ИЗУЧЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОСТИ ЗАВТРАКА УЧАЩИХСЯ ГБУ ОШИ «ГУБЕРНАТОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ОРЕНБУРЖЬЯ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИЗУЧЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОСТИ ЗАВТРАКА УЧАЩИХСЯ ГБУ ОШИ «ГУБЕРНАТОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ОРЕНБУРЖЬЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  1. Введение

Согласно последним исследованиям, у тех людей, которые утром, после сна, долго ничего не едят, и игнорируют утренний завтрак, падает уровень сахара в крови, замедляется обмен веществ, понижается внимательность и ухудшается память.

Медики и диетологи установили, что наилучшим временем для завтрака является период между 7 и 9 часами утра. Завтрак, кроме того, что должен быть полезным, он также должен быть и сбалансированным.

Завтрак заряжает энергией, поднимает настроение, предотвращает стресс.

Старшеклассники получают огромные нагрузки в школе – современная образовательная система предъявляет высокие требования к учащимся. Поэтому так важно обеспечить учащегося необходимой энергией для преодоления всех школьных препятствий: вызов к доске, контрольная работа...

Педиатры настаивают: первый завтрак, должен дать максимум энергии ребенку. Поэтому к нему предъявляются высокие требования. Завтрак должен быть полноценным: теплым, насыщенным углеводами и витаминами. А еще завтрак учащегося обязательно должен быть вкусным – ведь то, что не нравится, не идет на пользу.

«Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» - закрытое учреждение, в лицее введена институтская система обучения. Занятия проходят парами, дважды в год учащиеся сдают сессию. Питание обеспечивает организация питания «Подросток». В отличие от сверстников, живущих в семьях, у ребят нет возможности выбора, и утром все завтракают тем, что приготовлено в столовой. Мы знаем, что утренний завтрак способствует пробуждению организма, активизирует работу мозга… В то же время не все учащиеся лицея завтракают. Как выпускнице лицея, студентки ОрГМУ мне захотелось принять участие в решении данной проблемы.

  1.  
    1. Проблема: не все учащиеся лицея посещают завтрак.

    2. Объект исследования: завтрак лицеиста

1.3 Предмет исследования: питательные вещества, входящие в состав блюд завтрака.

1.4 Цель: изучить рацион завтрака старшеклассника закрытого учреждения, составить советы учащимся о пользе завтрака, с учетом возрастных потребностей старшеклассников.

1.5 Задачи:

1. Изучить значение завтрака для организма человека.

2. Изучить физиологию организма в подростковый период.

3. Изучить значение завтрака для подростка.

4. Изучить рацион завтрака лицеиста в ГБУ ОШИ «ГМЛИОДО».

5. Изучить какие питательные вещества содержатся в блюдах, входящих в рацион завтрака лицеиста.

6. Провести интервьюирование ответственного за питание.

7. Провести анкетирование учащихся на тему: «Завтрак лицеиста».

8. Сравнить результаты «желаемого» лицеистом и полноценного завтрака.

9. Провести эксперимент, включив в рацион завтрака горячий шоколад.

10. Оценить достоинства и выделить недостатки утреннего завтрака в лицее.

11.Составить советы учащимся о пользе завтрака, с учетом возрастных потребностей старшеклассников.

1.6 Гипотеза: предполагаю, что не все учащиеся посещают завтрак так как не осознают его значение для организма.

1.7 Новизна: выпускница лицея, студентка ОрГМУ совместно с администрацией лицея участвуют в решении вопроса по культуре здорового питания учащихся.

.

Методы исследования:

- социологическое исследование;

- сбор и анализ данных;

- изучение и анализ материалов;

- описание;

- сравнительный анализ;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- эксперимент.

  1. Методика проведения исследования

2.1 Ознакомление с теорией вопроса:

- значение завтрака для организма человека;

- физиология организма в подростковый период;

- значение завтрака для подростка;

- состав питательных веществ в блюдах, предназначенных для завтрака;

2.2 Проведение исследования:

- интервьюирование ответственного за питание в ГБУ ОШИ «ГМЛИОДО»;

- анкетирование учащихся на тему «Завтрак лицеиста»;

- сравнение результатов «желаемого» лицеистом и полноценного завтрака;

2.3 Осмысление собранного материала:

- анализ результатов интервьюирования и анкетирования.

  1.  
    1. Проверка и уточнение фактов:

- обобщение информации;

- уточнение сделанных выводов.

2.5 Написание выводов, заключения, составление рекомендаций:

- составление выводов и заключения;

- советы учащимся о пользе завтрака, с учетом возрастных потребностей старшеклассников.

Значение завтрака для организма человека

Завтрак — первый дневной приём пищи, как правило — в период от рассвета до полудня. Эксперты по питанию считают, что завтрак самый важный прием пищи, его пропуск увеличивает шансы развития ожирения, сахарного диабета и может привести к сердечному приступу. Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Завтрак заряжает энергией.

Завтрак заряжает энергией на весь день и поможет продержаться без еды и острого чувства голода гораздо дольше, чем без завтрака. Еще ученые установили, что люди, которые утром завтракают, работают на 30% лучше и справляются с поставленными задачами быстрее.

Завтрак поднимает настроение.

Самый эффективный способ поднять себе настроение, это вкусно позавтракать утром. Кроме того, завтрак поможет вам собраться с мыслями перед предстоящим днем.

Завтрак улучшает внимание и память. То, что завтрак улучшает концентрацию и запоминание новой информации уже доказанный факт. К примеру, водители, которые утром завтракают намного реже попадают в ДТП.

Завтрак предотвращает стресс.

Медики, проведя соответствующие наблюдения, пришли к выводу, что люди, которые завтракают, реже страдают от стресса и нервных переживаний.

1/3 суточной нормы белка, который является очень важной составляющей завтрака, так как именно он дает чувство сытости на целый день. Источниками белка для завтрака могут быть: рыба, мясо, кисломолочные продукты, яйца, орехи, фасоль, грибы.

2/3 суточной нормы углеводов.

Углеводы являются энергией для нашего организма, которые заводят его и поддерживают в нем работоспособность. Однако, следует употреблять в пищу те продукты, которые содержат не "быстрые" углеводы (пирожные, булочки), а "медленные", которые содержатся в различных крупах и молочных продуктах, а также в овощах и фруктах. Есть еще одна группа углеводов, которая очень необходима нашему организму, это клетчатка. Они также, как и белки, дают чувство сытости.

Для завтрака в качестве источника клетчатки лучше подойдет хлеб из муки грубого помола и каши: овсянка, гречка.

1/5 суточной нормы жиров. Жиры в пищу лучше употреблять ненасыщенные, так как они, в отличие от насыщенных, усваиваются быстрее и являются более полезными. Ненасыщенные жиры можно найти в арахисе, подсолнечном масле, миндале, авокадо.

Физиология организма в подростковый период

Рассмотрим организм школьника: он растёт, испытывая повышенные нагрузки – умственные и физические. Для правильного развития требуется достаточное количество энергии, которая поступает с пищей. Нарушение питания может привести к возникновению и прогрессированию заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. Поэтому питание должно строиться с учётом пола и возрастных потребностей организма в пищевых веществах и энергии. У мальчиков потребность выше, чем у девочек. Потребность в пищевых веществах и энергии увеличивается при усиленных занятиях спортом.

Подростковый возраст не зря называют переходным. Именно переходным, а не «проходным»: переход, преодоление не бывают простыми и беспроблемными. Переход от ребенка к взрослому, от мальчика или девочки – к мужчине или женщине, от опекаемого и воспитуемого к самостоятельному члену человеческого общества, безусловно, требуют от подростка немалых усилий, и трудностей на этом переходе встретится достаточно.

Коренное физиологическое, гормональное, половое и психологическое переустройство организма вызывает повышенную потребность в энергии, минералах, витаминах и микроэлементах; вместе с тем пищеварение и метаболизм подростка находятся еще в стадии формирования. Все это выдвигает особые требования к питанию подростков.

Существуют различные определения границ возраста подростков, мы постараемся охватить весь переходный возраст от самой меньшей до самой высшей границы. Существует принятый на западе и распространенный у нас термин «тинейждер». «Teenager» дословно означает «-надцатилетний», то есть тот, кто перешагнул одиннадцатилетний рубеж, но еще не достиг двадцати. Вот на эти рамки и будем ориентироваться.

Подростковый или переходный период обычно разделяют на три этапа, каждый из которых имеет свои особенности, в том числе особенности питания.

11-13 лет. Предпубертатный период. Характеризуется началом ускоренного роста. Именно этому возрастному периоду свойственна особая подростковая нескладность. Удлиняются конечности, меняются пропорции тела и черты лица. Тело перестало быть детским, но еще не стало юношеским или девичьим. В этот период растущий организм требует строительного материала – прежде всего белка и кальция. Белок – главный материал для строительства мышц, содержится в мясе, молочных продуктах, яйцах. Кальций является сырьем для формирования костей, организм получает его из молока, творога, сыров и т.д.

14-16 лет. Пик переходного возраста, начало пубертатного кризиса, то есть кризиса полового созревания. Пробуждающиеся железы внутренней секреции развивают бурную деятельность, растущий организм сотрясают поистине тектонические гормональные сдвиги и всплески, иногда, увы, вырывающиеся наружу вулканами прыщей и угрей. Тело требует энергии и сырья для деятельности «химических фабрик» желез – жиров, углеводов микроэлементов и минералов. Жиры лучше получать в виде растительных масел, а углеводы черпать из фруктов, овощей и корнеплодов, не увлекаясь бабушкиной выпечкой. Это убережет от проблем с весом и кожей. Микроэлементы и минералы содержатся в рыбе, морепродуктах, фруктах и овощах.

При этом следует помнить, что незаконченная наладка производства гормонов и разбалансированный метаболизм, свойственные данному периоду, могут очень легко свалить балансирующий на тонкой грани организм в пропасть полноты, избыточного веса и ожирения. Необходимо сочетать потребление углеводов и жиров с физическими нагрузками и физкультурой.

Вместе с тем, не стоит так же идти на поводу у подростковых комплексов и поддерживать увлечение диетами - анорексия ничем не лучше ожирения. Вряд ли отыщется на свете подросток, довольный своим телом, а некоторая «пухлость» в 14-16 летнем возрасте естественна. Садиться на диету стоит только тем, кому она действительно нужна. Разобраться в этом поможет контроль индекса массы тела. Индекс массы тела (ИМТ или по-английски BMI) определяется отношением массы в килограммах к квадрату роста в метрах. Например, подросток ростом полтора метра весит пятьдесят кг. Считаем: 50/(1,5*1,5)=22,22. Нормой считается ИМТ в пределах 18-25, то есть вес подростка при данном росте совершенно нормален. А можно еще проще, воспользуемся известной формулой «рост минус сто». Суть метода следующая: вес человека в килограммах должен быть равен его росту в сантиметрах за вычетом сотни, плюс-минус пять кг. Проще объяснить на примере: возьмем для сравнения те же значения, считаем: 150-100=50. Опять получаем полное соответствие веса подростка норме.

17-19 лет. Завершение переходного периода. Тело почти полностью сформировано, буйство гормонов стихает, железы внутренней секреции выходят на штатный режим работы, подростковые кризисы миновали. К этому времени уже должны быть выяснены основные склонности и тенденции в питании молодого человека, такие как склонность к полноте (либо наоборот), аллергия на отдельные продукты и т.д. С учетом этих особенностей необходимо начинать формировать образ питания, которого человек будет придерживаться в течение жизни. Питание в этот период должно соответствовать тем же требованиям, что и питание взрослого, только с радикальными диетами и лечебным голоданием лучше еще немного потерпеть.

Значение завтрака для подростка

Абсолютное большинство специалистов сходятся во мнении, что перед занятиями ребенок должен обязательно поесть. Для этого есть несколько весомых доводов:

- отсутствие завтрака нарушает обмен веществ, провоцирует жировые отложения («голодный» организм начинает откладывать жиры про запас);

- нехватка питательных веществ тормозит физическую и умственную активность школьника;

- первый урок для ребенка – всегда стресс, а постоянный стресс на голодный желудок напрямую ведет к гастриту и язве, которые, являются одними из самых распространенных заболеваний у детей школьного возраста.

Завтрак должен быть полноценным, достаточно калорийным и обязательно содержать горячее блюдо – молочную кашу (особенно полезна овсяная каша), варёное яйцо, омлет или яичницу.

Результаты исследования:

  1. Проведен анализ анкетирования лицеистов на тему: «Завтрак лицеиста» (Приложение 2)

  2. Анализ интервьюирования ответственного за организацию питания (Приложение 3)

  3. Проведен сравнительный анализ «желаемого» лицеистами и предлагаемого комбинатом питания «Подросток» завтрака. (Приложение 4)

  4. Беседа для учащихся «Состав питательных веществ в блюдах, предназначенных для завтрака» (Приложение 5)

  5. Разработаны советы о пользе завтрака «Здоровый завтрак» (Приложение 6)

Выводы

Изучив значение завтрака для организма человека, физиологические особенности старшеклассника, потребность растущего организма в питательных веществах можно сделать вывод о том, что завтрак необходим для каждого лицеиста.

Подводя итоги теоретического исследования можно констатировать, что завтрак способствует пробуждению организма, заряжает энергией, поднимает настроение, предотвращает стресс.

Изучив перечень блюд входящих в состав завтрака старшеклассника губернаторского лицея можно сделать вывод о том, что завтрак является сбалансированным и соответствует всем предъявляемым санитарно-эпидемиологическим нормам. Полученные результаты позволяют утверждать, что комбинат питания «Подросток» предоставляет полноценные завтраки лицеистам.

Сравнительный анализ блюд входящих в состав завтрака лицеиста с перечнем блюд, которые хотели бы видеть учащиеся в составе завтрака на 80% совпадает.

Отсутствие в составе «желаемого» завтрака масла, какао, омлета свидетельствует о необходимости проведения индивидуальных бесед с учащимися на тему «Роль питательных веществ, входящих в состав завтрака для растущего организма».

Анкетирование лицеистов и интервьюирование ответственного за питание показало , что необходимо помочь школьникам воспитать полезную привычку – завтракать по утрам, имея представление о всех важных качествах первого приема пищи, составляющего больше трети всего рациона пищи в сутки.

Заключение

Дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результатами нашего исследования может воспользоваться администрация лицея при организации завтрака.

Разработанные для учащихся советы о пользе завтрака, помогут осознать значимость получения организмом в утренние часы необходимого количества питательных веществ.

В качестве альтернативы рекомендуем предложить учащимся на завтрак вместо кофе горячий шоколад.

Регулярно организованные индивидуальные беседы и встречи с учащимися по теме «Значение завтрака для организма подростка», повысят процент учащихся, получающих по утрам полноценный завтрак.

Приложение 1

Анкета на тему «Завтрак лицеиста»

Уважаемые учащиеся лицея, ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты. Заранее благодарны за искренние ответы и пожелания.

1 вопрос. Регулярно ли вы ходите на завтрак в губернаторском лицее?

- Да

- Нет

2 вопрос. По какой причине вы не посещаете завтрак?

  1. Готовят не вкусно

  2. Не придаю особое значение утреннему завтраку

3. Не успеваю

4.Отметить другое

3 вопрос. Как вы считаете, что должно входить в завтрак лицеиста?

Приложение 2

Анализ анкетирования

В губернаторском лицее в 2014-2015 учебном году обучается 160 учащихся.

Анализ проведенного анкетирования среди учащихся 10-х и 11-х классов показал:

Результаты анкетирования, проведенного по 1 вопросу.

Вывод: анализ анкетирования показал , 28% учащихся 11-х классов и 15 % учащихся 10-х классов посещают завтрак не регулярно.

Анализ 2 вопроса. По какой причине вы не посещаете завтрак.

Вывод: анализ результатов анкетирования показал 3% учащихся 10-х классов и 9% учащихся 11-х классов не придают значение завтраку.

Не успевают на завтрак 11% учащихся 10-х классов и 19% учащихся 11-х классов. Вкусовые качества завтрака устраивают всех учащихся.

Результаты анкетирования, проведенного по 3 вопросу.

Вывод: 50% опрошенных учащихся считают, что в утренний завтрак должна входить каша; 29% - йогурт; 24% - чай; 19% - свежие фрукты; 19% - бутерброды; 14% - булочки; 14% кофе; 14% - сок; 9,5% - сладости; 5% - творожная запеканка; 5% - колбаса; 5% - творог; 5% - пицца.

На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод:

- вкусовые качества завтрака устраивают всех учащихся;

- 27 % учащиеся лицея не посещают утренний завтрак;

- у 1/3 части учащихся сложилось неправильное понимание здорового завтрака;

- 6% учащихся лицея не придают значение завтраку;

- 18% учащихся не успевают на завтрак.

Анкетирование показало, что необходимо помочь школьникам воспитать полезную привычку – завтракать по утрам, имея представление о всех важных качествах первого приема пищи, составляющего больше трети всего рациона пищи в сутки.

Приложение 3

Интервьюирование ответственного за питание в губернаторском многопрофильном лицее-интернате Жантургановой Юлии Анатольевны.

1 вопрос. Юлия Анатольевна, каким образом организовано питание в лицее?

- «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» - закрытое учреждение, питание обеспечивает организация питания «Подросток».

2 вопрос. Все ли учащиеся лицея посещают завтрак?

- К сожалению, завтрак посещают не все учащиеся лицея, так как не придают особого значения утреннему завтраку или не успевают, желая подольше поспать.

3 вопрос. Юлия Анатольевна, перечислите, пожалуйста, блюда, которые входят в завтрак лицеиста?

- Молочные каши, запеканки, какао, чай, омлет, сосиски, тушеная капуста, плов, фрукты, хлеб, масло, сыр, джем.

4 вопрос. Какие меры необходимо предпринять, чтобы полноценный завтрак получали все учащиеся?

- Я считаю, что необходимы постоянные индивидуальные беседы с учащимися лицея, проведение бесед с учащимися о пользе завтрака.

Разрешаю данный материал использовать в исследовательской работе /Жантурганова Ю.А./

Приложение 4

Сравнительный анализ «желаемого» лицеистами и предлагаемого комбинатом питания «Подросток» завтрака.

Блюда, входящие в рацион завтрака

Блюда, входящие в рацион завтрака лицеиста

«Желаемый» завтрак лицеиста

Молочные каши

+

+

Омлет

+

-

Запеканки

+

+

Хлеб

+

+

Масло

+

-

Сыр

+

+

Джем

+

+

Плов

+

+

Тушеная капуста

+

-

Сосиски

+

+

Йогурт

+

+

Чай

+

+

Какао

+

-

Кофе

-

+

Свежие фрукты

+

+

Бутерброды

-

+

Булочки

-

+

Сок

-

+

Сладости

-

+

Колбаса

-

+

Пицца

-

+

Вывод: анализ таблицы показывает большая часть продуктов из перечня, входящих в состав «реального» и «желаемого» лицеистами завтрака совпадает.

Результаты исследования показали следующее: молочные каши, запеканки, хлеб, сыр, джем, плов, сосиски, йогурт, чай, свежие фрукты присутствуют как как в составе завтрака предлагаемого комбинатом питания «Подросток» так и в «желаемом» завтраке. Это свидетельствует об учете вкусов старшеклассников комбинатом организующим питание.

Полученные результаты позволяют утверждать о том, что основная часть старшеклассников знают, что должно входить в рацион полноценного завтрака.

Среди блюд, предлагаемых комбинатом питания «Подросток» старшеклассники не выбирают: омлет, масло, тушеную капусту, какао. Это свидетельствует, о том, что учащиеся не придают значения питательным веществам, входящим в данные блюда.

В то же время лицеисты хотят получать на завтрак: пиццу, булочки, кофе, сладости, колбасу, бутерброды, которые не приносят пользы растущему организму.

Приложение 5

Состав питательных веществ в блюдах, предназначенных для завтрака

Каши

Идеальным завтраком все педиатры единодушно называют каши. Крупа – это сложные углеводы, которые заряжают организм медленной энергией. Врачи настаивают, что каша должна быть сварена, а не растворена в горячей воде. Любой продукт быстрого приготовления содержит немало сахара, что плохо сказывается на здоровье ребенка и может нести потенциальную угрозу ожирения и развития сахарного диабета. Кроме того, в таких кашах содержатся консерванты и другие «Е», которые вряд ли можно назвать полезными компонентами для детского здоровья.

Лучше, если это будет каша из овсяной крупы, гречневой или пшенной. Эти крупы, помимо прочего, содержат достаточно большое количество клетчатки, что поможет работе кишечника (многочасовое сидение за партой не улучшает перистальтику кишечника).

Идеальная каша должна быть на молоке, которая является поставщиком кальция, и со сливочным маслом. Жиры тоже несут энергетическую нагрузку. Чтобы порадовать своего школяра, в кашу можно добавить фрукты. Они, во-первых, придавая сладкий вкус каше, станут отличной альтернативой сахару, а во-вторых, станут источником витаминов.

Если нет свежих фруктов или ягод, помогут сухофрукты: изюм, курага, чернослив. Эти фрукты также являются источником кальция. Нет полезных фруктов под рукой - можно добавить варенье. Вкусовые качества каши улучшатся, но, нужно признать, витаминный ряд не будет таким насыщенным.

Другие углеводы

Поскольку углеводный завтрак – признанный «чемпион» среди завтраков, каши время от времени можно заменить макаронными изделиями либо блинчиками. И то, и другое – мучные продукты, поэтому злоупотреблять ими не стоит. Лучше брать макароны, приготовленные из муки твердых сортов пшеницы. В макароны можно добавить сыр – источник кальция, либо овощи, что тоже принесет ребенку только пользу.

А вот блинчики, несмотря на всеобщую любовь к ним, не столь полезное блюдо для детского организма: слишком много жира и быстрых углеводов. И сам процесс приготовления – жарка – нельзя назвать здоровым и полезным.

Йогурт и творог

Творожный-йогуртовый завтрак занимает второе место в списке полезных завтраков. Творог – самый доступный источник кальция, а то, что кальций – крайне необходимый микроэлемент для формирования костной системы ребенка. Важно, чтобы творог был не менее 9% жирности. При меньшей жирности кальций плохо усваивается. Поскольку творог без сладкого не слишком любим детьми, в него можно добавить мед или фрукты. Неплохой вариант – добавить и мед, и фрукты одновременно.

Полезны и горячие блюда из творога: запеканки, вареники, сырники. На их приготовление времени много не потребуется, но после термической обработки, вкус существенно улучшается. И дети с большим удовольствие едят творожные блюда, чем сам творог, даже обогащенный медом и фруктами.

Что касается йогурта в качестве завтрака, то нужно отдавать предпочтение натуральному, а не продукту из баночки со сроком хранения в несколько месяцев.

Яйцо

Яичные блюда тоже могут быть на столе. Яйцо – это белок, который в сочетании с молоком (в омлете) или овощами не только надолго насытит ребенка, но и обеспечит его организм необходимым строительным материалом, ведь для построения клеток организму постоянно необходим белок.

Важно не злоупотреблять яичными блюдами, так как яичный желток содержит в больших количествах холестерин. Допускается не больше двух яичных желтков в неделею.

Мюсли и хлопья

Этот вид завтрака сравнительно недавно пришел на российские кухни. Это – упрощенный и сильно ускоренный вариант завтрака из каш. Врачи-диетологи, педиатры советуют с осторожностью относиться к таким завтракам, несмотря на попытки рекламы внушить, что такой завтрак чрезвычайно полезен.

Из полезных качеств такого завтрака можно назвать два момента: быстрота и простота приготовления.

Во-первых, в зернах, приготовленных промышленным способом, нередко вымываются все полезные вещества, и остается выхолощенный продукт, не несущий никакой пользы. Во-вторых, хлопья проходят дополнительную обработку для того, чтобы конечный продукт максимально долго сохранял свои хрустящие свойства.А мы все знаем, что химические соединения, которыми пищевики обрабатывают свою продукцию, мало полезны для организма. Кроме того, в готовых хлопьях много скрытого сахара и соли, что тоже неблагоприятно сказывается на детском здоровье.

Соки на завтрак

Врачи уверяют, что соки сами по себе очень хороши и полезны как для детей, так и для взрослых. Однако они обладают настолько высокой концентрацией кислот, что начинать с них день не стоит. Слабые детские желудки (да и у взрослых тоже) могут не выдержать агрессии кислоты, и отозваться гастритами.

Разбавьте натуральный сок кипяченой водой в соотношении 1:1, и тогда напиток принесет только пользу. Полезны на завтрак морковный, яблочный или апельсиновый соки.

А вот от промышленных соков лучше вообще отказаться. Они, помимо того, что на самом деле содержат не так много натуральных компонентов, как обещает реклама, имеют в своем составе полный набор промышленной пищевой химии. А диетологи не советуют пить промышленные соки еще и потому, что в них слишком много сахаров, которые губительны для детей.

Кофе, чай. Танин и кофеин оказывают возбуждающее действие на нервную систему и помогают организму проснуться, а минералы и антиоксиданты повышают защитные силы. В дополнение к здоровому завтраку можно выпивать зеленый чай, улучшающий цвет лица. Калорийность черного кофе — 1-2 ккал, чая — 3-5 ккал.

Мармелад, джем. Желатин, содержащийся в этих полезных для завтрака продуктах, благоприятно влияет на секреторную функцию желудочных желез. Такой завтрак позволяет нормализовать уровень кислотности и обеспечивает комфортное самочувствие на целый день.

Состав питательных веществ в блюдах, предназначенных для завтрака

В целом в рационе учащихся должны ежедневно присутствовать мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масла, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи. В течение недели в питание обязательно следует включать крупы и макаронные изделия, сметану, сыр, яйца, творог, фрукты или фруктовые соки. В меню должны присутствовать зелень, картофель, натуральные соки, витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки.

Хороший завтрак подразумевает оптимальное сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества.

Установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга - глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов или большой нагрузки можно сделать исключение.

Витамин В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе: помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах, абрикосах, шиповнике, свёкле, моркови, редьке.

Приложение 6

Советы учащимся, о пользе завтрака

Рассмотрим правила завтрака, а именно что нужно делать, чтобы завтракать хотелось, чтобы он хорошо усвоился, был вкусным и аппетитным, а также что нужно есть на завтрак.

1. А нужно ли завтракать? Конечно! Всегда находите время для завтрака - это залог хорошего пищеварения.

2. Не наедайтесь перед сном. В случае приема пищи непосредственно перед сном создается нагрузка на пищеварительный тракт в то время, когда он должен уже отдыхать и готовиться к следующему дню и получается, что наутро Вы не испытываете чувства голода, кроме того могут возникнуть чувство дискомфорта и тяжести в животе.

3. Наутро, когда просыпаетесь выпейте сразу стакан воды, теплой или холодной в зависимости от особенностей Вашего желудочно-кишечного тракта. Теплая вода успокоит желудок при склонности к диарее, а холодная простимулирует при склонности к запорам.

4. Пищу стоит принимать через полчаса - сорок минут после сна, когда желудок уже готов к деятельности.

5. Был доказан тот факт, что лучше всего завтракать с 7-ми до 9-ти утра. Конечно, же если Вам нужно уйти на работу раньше, то следует раньше и позавтракать. Но ученые выяснили, что согласно биологическим ритмам организм человека способен лучше переварить и усвоить пищу, если она принята в такое время для завтрака.

6. Лучше, если завтрак будет полноценным по наличию и составу питательных веществ, поэтому будет идеально если в нем будут содержаться сложные углеводы и белки. Идеально на завтрак употреблять цельнозерновые молочные каши, творожные запеканки, творог, сырые или запеченные ягоды, фрукты, а также сухофрукты, яйца, особенно белок.

7. Не стоит употреблять на завтрак пустые углеводы (конфеты, макароны из муки высшего сорта, торты, пирожные, сахар и прочее) или кофе. Все эти продукты способствуют резкому повышению энергии, бодрости, а потом через час-два уровень энергии и бодрости резко падает. Поэтому вместо кофе лучше употреблять чай, особенно зеленый, по содержанию кофеина он не уступает, но этот кофеин усваивается организмом медленно, как и спадает его количество, что не даст проявиться резким скачкам и спадам бодрости, энергии и настроения.

8. На завтрак можно себе позволить даже самые калорийные продукты, потому что, скорее всего энергию, полученную от них, Вы израсходуете на протяжении дня. Но не стоит употреблять не полезную пищу (фаст-фуд, еда быстрого приготовления, жирная, жареная еда), ведь с утра организм настраивается на прием пищи в течение всего дня и к обеду Вам захочется такой же пищи, которую Вы кушали на завтрак.

9. Обязательно кушайте на завтрак то, что вызывает у Вас аппетит, ведь это - залог хорошего пищеварения и усвоения полезных веществ. Чем лучше завтракать, так это тем, что, в первую очередь, вкусно.

Просто начните завтракать. Старайтесь не реагировать на отсутствие аппетита, а целенаправленно в течение 1-3 недель ешьте по утрам. Вы практически не заметите, как быстро выработается такая важная привычка!

Отдавайте предпочтение кашам. Любой завтрак - несомненно лучше, чем без него. И приучите себя употреблять в пищу больше каш. Выберите такой сорт крупы, в котором мало жира и много клетчатки. Можно для улучшения вкуса добавить кусочки фруктов.

На первых порах, пока не выработается привычка, организм может «капризничать». Но потом Вы будете собой гордиться: «Вот - теперь я выработал здоровую привычку и, как следствие, ожидаю улучшения своего здоровья!» И поверьте, Вы дождетесь «благодарности» от Вашего организма.

Приложение 7

Польза горячего шоколада

Шоколад бодрит, потому что в какао-бобах есть кофеин, и из них производят этот продукт. В небольших дозах кофеин способен повысить физическую и умственную работоспособность организма, что даст возможность положительной реакции на меняющиеся внешние обстоятельства. При этом уменьшается ощущение сонливости и усталости. А большое количество глюкозы в шоколаде будет основным источником энергии для человеческого организма.

Улучшает настроение. Известно, что в какао-бобах есть аминокислоты и триптофан, все эти вещества очень необходимы организму, чтобы в мозге человека происходил синтез серотонина. Его еще называют «гормон счастья». Каждая стрессовая ситуация истощает запас этого вещества, что приводит к подавленному настроению и упадку сил. Кроме того обычное плохое самочувствие, при низком количестве серотонина в организме, повышает чувствительность организма к боли. При этом даже незначительное раздражение принесет сильную головную или другую боль. А шоколад помогает вырабатывать организму необходимое количество серотонина для повышения настроения.

- Утром у многих совсем нет аппетита. Можно ли завтрак ограничить чашкой горячего шоколада?

- Чашка горячего шоколада, действительно, не плохой вариант быстрого завтрака! Углеводы нужны нам для энергетической подпитки, что особенно важно в утренние часы. Однако, не следует забывать, что шоколад относится к так называемым «быстрым углеводам», поэтому его бодрящее действие не продлится долгое время. Для того что бы и «овцы были целы и волки сыты», лучше всего устроить себе второй завтрак, на основе каши или сэндвича с цельнозерновым хлебом.

- Действительно ли шоколад помогает во время подготовки к экзаменам?

- Это правда! Объясняется это тем, что в шоколаде содержатся полифенолы, которые способствуют лучшему притоку крови к мозгу и тем самым поддерживают его в рабочем состоянии. Наибольшее количество полифенолов содержится в горьком шоколаде и какао. Поэтому, сделав свой выбор в пользу этих продуктов, дальновидный школьник или студент, во время экзаменов, получает и удовольствие, и «полезный допинг».

Список литературы

1. В.И. Смоляр « Рациональное питание», Киев ,1991 г.

2. А.Василаки, З.Килиенко «Краткий справочник по диетическому питанию» Кишинев 1980г.

3. Донченко Л. В., Надыкта В. Д. Безопасность пищевой продукции. - М.: Пищепромиздат, 2001.

4.Лифляндский В.Г., Закревский В.В., Андронова М.Н. Лечебные свойства пищевых продуктов. – М.: Терра, 1996.

5.Популярно о питании. / Под ред. А.И. Столмаковой. – Киев, "Здоровья", 1990.

6. Рациональное питание / Смоляр В.И. – Киев: Наук. думка, 1991.

Просмотров работы: 2935