К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОКОМПОНЕНТОВ ПУТЕМ ГРАМОТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОКОМПОНЕНТОВ ПУТЕМ ГРАМОТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ

Трофимова М.С. 1
1НГТУ им. Р.Е. Алексеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Анализ ситуации на автомобилестроительном рынке показывает, что доля продукции отечественных автопроизводителей значительно уменьшается, в то время как доля автомобилей иностранного происхождения увеличивается. С чем это связано? Можно перечислять не один десяток причин и проблем отечественных автопроизводителей, но в данной статье выделим три основные проблемы – это высокий уровень брака на производстве российских автокомпонентов, как следствие, большое количество рекламаций от потребителей и, как результат, низкий спрос и уровень продаж автомобилей отечественного производства.

Большую часть проблем, которые производители получают на выходе готовой продукции, можно было бы устранить еще на этапе планирования и разработки продукции, если бы производитель уделил ему должное внимание.

Основной целью данной статьи является выявление информационных связей этапа планирования и разработки продукции, которые косвенно описывает стандарт ГОСТ Р 51814.6-2005 [1], построение блок-схемы выполнения этого этапа и, как результат, упрощение восприятия работниками межфункциональной APQP команды требований стандарта для более успешного выполнения I этапа и уменьшения количества брака, рекламаций и повышения спроса на выпускаемую продукцию в будущем.

С формальной точки зрения, в стандарте ИСО 9001:2000 требования, относящиеся к этапам разработки и постановки продукции на производство, составляют более 1/3 всего объема текста. А если учесть сложность и трудоемкость реализации этих требований, то они составят более 2/3 всех требований к системе менеджмента качества [3].

Следует заметить, что западная техническая культура уделяет гораздо больше внимания начальным стадиям проектирования, чем это принято делать у нас [2]. Здесь проявляется максимум творчества, "научно-технического остроумия", исследований. Это не дешево, но это во много раз выгоднее, чем иметь потом убытки в производстве и терять потребителей из-за дефектов и неудобств эксплуатации продукции [3].

«Планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции» является I этапом процедуры APQP «Перспективное планирование качества продукции». Целью I этапа является обеспечение ясного понимания потребностей и ожиданий потребителей и планирование всего APQP-процесса [1].

Первым и можно сказать основным шагом в организации работ по подготовке производства является создание межфункциональной APQP команды. Но как разобраться и не потеряться во всех рекомендациях стандарта ГОСТ Р 51814.6-2005 [1], собственных документах производителя и требованиях потребителя?

В стандарте [1] описаны отдельные входы и выходы I этапа APQP, однако, основываясь только на этих данных достаточно трудно установить взаимосвязь процессов и информации, передающейся от процесса к процессу в ходе выполнения I этапа. Стандарт ГОСТ Р 51814.6- 2005 [1] дает достаточно подробное описание осуществляемых процессов, но используемая форма представления рекомендаций не позволяет легко разобраться в необходимом этапе. Поэтому в данной статье постараемся установить все взаимосвязи между информацией, используемой APQP – командой для выполнения I этапа и проследим, как входы процесса переходят в его выходы.

Попробуем установить информационные связи между данными, передающимися в процессе выполнения I этапа процедуры APQP:

  1. анализ общей информации → определение целевого потребителя;

  2. определение целевого потребителя → анализ бизнес-плана потребителя;

  3. анализ бизнес-плана потребителя → определение целей разработки продукции;

  4. определение целей разработки продукции → формирование предположений о продукции/процессах;

  5. информация от конкретных потребителей → формирование предположений о продукции/процессах;

  6. формирование предположений о продукции/процессах → определение опорных показателей продукции;

  7. определение опорных показателей продукции → получение данных по исследованию надежности;

  8. получение данных по исследованию надежности → формирование целей по надежности и качеству;

  9. формирование предположений о продукции/процессах → составление предварительного перечня материалов;

  10. формирование предположений о продукции/процессах → построение предварительной карты потока процесса;

  11. составление предварительного перечня материалов → построение предварительной карты потока процесса;

  12. формирование целей по надежности и качеству → составление предварительного перечня ключевых характеристик продукции и процессов;

  13. построение предварительной карты потока процесса → составление предварительного перечня ключевых характеристик продукции и процессов;

  14. составление предварительного перечня ключевых характеристик продукции и процессов → составление плана обеспечения качества продукции;

  15. составление предварительного перечня ключевых характеристик продукции и процессов → анализ бизнес-плана потребителя;

  16. составление плана обеспечения качества продукции → поддержка руководства.

Рис. 1 «Блок – схема I этапа APQP – процесса»

На основании полученных выше информационных связей построили блок-схему (рис.1). Полученная блок схема позволяет наглядно понять членам межфункциональной APQP команды, как должен выполняться этап планирования, разработки концепции и плана обеспечения качества продукции, как не упустить одно или несколько звеньев этой достаточно сложной информационной цепочки, успешно завершить I этап и перейти к выполнению II этапа «Проектирование продукции (конструкции)».

Грамотное выполнении I этапа позволит правильно определить целевого потребителя, сформировать цели разработки продукции, составить предварительный перечень ключевых характеристик продукции и процессов, соответствующий бизнес-плану потребителя, составить план обеспечения качества продукции и получить поддержку руководства. Что приведет к постепенному уменьшению производственного брака, количества рекламаций от потребителей, увеличению доверия к выпускаемой продукции, и как следствие, повышению конкурентоспособности отечественных автокомпонентов.

Библиографический список

  1. ГОСТ Р 51814.6 – 2005 – «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов».

  2. Розно М.И. Формальное и творческое при разработке продукции и подготовке производства// Стандарты и качество. – 2005.- №8.

  3. Розно М.И. APQP – процесс, или процесс разработки и постановки продукции на производство. По материалам сайта www.fsapr2000.ru

Просмотров работы: 987