ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МЛАДШЕГО КОМАНДИРА В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА МЛАДШЕГО КОМАНДИРА В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Чижевский А.А. 1, Леонтьева Ю.С. 1
1ВУНЦ ВВС "ВВА"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Имиджу уделяется внимание во многих сферах деятельности человека. Вооруженные силы не являются исключением. Всем известен тот факт, что личность младшего командира играет большую роль в повседневной деятельности вверенного ему подразделения. Образ командира распространяется и на его группу, т.е. младший командир является лицом подчиненного ему личного состава. Поэтому проблема формирования имиджа стала актуальной на сегодняшний день как для Российской Армии, так и для военных учебных заведений..

Для того чтобы правильно сформировать собственный имидж, руководитель группы должен придерживаться ряда правил. Поэтому в данной статье будут рассмотрены основные методы формирования имиджа младшего командира высшего военного учебного заведения и его составляющие. Также в данной статье приведем результаты опроса, проведенного среди младших командиров Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина » (г. Воронеж). Целью данного опроса является выявление качеств младших командиров, способствующих формированию их собственного имиджа.

Прежде чем охарактеризовать непосредственно факторы, влияющие на имидж командира, необходимо дать определение понятию «имидж». Слово имидж - (от англ. image) - в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик, представление [1].

В толковых словарях русского языка слово «образ» определяется как облик, вид, подобие, «живое, наглядное представление о ком или чем-нибудь» [2], «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», тип, характер, воплощенный в художественном произведении [1].

Нередко имидж определяется как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей [3].

Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения» [3] .

В ряде определений подчеркивается, что это понятие включает не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, Полли Берд пишет, что имидж – это «полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете» [4].

В данной статье понятие «имидж» рассматривается как проявление работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

Вступление в командирскую должность является важным этапом в жизни каждого курсанта. Это предполагает большую ответственность, расширение круга обязанностей, сокращение личного времени. Не является секретом и то, что нахождение на данной должности положительно влияет на уровень самооценки и самоуважения личности.

Основной проблемой, встающей перед руководителем курсантской группы, является проблема построения взаимоотношений с подчиненным ему коллективом и вышестоящим начальством. Эти взаимоотношения должны строиться так, чтобы способствовать налаживанию эффективной работы всего коллектива, достижению целей и выполнению поставленных задач. Как говорится, «чтобы люди слушались, и начальство не ругало».

В данной статье мы выделяем две основные группы факторов, влияющих на формирование имиджа младшего командира в военно-учебном заведении – психологические и социальные.

К психологическим факторам отнесем социотип и темперамент. Как известно, в психологии выделяют два социотипа личности – экстраверты и интроверты. Экстраверты обращены во внешнюю реальность. Им нравится быть в компании, помногу общаться с другими, они предпочитают созерцанию действие, стремятся нравиться окружающим и подстраиваются под них.

У интровертов сильна внутренняя реальность. Они с большим удовольствием проводят время в одиночестве, предаваясь размышлениям, в ходе которых формируют мнения и ставят перед собой определенные задачи.

Таким образом, экстраверты в целом испытывают более сильную потребность в принадлежности и отождествлении с другими, тогда как интроверты больше стремятся отстаивать независимость. Экстраверты часто легко обходятся без самоанализа и чувствуют себя неуютно, если большую часть времени им приходится проводить в одиночестве. Интроверты избегают таких ситуаций как публичные выступления и испытывают неудобство, если им приходится много общаться с другими людьми. Различная мотивация экстравертов и интровертов при взаимодействии с окружающими является причиной различия в методах, используемых ими в процессе взаимодействия.

На должность командира в армии больше всего подходит экстраверт, всегда радующийся общению и открытый для своих подчиненных, действующий совместно с ними, нежели интроверт, старающийся обособиться от своего личного состава. Кроме того, командир должен общаться со своими подчиненными для выявления морально-деловых качеств, да и просто быть в курсе личных дел каждого подчиненного в отдельности и коллектива в целом. Интроверту зачастую остальные люди просто не интересны, общение с другими людьми неприятно и вообще может вызвать затруднение в силу малого опыта в общении.

Среди курсантов, обучающихся на 2-4 курсах в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) и занимающих должности командиров, нами был проведен опрос, позволяющий сделать выводы о методах и средствах формирования имиджа младшего командира в данном учебном заведении. В опросе участвовали 33 курсанта, занимающих должности командиров отделений и групп (младшие сержанты и сержанты) из 11 учебных групп различных факультетов ВУНЦ ВВС «ВВА». Командирам было предложено ответить на 5 вопросов, которые позволили сделать определенные выводы о сформированности имиджа командиров, а также о методах его формирования. Из качеств, которые, по мнению командиров, являются важными для формирования имиджа, 82% опрошенных отметили коммуникабельность, организационные способности, открытость, инициативность, смекалка. Что позволяет сделать вывод, что данные командиры являют собой социотип экстравертов.

Теперь рассмотрим четыре типа темперамента, выделяемых в психологии: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Каждый основной вид темперамента имеет индивидную и личностную направленность. Основной темперамент человека в течение жизни остается неизменным, но на его формирование могут оказывать влияние обстоятельства.

Сангвиник – человек деятельный, веселый, адаптирующийся к мгновенно изменяющейся обстановке. Сангвиник полон инициативы, постоянно работоспособен, энергичен, но не любит однообразной работы. Он быстро осваивает новые требования и быстро входит в контакт с незнакомыми людьми. Недостатком сангвиника можно считать некоторую непоследовательность в деятельности.

Холерик – человек с непредсказуемыми эмоциональными проявлениями, легко нарывается на конфликт. Холерику нельзя выполнять работы, которые требуют выдержки. Ему не свойственны глубокое обдумывание решения и основательное отношение к делу. Холерик быстрее других ориентируется в изменяющейся обстановке, находчив в спорах и дискуссиях. Быстро адаптируется к новым условиям.

Меланхолик очень чувствителен, застенчив и стыдлив. Подвержен частым сменам настроения. Уклоняется от контактов с окружающими, замкнут, неразговорчив. Работоспособность подвержена колебаниям в зависимости от настроения. Меланхолик наиболее полезен при выполнении стандартной, постоянной работы. Для него предпочтителен индивидуальный характер работы.

Флегматик – человек серьезный, всегда ровно и спокойно настроенный. В стабильной обстановке очень продуктивен и чувствует себя полезным обществу. Постоянно, независимо от обстоятельств, сохраняет спокойствие, исключительно настойчив. Флегматик терпелив и вынослив; он не слишком находчив, но очень исполнителен.

В чистом виде темпераменты встречаются редко, часто они смешаны, но проявляют определенную тенденцию.

Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и командира в частности. Курсант может стать командиром независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки.

Так, из проведенного опроса делаем вывод, что 45% командиров являются сангвиниками, 32% - флегматики, 23% - холерики. Меланхоликов среди опрошенных выявлено не было.

Для создания имиджа младшего командира представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия.

Среди основных социальных факторов, влияющих на формирование имиджа командира и по нашему мнению являющимися основополагающими в военной среде, мы выделили пример старшего и жизненный опыт.

Так же как на личность и воспитание ребенка влияют его родители, на курсанта-командира в военно-учебных заведениях оказывают влияние курсовые офицеры и начальники курса. Так, равнодушное отношение офицера к исполнительности младшего командира, отсутствие благодарностей за примерную службу или успешно выполненную задачу может создать впечатление у подчиненного, что он недостаточно хорош или задача выполнена не на должном уровне. Напротив, не последовавшее вовремя наказание за провинность может подтолкнуть к еще более серьезному проступку или халатному отношению к исполнению своих обязанностей. Соответственно, младший командир на подсознательном уровне копирует поведение своего более опытного начальника.

Так, по данным проведенного опроса, 100% сержантов утверждают, что начальник курса и курсовые офицеры являются для них яркими примерами руководства личным составом и командирами, которым удалось сформировать свой имидж.

Другим фактором, влияющим на формирование представления человека о самом себе, является жизненный опыт. Зачастую, люди, потерпевшие неудачу в каком-либо начинании, разочаровываются и бросают начатое дело, командир же – это человек, который на собственном опыте убедился в том, что успех достигается путем неоднократных тренировок, постепенным преодолением всех возникающих трудностей и волей к победе. Именно поэтому в военно-учебном заведении существует практика назначать на командирскую должность курсантов, прошедших срочную службу и имеющих опыт в ВС РФ.

Образ, представляемый командиром, нередко воспринимается подчиненными как отражение уровня его самооценки. Проявление интереса к самосовершенствованию, показывает, что данный военнослужащий достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста и развития.

Делая вывод, хотелось бы выявить основные качества, которыми должен располагать младший командир для формирования положительного имиджа как самого себя лично, так и подчиненной ему группы в целом. К таким качествам отнесем: справедливость, честность, строгость, сбалансированная добротой, организованность, добросовестность, умение отстаивать свою точку зрения, но и умение «слушать и слышать» своих товарищей, самокритичность и самоанализ. Это лишь некоторые из качеств личности, выделенные курсантами ВУНЦ ВВС «ВВА». Главным же качеством и одним из верных путей к созданию имиджа настоящего командира, по нашему мнению, является патриотизм. И только «командир-сын Отечества» способен воспитать настоящего защитника Родины своим личным примером, привить ему самые лучшие качества и гордиться своим личным составом, а значит, быть уверенным в выполнении поставленной задачи и достижении самых высоких целей бок-о-бок со своими боевыми товарищами.

Список использованных источников

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 371-372

2 Федоркина А. П., Ромашкина Р. Ф. Проблемы имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. М., 1996. С. 694–696.

3 Семенов А. К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. 2-е изд. М., 2000. С. 86–87.

4 Bird P. SellYourself. London, 1994. P. 1.

Просмотров работы: 2033