ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

Романова Е.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

«Русский язык» как учебный предмет обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных действий.

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе позволяют достичь следующих умений:

- использование языка для поиска необходимой информации в различных источниках;

- ориентирование в целях, средствах и задачах общения;

- выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалоги, письменные тексты);

- стремление к полному и точному выражению собственной позиции;

- умение задавать вопросы. [2].

Рассмотрим коммуникативные УУД.

Коммуникативныеуниверсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[1]

Развитие ребенка в начальной школе начинается с развития речи, умения социализироваться в среду учебного заведения, умения общаться со сверстниками, учителями. Развитие коммуникативной компетенции начинается с самого момента поступления ребенка в школу. Коммуникативная компетентность – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом. Коммуникативная компетентность является необходимой составляющей коммуникативной культуры и профессиональной компетентности педагога и специалиста любой другой специальности. Данный феномен исследовался многими авторами: Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, Л.А. Петровская. В настоящее время существует ряд технологий, в которых косвенно развивается коммуникативная компетентность учеников, поскольку сама технология предполагает активное взаимодействие. Для формирования у учащихся коммуникативной культуры учитель опирается на принцип деятельности и принцип “выращивания”, который был разработан О.С. Анисимовым. Это принцип предполагает сознательный учёт педагогом индивидуальных качеств ученика в соответствии с социокультурными требованиями. В процессе учебного сотрудничества формируются следующие коммуникативные умения:

- вступать в предметную дискуссию;

- понять точку зрения другого;

- оценить содержательно достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников;

- согласовывать разные точки зрения.

Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуации, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся глубоко понять ответ на вопрос “Зачем надо слушать?”. На основании этого формируется представление о позиции “слушатель”.

Формирование позиции “понимающий” происходит тогда, когда автор высказывания не соглашается с тем, как его поняли другие дети. А также в спорных моментах, когда большинство учеников не могут определить причину конкретного спора, возникшего на уроке. На этом этапе вводится терминология “Правильно ли я тебя понял (а), что…”. Происходит процесс сравнения мнения каждого “понимающего” с мнением “автора”. Процесс заканчивается тремя вариантами результата:

  1. Я думал(а) так же, как и автор высказывания, поэтому я согласен.

  2. Я думал(а) так же, как и автор высказывания, но у меня есть ещё информация по этому вопросу, поэтому я хочу дополнить, уточнить высказывание автора.

  3. Я думаю по – другому, поэтому я не согласен.

Чтобы увидеть мнение каждого ребёнка, ввожу знаковое обозначение “согласие”, “не согласие”. Неоднократно задаю вопросы “С чем не согласны?”.

Ситуация, когда возникают разные мнения по одному и тому же вопросу, позволяет формировать у учащихся представление о позиции “критик”, учит согласовывать эти мнения, чтобы получить результат решения общей проблемы. Таким образом, у каждого ученика формируется глубокое понимание позиций «автор», «слушатель», «понимающий», «критик».

Приемы формирования коммуникативных умений:

1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3. Не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

4. Поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

5. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.[4]

Рассмотрим упражнения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении имени прилагательного.

1) Что общего между данными прилагательными? Чем они отличаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

2) Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению.

Смелый – трусливый

Добрый – злой

Кислый – сладкий

Веселый – грустный

Белый – черный

Маленький - большой

3)Сочините загадки из прилагательных.

Круглое,румяное (яблоко)

Хитрая, пушистый хвост, хищная (лиса)

Серый, хищный, зубастый (волк)

Кислый. Жёлтый, круглый или продолговатый (лимон)

4) Работа в группах.

  1. Соедини стрелкой близкие по смыслу имена прилагательные и запиши их в дательном падеже.

    ароматный

    вежливый

    застенчивый

    пурпурный

    стеснительный

    багровый

    приятный

    приветливый

  2. Соедини стрелкой противоположные по смыслу имена прилагательные и запиши их в предложном падеже.

гигантский

вредный

радостный

щедрый

ясный

печальный

скупой

ненастный

крохотный

полезны

2 группа –Дополните текст именами прилагательными.

Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…)..

3 группа – вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….

Слова для справок: быстрая , рыжая, звонкие, красивая, круглая, желтогрудая.

5) Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный - …..,внимательная - ……., жестокое - ……, добрая - ….., равнодушный - ….., гостеприимная - ……, заботливое - …., нежная - …., ласковое - …..

(друг, мама, слово, фея, человек, хозяйка, отношение, музыка, отношение.)

6) Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.

Образец: мягкий (хлеб, характер)

Мягкий хлеб (какой?) свежий

Мягкий характер (какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый.

Твердый (камень, характер)

Теплые (вечера, отношения)

Чёрствый (батон, человек)

Сухой (ветер, взгляд).

7)Найдите в пословице близкие по смыслу слова.

1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь – не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы?

Кого называют щедрым человеком, а кого - скупым? Как люди оценивают щедрость, а как - скупость?

Итак, коммуникативные навыки - это умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Список используемой литературы.

  1. Бобровская Г.В. Обогащание словаря младщих школьников./Г.В. Бобровская// Нач. шк. 2002. - №6. – С. 76-79.

  2. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»"[Электронный ресурс] // kopilkaurokov. ru - сайт для учителей : http://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/102953

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  4. Формирование коммуникативных умений учащихся начальной школы посредством учебной деятельности в системе развивающего обучения [Электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/articles/551560/

Просмотров работы: 3254