее адаптивность по отношению к изменению внешних и внутренних условий и ресурсного потенциала.
Каждая общественно-финансовая концепция достигает своего развития,если она пребывает в состоянии последовательного и настойчивого развития.
Развитие – это получение нового качества, характеризующегоповышение инадежность жизнедеятельности компании, ее рост. Инновационноеразвитие проявляет огромное воздействие на конкурентоспособностьпредприятия. Результат инновационной деятельности организации с точкизрения его конкурентоспособности содержит 3 компонента:
-увеличение конкурентоспособности продукта, создающее конкурентныепреимущества на ближайшую перспективу;
-привитие новых потребностей, которые образуют конкурентныепреимущества на будущую деятельность перспективы предприятия;
-повышение эффективности производства, трансформирующееконкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособностькомпании.
Помимо этого, как показывает концепция и доказывает опыт, несоблюдениеэкономической стабильности и платежеспособности в нынешних условияхчаще всего является результатом неадекватности инновационной стратегиикомпаниипеременам внешней среды. В итоге прежняя продукция итехнологические процессы стареют, рынки компанииникак не гарантируют доходности предприятия,и организация начинает упускать свою платежеспособность. В данной кризисной ситуации необходимо считать любую ситуацию, в которой предприятие неуспевает подготовиться к внешним изменениям, потерейплатежеспособности организации. Поэтому необходимость впринятии срочных мер возникает еще до внешнего появленияпроблем. Недостаточная инновационная активность приводит к упадкуне только крупных предприятий в отраслях с высокими технологиями, но исредних и малых предприятий, которые выступают на динамичных рынках.
Существуют также инновационные задачи в антикризисном управлении. К ним можно отнести:
- разработка инновационной антикризисной стратегии; в том числеинновационных антикризисных программ для отдельных видов продукции;
- разработка конкурентоспособной продукции для постановки ее напроизводство;
- определение временных и ресурсных ограничений на привлечениеинвестиций;
- определение инструментария и приемов инновационногоантикризисного управления;
- определение источников, размеров инвестиций и места производствапродукции.
Диагностирование кризиса в организации – это комплекс методов, нацеленных на обнаружение проблем, незначительных и «тесных» мест в системе управления, которые считаются факторами неблагополучного финансового состояния и иныхотрицательных показателей деятельности.
Диагностику можно принимать как оценку работы компании с точки зрения извлечения общего управленческого результата, как определение отклонений, и как оценку функционирования предприятия в передвижной, модифицирующейся внешней среде с целью предупреждения кризисов.
Методы диагностики кризиса в организации представлены на рис.2
Рисунок 2. Методы диагностики кризиса предприятия[1]
Этот метод считается эффективным на этапах раннего диагностирования кризисов, когда задачей являетсяпредотвратить их возникновение, не допустить последующего смещения в худшую сторону показателей деятельности.
Таким образом, антикризисное управление - это диагностика причин появления кризисных ситуаций в экономике и финансах компании; целостное исследование финансово-экономического состояния предприятия с целью определения способов его финансового оздоровления; бизнес-планирование финансового оздоровления организации; формирование операций антикризисного управления и контроль за их проведением.
Проблема антикризисного управления неэффективного предприятия вытекает из проводимых в стране экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только деятельность самого предприятия, но и улучшить финансово-экономическоесостояние других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей.
Использование инновационных методов в антикризисном управлении - это фундамент успешного проведения комплексной антикризисной стратегии, способствующей эффективному функционированию в современной бизнес-среде.
Список используемых источников:
Алферов Валерий Николаевич. «ИННОВАЦИОННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ»Издательство «НОМ». Москва, 2011
Морковина С.С., Панявина Е.А. Превентивное управление малыми предприятиями в условиях возникновения кризисных ситуаций [Текст] : монография / С.С. Морковина, Е.А. Панявина. – Воронеж, 2011. – 120 с.