ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К СВОЕЙ РОДИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К СВОЕЙ РОДИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

Данейкина И.Д. 1, Кобозева И.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Мордовский педагогический институт им. М. Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание любви к своей Родине - это многотрудный,долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчивои постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретаетсясамостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личнойдуховностью человека, ее глубиной. Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского:В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминаниядетства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картинки,образы».

Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающегопоколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детейносит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельстви условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развитиянауки, возможностей возраста дошкольников считают Бондарь Н. И.,Буре Р. С., Година Г. Н. [1, 25] Следовательно, на каждом этапе своегоразвития общество решает разные задачи воспитания подрастающегопоколения.Патриотическое воспитание с дошкольного возраста - единственноверный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями,его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственногоотношения к малой родине.

Одно из проявлений патриотизма - любовь к музыке. Это сложноечувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к музыкеи желание приумножать богатство музыкальных композиций посредствомсочинения и написания музыки. Каждый человек, независимо от возраста,должен любить музыку ведь музыка обогащает наш разум, чувства, даетэнергию для мыслительных процессов.

В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с музыкой,ставятся следующие задачи:

  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видетьи понимать красоту музыки, формировать эстетические чувства;
  • Воспитывать интерес к родной музыке, желание больше узнать о музыке своей малой родины, о музыкальном многообразии родной страны;

Интерес к музыке появляется уже в младшем дошкольном возрасте.Малыш удивляется, встречая новый звук, незнакомое произведение, слушаядетские песни, или классическую музыку ребенок обогащается. Его вопросы -первые ростки радостного чувства познания музыки, интереса к ней, и этонужно укреплять, поддерживать. [3, 88]

Ценность каждой встречи ребенка с музыкой значительно возрастает,если познавательные, нравственные и эстетические задачи при этом решаются вединстве.

 Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовыйпериод всех высоких человеческих начал. Общеизвестно,что дошкольникиочень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие музыки иокружающего мира может стать основой формирования патриотизма.[5, 5]

Воспитатель учит детей не только внимательно слушать музыку,переживать, понимать ее, но и выражать в речи результаты своих наблюдений и прослушивания, передавать в рассказах и высказываниях свое отношение кмузыке. Для этого педагог использует различные методы и приемы.

В старшей группе основными методами ознакомления детей с музыкойявляются методы непосредственного общений с ней: прослушивания музыки,постановка каких либо танцев с детьми с уже знакомым им произведениями,исполнение произведений самими воспитанниками на элементарныхмузыкальных инструментах. Умелое руководство педагога помогает ребенкузаметить удивительное в музыке. Очень важно, чтобы воспитатель заботился обэмоциональном разнообразии встреч ребенка с музыкой.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроениеребенка, следовательно, она способна преобразовать его нравственный идуховный мир. Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том,чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, кродному дому посредством восприятия музыкальных произведений в процессеих слушания.

У детей подготовительной к школе группы возникает интерес к музыкеродного края, к разнообразию фольклора, к произведениям всей нашей страныи народным исполнителям. Педагог должен изыскать возможность, чтобыпродемонстрировать детям музыкальные особенности таких жанров, какклассика, произведения народного музыкального творчества, познакомить струдом человека отраженным в музыке, познакомить музыкой родного народаи рядом живущих народов. Большую помощь детскому саду в обогащениичувственных представлений дошкольников, в организации разнообразных ихвстреч с музыкой может оказать семья.

 Сила воздействия на ребенка произведений народного творчествавозрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственнойдеятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми нужнодобиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Систематично в своей работе можно использовать взаимосвязьмузыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается внепосредственно - изобразительную деятельность, когда дети создаютдекоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включаетсяи устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки,скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи истимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятиянародного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мывоспитываем в них чувство национальной гордости.

Передавать свое отношение к музыке ребенок может в творческомрассказе или придуманном им самим стихотворении о прослушанномпроизведении. При обучении рассказыванию не только развивается связная ивыразительная речь ребенка, но и создаются предпосылки для развития уменияпередавать свое отношение к музыке в речевой деятельности.

Патриотизм как нравственное чувство - это и любовь к родным местам,гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром,желание сохранять и приумножать богатства Родины. И развивать эти чувстванеобходимо, в дошкольном возрасте закладываются основы ценностногоотношения личности к миру, которые формируются в ребёнке постепенно, впроцессе воспитания любви к своим ближним, родным местам, своей стране.При местном значении, таким направлением является знакомстводошкольников с историей и культурой Мордовии.

Любовь к родине, родному краю формируются и развиваются вдеятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, свзрослыми. Свои первые нравственные чувства ребёнок приобретает в узкомсоциуме: в семье, детском саду. Первые чувства гражданственностиформируются в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок приобретаетпонятия: «дом», «улица», «город», «Родина», т.е. та территория, на которой он проживает.[3, 60]

Анализ научно-методической литературы, опыта работы дошкольныхучреждений, показывает, что большая часть методических материалов отражаетсодержание, реализуемое через стихи, песни, танцы, подвижные игры.Совместное решение задач нравственно - патриотического воспитанияпедагогами, дает ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей,занимает значительное место в их жизни.

Список литературы

1. Е. Д. Критская. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Учебно-методический комплект«Музыка». «Просвещение» М., 2004.

2. Виноградова, Н.Ф. Родной край [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада /Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1985.- 238 с.

3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурныхтрадициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России» Издательство«Скрипторий» 2010г.

5. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. -2002.-№ 2. - 150 c.

Просмотров работы: 2150