Актуальность проблемы развития творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью разработки инновационных, нестандартных идей, поиска эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений, с другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития.
Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально-волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, наглядности, индивидуального подхода и т.д. .
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями:
1. Каждая игра это набор задач.
2. Задачи даются ребенку в разной форме.
3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют широкий диапазон трудностей.
5. Постепенное возрастание трудности задач способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
-задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Эффективными способами развития творческих способностей младшего школьника являются:
ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе;
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
экскурсии;
психологические вечера;
викторины, конкурсы;
беседа, диспуты;
творческие мастерские;
тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.
Творчество формирует творческую личность, которая, по мнению психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности.
Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации.
Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
Базой исследования был МАОУ «Лицей № 4» г. Чебоксары, 2 класс. Количество учащихся в классе -25 чел. Были проведены следующие методики: тест Торренса, «вербальная креативность», «третье слово», беседа, опрос, анкетирование. На уроках проводились различные игры, занятия, направленные на развитие творческих способностей, мышления, воображения. Для развития творческих способностей в учебный процесс включались различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, а также проводились нестандартные уроки: урок – путешествие, урок – лабиринт, урок – сказка. Во внеурочное время проводились тренинги по развитию креативности, круглые столы, диспуты, беседы, творческие вечера, «мозговой штурм», викторины, психологические балы, концерты, выставки, конкурсы творческих работ.
Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о том, что проводимые развивающие занятия даже в относительно небольшой срок не остаются безрезультатными и положительно влияют на развитие творческих способностей учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной, и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции.
Научный руководитель: Иванова И. П.