Музыкальный фольклор как одно из самых ценных явлений традиционной культуры, является одним из источников познания социальных и этнических процессов явлений истории культуры и искусства.
Музыкальный фольклор, как и все формы народной культуры обладают общим качеством – традиционностью. Опора на традицию, как способ коллективной аккумуляции социального общества сообщества является важным качеством народной культуры, отличающей её от профессиональной.
Масштабы традиции как в географическом, так и во временном контексте могут быть различны. Иногда она охватывает одно село, несколько сёл, или же целый регион, в зависимости от конкретного исследования. А существовать она может несколько веков, поколений, или же ограниченное количество лет, в зависимости от востребованности в обществе. Однако как малая традиция, так и большая, также служит обобщению культурного и социального опыта, символического выражения в тех или иных временных рамках в масштабах большего или меньшего региона.
Ситуация, сложившаяся в культуре XX века такова, что многие её институты оказываются дисфункциональными. Они в большей степени усугубляют противоречия в обществе, во взаимодействии поколений, социальных групп, во внутригрупповых и межгрупповых формах общения. Когда такой дисфункционализм достигает крайних форм, обращение к фольклору становится уже не модой, а настоятельной необходимостью.
К сожалению, собиратели и исследователи песенного фольклора уделяли недостаточное внимание собственно исполнению, акцентируя внимание, как правило, только на изучение фольклорных текстов. Об этом присали собиратели с XIX века, отмечая, что «из редких разрозненных описаний исполнения народных песен разными певцами можно составить некое представление о специфике русского народного пения лишь в самых общих чертах» [3: 8].
Внастоявшее время, когда повсюду массовая культура вытеснила местные песенные традиции, с большой скоростью исчезают обычаи и обряды, очень актуальными стали этнографические экспедиции с целью фиксирования и дальнейшего сохранения традиционной народной культуры. Подобная деятельность на протяжении долгого времени привлекала внимание не только учёных-исследователей традиционной культуры, но и известнейших русских композиторов, таких, как М. Балакирев. Н. Римский-Корсаков, и т.д.
Самые первые экспедиционные записи, по современным меркам были не совсем точными, так как производились непосредственно во время исполнения певцами, со слуха. В этом случае допускались погрешности из-за невозможности многократного уточняющего прослушивания. Также на результат оказывало влияние и собственное видение собирателя на традиционную музыку, что допускало момент аранжировки в процессе записи. Это было не очень удобно, и не всегда достоверно.
В 1877году, Т. А. Эдисоном было изобретено первое механическое устройство для записи и воспроизведения звука, названное фонографом. «В основе фонографа равномерно вращающийся и медленно передвигающийся по оси цилиндрический валик, покрытый оловянной фольгой или воском. К нему прижимается игла, которая связана колеблющейся мембраной. Игла (резец) выдавливает на поверхности фольги (воска) винтовую канавку переменной глубины. При воспроизведении записи игла двигаясь по канавке совершает вынужденные колебания и связанная с ней мембрана издает звук». [1: 580]. До 1920-х гг. фонограф использовался для записи образцов музыкального фольклора.
«Впервые фонограф бы применен Ю. Блоком, а в 1894г для записи сказителя И. Т. Рябинина. В полевых условиях к нему обратилась Е. Э. Линева в 1897г» [4: 38].
На смену фонографа пришли магнитофоны, работающие с помощью электричества, и записывающие звук на магнитную ленту, названной в быту «бабина», вначале в mono, а затем, и в stereo режиме. Эти технические средства давали достаточно хорошее качество звучания, были удобны в обращении. Но при этом они были не пригодны для полевой работы, т.к. не имели переносного источника питания, и были тяжёлые.
С появлением кассетных магнитофонов и батареек работа фольклориста-исследователя была существенно облегчена. Кассетные магнитофоны (а в дальнейшем и диктофоны) – более компактны, легки в обращении, и используются в полевой деятельности до сих пор.
Из собственного экспедиционного опыта хотелось бы подчеркнуть, что для записи этнографического репортажа удобнее использовать диктофон, который можно спрятать, тем самым, создав для исполнителя более комфортные условия.
С появлением цифровой техники условия экспедиционной работы значительно улучшились, появились портативные студии, позволяющие делать многоканальную запись очень хорошего качества. Но при этом также есть свои минусы, т.к. обработка записанного материала, перевод его на цифровой носитель отнимает много времени, и требует специальной подготовки. Работает такая техника также без альтернативного источника питания, и для полевой работы не предусмотрена.
В настоящее время в экспедиционной деятельности используется множество технических средств, начиная от кассетных магнитофонов, и заканчивая портативными студиями, переносными компьютерами и цифровой аудио и видео техникой, записывающей материал сразу же на жёсткий диск, или современные флэш – карты. Но со временем исполнителей становится всё меньше, большинство из них умирает, и традиции перенимать некому. Наша задача, как исследователей, записать как можно больше материала любыми возможными средствами, чтобы передать их дальше, последующим поколениям.
Для организации экспедиционной работы в современных условиях надо, прежде всего, выбрать направление исследования в предполагаемую местность.
Существует несколько направлений обследования:
экспедиция в необследованную местность.
экспедиция повторная.
экспедиция к переселенцам.
экспедиция в поселение, окруженное иноязычной средой.
экспедиция творчески-обучающая (в процессе экспедиции происходит перенимание традиции непосредственно от источника)
экспедиция комплексная (может включать в себя сразу несколько вышеупомянутых направлений, и варьироваться по составу). [2,с.10].
Для более продуктивной работы в фольклорной экспедиции, после выбора направления исследования, необходимо учесть множество факторов, и провести большую подготовительную работу по анализу ранее собранного материала. Если это – повторная экспедиция, то необходимо выписать названия всех записанных ранее песен, состав исполнителей и примерное содержание этнографических текстов. Желательно также, если есть такая возможность, учесть экспедиционные материалы других учреждений в данную местность, для того чтобы проверить состояние традиции на момент экспедиции, приготовить к работе всё имеющееся оборудование.
Следует заранее связаться с представителем администрации по культуре отвечающим за данную территорию, уточнить состояние традиции и состав коллектива. Договориться о точном времени проведения экспедиции и месте записи, а также – о месте проживания, если это многодневная поездка, известить о возможности проведения записи руководителя ансамбля. Также следует оговорить с руководителем коллектива возрастной состав участников (чем старше – тем лучше). Все эти действия необходимы для экономии времени, что определённо влияет на качество экспедиции.
По приезду необходимо выбрать из предоставленных помещений для записи наиболее комфортное для исполнителей (желательно отапливаемое зимой, и проветриваемое в летний период) акустически приглушённое для хорошей фокусировки звука в микрофоны, и оснащённое электросетью.
Для исполнителей и собирателей должны быть предусмотрены посадочные места, и стол для аппаратуры и письма.
К моменту записи у каждого собирателя на руках должны быть вопросники-планы по исследуемым темам, списки ранее записанного материала и письменные принадлежности. Необходимо подчеркнуть, что в экспедиционной работе должны участвовать люди профессионально подготовленные, т.к. невозможно бывает вести запись точно по первоначальному плану, в процессе разговора могут выявиться новые моменты, требующие быстрой профессиональной реакции и хороших этнографических знаний.
Во время работы вести себя необходимо деликатно, по-возможности, максимально войти в психологический контакт с информаторами, давать им возможность отдыхать между песнями, и занимать это время этнографическими исследованиями. Начать желательно с более сложных для исполнения жанров, и закончить более лёгкими, дающими возможность подвигаться, расслабиться, снять напряжение.
Во время записи рекомендуется вести полевую тетрадь (или несколько) для записи текстов и уточнения плохо прослушиваемых моментов.
После записи желательно отблагодарить исполнителей за потраченное время, с учётом собственных материальных возможностей.
Обработка материала включает в себя составление реестров и описей записанного материала, чистовая запись полевых тетрадей.
Таким образом, с начала ХХ века в фольклорные экспедиции стали привлекать звукозаписывающую аппаратуру, затем, учитывая результаты технического прогресса стали делать видеозаписи. Постепенно их качество улучшалось, к сегодняшнему моменту в архивах музыкальных учебных заведений и научно-исследовательских институтов и сообществ накопился огромный багаж образцов традиционного музыкального фольклора.
Однако никакая, даже самая совершенная, запись не способна заменить живого исполнения. Именно оно может дать представление о ситуации, в которой могло исполняться произведение, о его значимости, философско-эстетическом наполнении, эмоциональной нагрузке. Стремление потенциальных исполнителей фольклора к перениманию традиции непосредственно от носителя обусловлено проблемой отсутствия возможностей фиксации чисто исполнительских характеристик певческих голосов, индивидуальных оттенков исполнения, связанных со звукообразованием, артикуляцией, певческой позицией, некоторых диалектных особенностей и др.
Например, детский фольклорный ансамбль «Веретёнце» под руководством Елены Краснопевцевой (г. Москва), много лет выезжал в село Плёхово Курской области. Именно на традиции этого села в коллективе строились программы выступлений, уровень которых, благодаря такому скрупулёзному отношению к музыкальному фольклору был необычайно высок.
Сегодня большое внимание в среде исследователей музыкального фольклора уделяется экспедиционной работе, условиям обеспечения её качества, благодаря которым возможно получить запись, наиболее приближенную к оригинальному исполнению. Поэтому большинство коллективов фольклорной направленности черпают свои знания из экспедиционных выездов. Там участники коллективов могут окунуться в атмосферу, в которой сформировались те, или иные формы фольклора, узнать об этнографической составляющей традиции, внутри которой функционировали изучаемые музыкальные произведения, познакомиться с манерой исполнения.
Но, сегодня мы сталкиваемся с проблемой сокращения музыкальных традиций. Постепенно уходят из жизни носители культуры. В подобных условиях большая роль отводится тому материалу, который накоплен за долгий период экспедиционной деятельности, а также большую ценность имеет тот материал, который ещё остался в традиционной форме.
Уже в начале ХXI века почти повсеместно коллективы фольклорной направленности стали осваивать традиционную культуру по модели традиционной передачи от поколения к поколению, т.е. по аудио и видео записям. Такой подход в освоении фольклора заметно упростил и ускорил процесс освоения образцов народной музыки, что дало возможность возникновению большего количества коллективов и улучшению качества их концертной работы.
Поэтому экспедиционные записи, по которым изучается музыкальный фольклор очень важны в этом процессе. Работа с ними дает возможность более детального освоения традиции за неимением возможности непосредственно присутствовать в селе. По аудио и видеозаписям можно осваивать традиционную хореографию, познавать диалект, изучать манеру пения.
С появлением и широким распространением городских фольклорных ансамблей, а также концертной и гастрольной деятельностью коллективов народных исполнителей, опыт концертной деятельности добавляет новые принципы формирования репертуара: «Ансамбль с. Нижняя Покровка, выступая в Москве вместе с другими коллективами и самостоятельно, стал петь песню «Порушка-Параня» в конце концертов. Постепенно, эта песня из спокойной превратилась в быструю и бравурную, и следующие экспедиции в Нижнюю Покровку записывали уже измененную песню» (из интервью с В.Н. Никитиной-Медведевой) [4: 38].
Поэтому, для более детального и точного изучения того, или иного музыкального фольклорного произведения необходимо произвести несколько экспедиционных выездов.
Для правильного планирования экспедиционной работы нужно учитывать следующие обязательные для фиксации моменты: необходимо составить список вопросов касающихся этнографических данных, список песен, которые могут исполняться в данном селе. Многие вопросы специфики фольклора, его современной жизни не могут быть решены без опоры на достоверный, многовариантный, высококачественный материал. Для этого необходимо составить специальные вопросники, учитывающие сферы и формы бытования тех или иных жанров фольклора, их функции. Применительно к разным жанрам вопросы должны отличаться друг от друга. Однако общим является их круг и характер, нацеленность на решение проблем современного состояния фольклора. Использование специально разработанных «вопросников», адаптированных к условиям проведения фольклорных экспедиций улучшает качество собранных в них материалов, которые могут стать как основой научного исследования, так и пополнить репертуара певческих коллективов фольклорной направленности.
Также для успешности проведения фольклорной экспедиции нужна качественная аппаратура для многоканальной (желательно) записи, видеокамера для записи хореографии, фотоаппарат для съемки костюмов украшений быта, тетради для «полевой» записи слов песен и уточнений.
При условии соблюдения этих организационных моментов фольклорная экспедиция может быть наиболее успешной. Именно в таких экспедициях черпаются знания о традиционной культуре и новые образцы музыкального фольклора, которые могут стать основой для формирования этнокультурной компетентности участников народно-певческих коллективов фольклорной направленности, призванных продолжать исполнительскую традицию в её исконном виде, т.к. одна из задач работы современного фольклорного коллектива, это воспитать будущих носителей традиции, имеющих представление об исконной традиционной культуре. При этом необходимо учитывать, что носителем традиции становятся только в случае познания всех механизмов ее устной природы, познающихся сегодня в процессе изучения результатов экспедиционной работы.
Литература.
Большой энциклопедический словарь Музыка редактор Г.В. Келдыш, 2-е (репринтное) издание. М., 1990.
Кононенко Р.В., Карпова Е.Ю.//Власть времени: социальные границы памяти / Под ред. В.Н. Ярской и Е.Р. Ярской-Смирновой, 2011.
Линева, Е.Э.Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 1 Спб., 1904.
Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном вузе. Учебно-методическое пособие. М., 1993.