К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИСТОРИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИСТОРИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения, развития и подготовки одарённых детей к участию во Всероссийских предметных конкурсов и олимпиадам и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними [1, с. 160].

Что же такое одарённость? Одарённость сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одарённость следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл этого утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться. Проблема одарённости представляет собой комплексную проблему. Основными компонентами данной проблемы являются аспекты выявления, обучения и развития одарённых детей, а также аспекты профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одарёнными детьми. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период [2,с. 47-48].

На сегодняшний день большинство исследователей утверждают, что развитие одарённости - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности, социальной среды, наличие креативности (творческого потенциала) и конечно влияние педагога и школы. Таким образом, имеет большое значение фактор подготовленности и профессионализма педагога, ведь одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде и очень важно, чтобы педагог мог разглядеть в ребёнке все его возможности и помочь ему их раскрыть. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск” на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. С другой стороны, одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка [5, с. 25-27].

Поиск и отбор одарённых детей происходит чаще всего через систему олимпиад и конкурсов. Я бы хотела рассмотреть именно практику работы с одарёнными детьми в Алтайском крае на примере Всероссийской олимпиады школьников по истории.

Всероссийские олимпиады школьников по истории стали проводиться сравнительно недавно. Первая Всероссийская олимпиада прошла в 2000 году. Таким образом, Всероссийские олимпиады проводятся уже в течение 14 лет, и каждый год участие в этих олимпиадах принимает достаточно большое количество детей из разных районов Алтайского края, но только малая доля становятся призёрами и победителями этих олимпиад, а большинство призовых мест занимают дети из больших городов. Несмотря на этот небольшой срок проведения можно говорить об уже сложившихся традициях. Это в значительной степени объясняется насчитывающим десятилетия опытом проведения региональных олимпиад по истории, которые и создали базу для многих принципиальных подходов к проведению олимпиад Всероссийских.

Отбор детей на всероссийскую олимпиаду проходит ряд этапов: школьный этап, муниципальный и региональный этап. Первые два этапа всероссийской олимпиады школьников по истории призваны решать две основные задачи. Во-первых, это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников, которые могли бы впоследствии выступать на региональном и заключительном этапах Олимпиады. Во-вторых, проведение школьного и муниципального этапов Олимпиады с возможно более широким привлечением учащихся разных классов позволяет повысить интерес к изучению истории и мотивировать участников для достижения более высоких результатов. В крае сложилась система работы к проведению муниципального и регионального туров. Ученики всех районов края, результаты своей работы представляют в 2 направлениях: тестовые и творческая работа (написания эссе на заранее заданную тему) [4,с. 50-52].

Рассмотрим более подробно статистику Регионального тура Всероссийской олимпиады школьников по истории за последние три года: 2012 г., 2013 г., 2014 г.

В заочном туре регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2012 году участвовало: 171 чел., из них сельских школьников 51 чел. В очном туре участвовало: 61 чел., из них 22 чел. из села, были в основном представлены такие районы, как Поспелихинский, Тальменский, Шелаболихинский, Петропавловский, Немецкий Национальный, Мамонтовский, Алтайский, Алейский, Павловский, Топчихинский, Бийский, Ключевской, Кытмановский, Новичихинский, Ребрихинский, Рубцовский, и 39 чел. из городов Алтайского края, таких как Барнаул, Бийск, Заринск, Белокуриха, Новоалтайск, Яровое, Камень-на-Оби, Рубцовск.

В 2013 году в заочном туре регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории участвовало: 167 чел., из них сельских школьников 63 чел. В очном туре регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории участвовало: 65 чел., из них сельских школьников 19 чел., были представлены районы Поспелихинский, Тальменский, Шелаболихинский, Петропавловский, Немецкий Национальный, Мамонтовский, Алтайский, Алейский, Павловский, Топчихинский, Бийский, Ключевской, Кытмановский, Новичихинский, Ребрихинский, Рубцовский, Шипуновский, Хабарский, Родинский, Смоленский, Усть-Калманский, и 45 чел. из городов Алтайского края, таких как Барнаул, Бийск, Заринск, Белокуриха, Новоалтайск, Рубцовск, Алейск, Яровое, Камень-на-Оби. Можем сделать вывод, что добавились новые районы и города, которые в 2012 году не принимали участие в олимпиаде, такие как Шипуновский, Хабарский, Родинский, Смоленский, Усть-Калманский и г. Алейск.

В 2014 году в заочном туре регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории участвовало: 150 чел., из них сельских школьников 69 чел. В очном туре регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории участвовало: 66 чел., из них сельских школьников 20 чел., были представлены районы Поспелихинский, Тальменский, Шелаболихинский, Петропавловский, Немецкий Национальный, Мамонтовский, Алтайский, Алейский, Павловский, Топчихинский, Бийский, Ключевской, Кытмановский, Новичихинский, Ребрихинский, Рубцовский, Шипуновский, Хабарский, Родинский, Смоленский, Усть-Калманский, Суеткий, Баевский, Угловский, Зональный, Кулундинский, Волчихинский, Зональный, и 46 чел. из городов Алтайского края, таких как Барнаул, Бийск, Заринск, Белокуриха, Новоалтайск, Рубцовск, Алейск, Яровое, Камень-на-Оби, Славгород. Можем сделать вывод, что добавились новые районы и города, которые в 2012 году и в 2013 году не принимали участие в олимпиаде, такие как Суетский, Баевский, Угловский, Зональный, Калманский, Кулундинский, Волчихинский и г. Славгород [3].

Из всего вышесказанного делаем вывод, что количество районов и городов школьники, которые участвуют в олимпиаде постоянно из года в год увеличивается. Количество участников уменьшается, но есть положительная тенденция: количество участников из села увеличивается. Районы края откуда чаще всего повторяются конкурсанты: Шелаболихинский, Бийский, Талменский, Топчихинский, Алейский, Павловский, жюри приглашает их из заочного тура на очный этап, но победителями они редко становятся. Судя по результатам, можно сказать, что система подготовки одарённых детей к олимпиадам и конкурсам в Алтайском крае существует, но есть большой минус этой работы, в городах эта работа ведётся целенаправленно, а в районах нет чётко поставленной системы, таким образом, участники олимпиад из районов успешно проходят заочный тур всероссийских олимпиад, а вот на очном они редко становятся победителями, призовые места занимают чаще дети из городов. По итогам можно сказать, что победителями становятся в основном дети из таких городов: Барнаул, Заринск, Новоалтайск, Бийск, Рубцовск.

По моему мнению, возможны следующие пути решения проблемы:

  • необходима своевременная профессиональная диагностика одаренных детей;

  • краю необходима система повышения квалификации педагогов к работе с одарёнными детьми, которая будет способствовать их профессиональной и личностной готовности;

  • активизация работы центров поддержки одаренности;

  • развитие сетевой культуры и дистанционных форм поддержки одарённых детей;

  • увеличение финансирования центров поддержки одарённости.

Библиографический список:

  1. Астраханцева С. В., Кочнева Т. И. Комплексный подход в обучении одарённых детей / С. В. Астраханцева, Т. И. Кочнева // Вестник МГУКИ. - №1 (45) январь-февраль. - 2012. – С. 160-165.

  2. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская // Теоретические и прикладные исследования. – Москва, 2003. – С. 46-68.

  3. Результаты Региональных туров Всероссийской олимпиады школьников по истории за последние три года: 2012 г., 2013 г., 2014 г.

  4. Храмцова С.В. Поиск, поддержка и сопровождение одаренных детей // Развитие одарённого ребёнка в условиях региональной системы образования / Сборник материалов областной научно-практической интернет-конференции. – Ярославль, 2009. – С. 57.

  5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – Москва: Просвещение, 2000. – С. 136.

Просмотров работы: 1095