ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК ПОЗИТИВНАЯ СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КАК ПОЗИТИВНАЯ СРЕДА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Еще со школы мы заучиваем одну простую, но всеобъемлющую мысль: человек – существо биосоциальное, часть природы, неразрывно связанная с обществом. Это основы, полагаясь на которые, можно утверждать, что социализация – один из наиболее значимых процессов, составляющих полноценное развитие личности.

Общепризнана огромная роль семьи в социализации личности ребёнка и таких социальных институтов, как детский сад и школа.

В рамках данной статьи обратим внимание на оздоровительно-образовательные лагеря для детей, главная задача которых состоит в организации отдыха и оздоровления детей в период летних каникул. Однако такое узкое понимание его задач приводит к ограничению функций социализации личности ребёнка в среде детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). В статье, опираясь на собственный педагогический опыт работы в Детском оздоровительном лагере «Дозорный» Всероссийского детского центра «Орлёнок», попытаемся раскрыть социализирующий потенциал ДОЛ.

Прежде всего, уточним сущность процесса социализации.

Обращение к научным источникам выявило различные определения данного понятия. В самом общем смысле социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (А.В.Мудрик). Это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Очевидно, что автор подчеркивает активную роль самого индивида в процессе социализации, отождествляя понятия общества и «окружающей среды», рассматривая их как источник ценностей, к которым индивид приобщается.

Мардахаев Л.В., раскрывая суть понятия «социализация», акцентирует внимание, что – это «процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта».[1] В этом определении на первое место выдвигается процесс взаимосвязанного развития общества и индивида, что наиболее полно характеризует суть взаимодействия между ними.

Сластенин.В.А же даёт такое определение «Социализация – это процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её специальными нормами, правилами, отношениями, ценностями.»[2]. В данном случае акцент поставлен на вхождение в определённую «социальную систему».

Принимая во внимание изложенное, считаем возможным предположить, что в целом процесс социализации в оздоровительно-образовательном лагере можно представить как совокупность трех составляющих:

  1. стихийная социализация – происходит во взаимодействии ребенка с субъективно значимыми для него лицами (ими в лагере может быть любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.) и под влиянием объективных обстоятельств жизнедеятельности в лагере;

  2. относительно социально контролируемая социализация – воспитание;

  3. самоизменение ребенка – более или менее сознательное самоизменение, индивидуализация, происходят в деятельности, которая осуществляется ребенком вначале с помощью взрослых, а затем – самостоятельно.

Такое понимание сущности процессов социализации личности ребёнка в условиях ДОЛ позволяет проанализировать достигнутые результаты в комплексе: насколько ребенок становится «открыт» для общения, сколько у него появилось друзей, какие образцы поведения он усвоил, какие из своих способностей развил и др. При этом под идеальным результатом будем понимать социально зрелую личность, характеризующуюся самосознанием, освоившую социальные нормы, овладевшую способами использования социальных ролей и навыками общественного поведения

В результате изучения и анализа образовательной среды ДОЛ мы выделили её основные черты, определяющие особенности социализации ребенка:

  1. Изменение привычных условий; отсутствие привычных источников социального влияния.

  2. Объективные условия: необходимость жить и проводить большую часть времени в обществе пока еще незнакомых людей разного возраста, искать возможности познакомится и сблизится и т.д., сопровождаемая естественной необходимостью познания новых социальных ролей.

  3. «Атмосфера». Перемена места и условий проживания всегда связана с ожиданиями новых впечатлений. Большинство детей изначально настроены на общение, стремятся показать себя с лучшей стороны. Они, в основном, сами справляются с распределением ролей и установкой неформальных правил поведения в группе, однако для достижения положительного результата их нужно первоначально «настроить». Должна поступить некая позитивная психологическая установка на всю смену.

  4. Влияние вожатых. Функции вожатого в отряде довольно разнообразны, хотя непосредственно для социализации детей важны следующие: корректировка взаимоотношений между детьми в отряде; решение различного рода конфликтов наиболее подходящим способом, а лучше – предупреждение возникновения таких конфликтов. Вовлечение всех членов отряда в общую деятельность. Создание позитивного настроя в отряде. Но основная функция - это постоянное вовлечение каждого ребенка в процесс коммуникации. Именно в том, чтобы вызвать ребенка на диалог, научить его выражать свои мысли и отношение к происходящему, рассказывать о проблемах, и состоит задача вожатого.

  5. Совместная деятельность, анализ прошедшего дня, огоньки и свечи, возможность для творческой самореализации, помощь психологов-профессионалов.

Активизация процессов социализации обеспечивается и специфическими условиями воспитательной среды самого лагеря и отрядов, традициями, особенностями организации режима дня, воспитательных дел и др.

Так, например, Детскую пограничную заставу «Дозорная» отличают:

  • активность;

  • сплочённость коллектива;

  • разнообразие деятельности;

  • рефлексивность.

Весь день расписан по минутам и занят разнообразными видами совместной деятельности детей, что позволяет каждому проявить имеющие способности и овладеть новыми способами деятельности. Новый опыт и новые впечатления – хороший объект для обсуждения. Обсуждания проходят в разнообразных формах – это и ежедневная рефлексия (« свечка»), и обычные обсуждения прошедшего события, и особые ,практически церемониальные «огоньки» по случаям открытия, середины, закрытия смены с вручением почётного звания и значка «Орлёнок».

  • Важным направлением деятельности, организуемой вожатыми особенно в организационный период, является интенсивное сплочение коллектива. Россия Молодая (творческий конкурс представления родного региона), Стратегия выживания (командно-приключенческая игра по изучению географии лагеря) и др.. Заметим, сравнительно небольшая территория лагеря, «отрезанность» от «большого мира», уникальность лагеря и программы его жизнедеятельности является основополагающим фактором для воспитания чувства общности у детей.

Множество различных конкурсов и мероприятий общелагерного уровня – КСП (конкурс строя и песни), КЗГ (конкурс знамённых групп) , КПП (конкурс парадных коробок), Ночной снайпер (игра на эрудицию в ночное время), Антитеррор (игра-подготовка к проверке норм пожарной безопасности), Эковыставка и др. – обеспечивают взаимодействие детей не только в отряде, но и в пределах всего лагеря, причем разница в возрасте между коммуникантами может быть довольно большой. А ставший уже доброй традицией трехдневный поход – это не только проверка знаний, усвоенных детьми непосредственно в лагере, но и испытание, и укрепление социальных связей.

Важно, что ДОЛ – это институт социализации, по своей сути предполагающий создание для каждого ребенка условий, удовлетворяющих его потребности в общении, достижении успеха, самореализации, личностном развитии, приобретении нового актуального опыта и самоопределении. Причем, в силу ограничения времени пребывания детей в лагере, процесс личностного изменения происходит очень быстро и легко отслеживается.

В заключении отметим, что наши собственные наблюдения в процессе работы вожатыми в ДОЛ «Дозорный» позволяют заключить, что профессионально грамотная организация образовательной программы лагеря, включение детей в разнообразные виды деятельности, самоуправление, самоорганизацию, саморефлексии – залог успешной социализации подростков.

Список литературы

1.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. М. Гардарики, 2005. с.43

2.Психология и педагогика под общ. Ред. В.А Сластенина, В.П.Каширина М. издательство Юрайт 2013 с. 288

3. «Сто незаданных вопросов» Сборник информационно-методических материалов в помощь воспитателю «Орлёнка» /Автор-сост. О. В. Можейко. ВДЦ «Орлёнок», 2012.

Просмотров работы: 14600