МЕТОД ФОРСАЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ ПРИОРИТЕТОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОД ФОРСАЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРАБОТКИ ПРИОРИТЕТОВ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Алиева Н.З. 1, Бабенко Л.Г. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одним из основных инструментов инновационной экономики и разработки приоритетов научно-технологического и инновационного развития стал метод Форсайт (Foresight). В переводе с английского foresight- «взгляд в будущее». Используя большое количество экспертов, Форсайт-проекты формируют приоритеты и тенденции развития будущего в сфере технологий, в бизнесе. Форсайтные исследования, проводимые в разных странах мира, представили следующие основные тенденции научно-технологического развития – усиление конвергенции технологий; углубление диффузии современных высоких технологий в среднетехнологические сектора производственной сферы; возрастание мультидисциплинарности научных исследований; рост воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса; стимулирующее развитие гибких сетевых структур.

Таким образом, научно-технологическое развитие отражает переход к обществу, в котором происходят глубокие культурные и социальные трансформации. В первую очередь, возрастает роль науки в связи со значительным ростом наукоемкости современных технологий. Но одновременно идет процесс трансформации самой науки, формируя новый феномен технонауки. Брюно Латур, французский социолог науки и философ, отмечал, что «вот уже двадцать лет, как мои друзья и я изучаем эти странные ситуации, которые не в состоянии классифицировать та среда интеллектуалов, в которой мы обитаем. За неимением лучшей терминологии, мы называем себя социологами, историками, экономистами, политологами, философами и антропологами. Но к названиям всех этих почтенных дисциплин мы всякий раз добавляем стоящие в родительном падеже слова «наука» и «техника». В английском языке существует словосочетание science studies, или есть еще, например, довольно громоздкая вокабула «наука, техника, общество». Каков бы ни был ярлык, речь всегда идет о том, что бы вновь завязать Гордиев узел, преодолевая разрыв, разделяющий точные знания и механизмы власти - пусть это называется природой и культурой» [1].

Технонаука стала одним из ключевых понятий в концепции научно-технологического развития человечества, поскольку она отражает коренные изменения не только самих науки и технологии, но и взаимоотношений науки, технологической сферы и социума. В.И. Оноприенко отмечает, что «технонаука – это не только органичный симбиоз науки и технологии (гибрид онаученной технологии и технологизированной науки). В постиндустриальном, знаниевом обществе существенно расширяются контуры взаимодействия науки, технологии, общественных потребностей, бизнеса и кардинально изменяются, «оборачиваются» их взаимосвязи: разработка новой технологии начинается тогда и постольку, когда и поскольку на нее имеется спрос» [2].

По мнению Б.Г. Юдина: «Взаимоотношения науки и техники в таком симбиозе внутренне противоречивы. С одной стороны, наука выступает как генератор новых технологий и именно в силу устойчивого спроса на них пользуется поддержкой, подчас весьма щедрой. С другой стороны, производство новых технологий определяет спрос на науку ограниченного типа, так что многие ее потенции остаются нереализованными. От науки не требуется ни объяснения, ни понимания вещей – достаточно того, что она позволяет эффективно их изменять. Это предполагает понимание познавательной деятельности (включая научную) как деятельности в некотором смысле вторичной, подчинённой по отношению к практическому преобразованию, изменению и окружающего мира, и самого человека. Тем самым открывается возможность для переосмысления, точнее даже – оборачивания — сложившегося ранее соотношения науки и технологии. Если традиционно оно понималось как технологическое приложение, применение кем-то и когда-то выработанного научного знания, то теперь оказывается, что сама деятельность по получению такого знания «встраивается» в процессы создания и совершенствования тех или иных технологий» [3].

Литература

  1. Латур Бруно. Нового времени не было. Эссе по симметричной антропологии. — СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. – 296 с.

  2. Оноприенко В.И., Оноприенко М.В.. Технонаука в знаниевом обществе. nbuv.gov.ua. portal/soc_gum/Vnau_f/2009_1/onopr.pdf

  3. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс // Вестник РАН. – 2006. – Т. 76. – № 7. – С. 590.

Просмотров работы: 883