ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Токмакова А.А. 1
1МГТУ имени Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования у младших школьников умений организовывать свое свободное время является одной из актуальных проблем на современном этапе. Большая роль в решении данной проблеме принадлежит семье. Семье принадлежит ответственная роль в организации свободного времени ребенка. В настоящее время родители и дети мало проводят совместного времени друг с другом, мало общаются, причем общение происходит во время обсуждения школьных проблем, занятий домашними делами. А ведь именно совместное времяпрепровождение позволяет родителям и детям налаживанию прочных контактов, разрешение возникших социальных конфликтов. Зачастую родители не знают, что делает их ребенок в свободное время, а иногда заполняют их свободное время бесцельными занятиями.

Изучению аспектов исследования свободного времени учащихся посвящено немало исследований. В последние годы учеными исследованы такие проблемы, как свободное время как фактор развития личности младшего школьника (Л. Ф. Боженков, П. С. Ильиницкий, М. В. Коваль, Ф. С. Махов и др.); организация внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками (О. С. Богданова, А. Бруднов и др.); организация досуга детей в семье (И. Бестужев-Лада, Н. И. Бочарова, А. И. Дмитриенко, Л. Пантелеева, И. Сафронова, О. Г. Тихонова и др.), организация семейных праздников (Н. А. Извекова, Н. В. Лотов, Г. Н. Тубельская и др.).

Свободное время – это широкое понятие, включающее в себя понятие досуг, именно в эти часы и минуты человек может соизмерять время со своими желаниями, избирательно относится к тому времени, которое находится в его личном распоряжении.

Психологи свободное время рассматривают с позиции развития и формирования личности (Б. Г. Ананьев, Л. В. Выготский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.) С понятием «свободное время» они тесно связывают понятие «досуг».

Важно, чтобы образ жизни семьи и образ жизни ребенка, его досуг основывались на единых социально-нравственных принципах, а культура семьи являлась нравственной ценностью. Культура становится в полном понимании данного слова культурой, когда она действенна, вошла в привычку всех членов семьи и когда она предполагает творчество. Эффективность нравственно-педагогического воздействия достигается не давлением на ребенка, не мероприятиями, а общей созидающей личность атмосферой семьи. Благоприятный микроклимат в семье – это залог душевного спокойствия, полноценного отдыха личности, а значит, ее хорошего настроения. Формирование у младших школьников умений организовывать свое свободное время зависит от его собственной активности, от участия в различных видах деятельности, от умений родителей привлечь ребенка к подготовке семейных праздников, подбору игр, обсуждению сценариев и др. Необходимо правильно организовать эту деятельность, придать ей полезную направленность, обогатить содержание, сделать ее интересной и творческой.

Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, именно в семье младшим школьникам должны предоставляться предоставлять неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Тот, кто любит свой дом (атмосферу благополучия в семье и соответствующий порядок в квартире, на даче и др.), бережно к нему относится, как правило, не мучается при мысли, чем ему заняться в свободное время.

Кроме того, анализ литературы и опыта работы учителей по данной проблеме исследования показали, что можно условно выделить три категории родителей и их отношения к организации досуговой деятельности в семье:

1) родители, которые считают, что досуговая деятельность не должна быть совместной; традиции, кроме праздников, не имеют никакого значения; совместная деятельность имеет узкосемейную направленность;

2) родители, которые уделяют совместной деятельности внимание, стремятся сформировать понимание необходимости бережного отношения к свободному времени, научить ребенка интересно и разносторонне проводить его;

3) родители, которые понимают социальную значимость культурного досуга, стремятся передать семейные традиции младшему поколению, постоянно включают ребенка в творческую деятельность.

Умение содержательно организовывать свое свободное время ребенок приобретает в детские годы в семье, и чем ярче ценностно-ориентировочное единство семьи, тем выше ее воспитательный потенциал. Свободное время выполняет специфическую функцию, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, важно чтобы организация свободного времени была коллективной.

Организуя проведение свободного времени с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм его проведения. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей.

Подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что социально-педагогическая ценность влияния семьи на проведение культурного досуга младшего школьника заключается в том, что она способствует всестороннему развитию и воспитанию ребенка, охватывая многогранные стороны его жизни; поднимает уровень эмоциональной идентификации на более высокий уровень, способствует возрождению национальных и семейных традиций, совершенствует и развивает нравственные ценности семьи как духовной общности; формирует у младших школьников умения организовывать свое свободное время.

Просмотров работы: 1969