МЕЛИОИДОЗ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕЛИОИДОЗ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мелиоидоз (ложный сап, болезнь Уитмора) - острая инфекционная болезнь, протекающая в виде тяжелого сепсиса с образованием множественных абсцессов в различных органах или в виде относительно доброкачественных легочных форм. Возбудитель - Pseudomonas pseudomallei (бацилла Уитмора), представляет собой грамотрицательную, биполярно окрашивающуюся палочку длиной 2-6 мкм и шириной 0,5-1 мкм. Аэроб имеет жгутики, подвижен, хорошо растет на питательных средах. Возбудитель длительно сохраняется во внешней среде. Во влажной среде выживает до 30 дней, в гниющих материалах - 24 дня, в воде - до месяца и более. Погибает при нагревании и под воздействием дезинфицирующих средств. Различают 2 антигенных типа возбудителя: тип I (азиатский), широко распространенный повсюду, включая Австралию, и тип II (австралийский), распространенный преимущественно в Австралии. Патогенность этих типов существенно не различается. Возбудитель чувствителен к левомицетину, тетрациклину, канамицину, некоторым сульфаниламидным препаратам.

Мелиоидоз эндемичен для стран Юго-Восточной Азии и Северной Австралии, во Вьетнаме, Бирме, Малайзии, Кампучии, Таиланде, где он наблюдается у человека и животных. Наблюдается он и в соседних странах - Индии, Индонезии, Борнео, Филиппинах, Шри Ланка. О единичных случаях заболеваний сообщали с Мадагаскара, Кении, Нигера, Турции, Ирана, а также из Панамы и Эквадора. В странах Европы и в США случаи мелиоидоза являются завозными. В 1976 г. Р. pseudomallei была выделена от животных в Парижском зоопарке. В Мадриде погибли от мелиоидоза лошади, которых содержали для получения сыворотки. Единичные наблюдения мелиоидоза у человека были описаны в западном полушарии (Панама, Эквадор) — заболевание новорожденного на Гавайях, случай мелиоидоза в Джорджии и вероятный случай заболевания в Оклахоме. Принимая во внимание эти исключения, следует отметить, что верифицированный мелиоидоз наблюдается у жителей США или Европы только тогда, когда они приезжают в эндемичные районы Так, в США с 1973 г., когда все американские войска были отозваны из Вьетнама, было зарегистрировано 343 случая мелиоидоза среди солдат, из которых умерло 36 человек. После того, как мелиоидоз был расценен в качестве патогена, являющегося угрозой для армейского персонала США, участвующего в военных действиях во Вьетнаме, этому заболеванию стали уделять более пристальное внимание. Так, за все предыдущее время до начала широкомасштабных работ по специальной программе в Таиланде было зарегистрировано всего несколько больных мелиоидозом, а при интенсивном обследовании только за один 1986 год выявлено более 800 бактериологически и серологически подтвержденных случаев заболевания. Ранее считалось, что распространение мелиоидоза в природе имеет определенные географические границы: заболевание эндемично лишь для Австралии и стран Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день эта точка зрения изменилась. Мелиоидоз обнаружен далеко за пределами эндемичных территорий Азии и Австралии.

Мелиоидоз впервые описан A. Whitmore и его ассистентом C.S. Krishnaswami как подобное сапу заболевание («glanders-like») в 1911 г. В Тайланде и Австралии первые случаи мелиоидоза диагностированы в 1947 г. и 1950 г., соответственно В настоящее время в этих странах отмечаются самые высокие показатели заболеваемости и эти два региона являются «гиперэндемичными» по мелиоидозу.

Существует точка зрения, что серопозитивность населения Юго-Восточной Азии к мелиоидозу может быть связана с менее патогенным близкородственным микроорганизмом - В. thailandensis широко распространенным в северных территориях Таиланда и отсутствующим в других регионах, в частности, в Австралии. Однако, несмотря на высокие показатели серопозитивности, в Таиланде смертность от мелиоидоза составляет около 50 %, а в Австралии лишь 20 % .Связано ли это с предрасположенностью населения Таиланда к заболеванию или циркуляцией в этом регионе более вирулентных штаммов B.pseudomallei на сегодняшний день остается предметом дискуссий специалистов.

Спорадические случаи и очаги заболевания выявлены в странах Центральной и Южной Америки, Западной Африки и даже в Европе. Причем, в Сальвадоре и Чили возбудитель мелиоидоза признан как этиологический агент нозокомиальных и оппортунистических инфекций с неблагоприятным прогнозом.

Естественной средой обитания возбудителя мелиоидоза является почва и вода эндемичных регионов субтропиков. По этой причине большинство случаев, зарегистрированных за пределами эндемичных территорий, связано с пребыванием в Юго-Восточной Азии и Австралии туристов, имевшими прямой контакт с контаминированной B.pseudomallei пылью или водой. Риск заражения мелиоидозом увеличивается в период природных катастроф. В частности, после цунами 26 декабря 2004 года при проведении ретроспективного анализа зарегистрировано как увеличение случаев мелиоидоза в южных районах Таиланда, так и повышение титра РНГА у пораженных цунами . К сожалению, малая осведомленность и отсутствие настороженности органов здравоохранения в отношении сапа и мелиоидоза приводит к тому, что плановых лабораторных исследований, направленных на выявление .В.mallei и B.pseudomallei или антител к этим патогенам у туристов и лиц, прибывающих из эндемичных территорий, у нас в стране не проводят.

Актуальность создания эффективных средств диагностики мелиоидоза определяется реальной угрозой их заноса на территорию России из эндемичных стран в связи со значительным ростом транспортных связей, возросшими грузо- и пассажиропотоками, расширением туристических поездок российских граждан в эндемичные регионы, привлечением иностранной рабочей силы и незаконной миграцией населения. Появление возбудителей так же возможно за счёт завоза больных животных, учитывая, что В.mallei и B.pseudomallei являются микробами с достаточно широким спектром патогенности, а число видов животных, способных болеть сапом и мелиоидозом, гораздо шире, чем это предполагалось ранее. Возбудитель мелиоидоза может быть завезен в Россию с почвой и водой при транспортировке экзотических животных и аквариумных рыбок, а также пищевых продуктов, контаминированных B.pseudomallei. Примером этого могут служить публикации об особенностях формирования вторичных очагов мелиоидоза во Франции, обусловленных завозом в зоопарк больной лошади Пржевальского. Способность к длительной бессимптомной персистенции возбудителя в организме являются дополнительными причинами расширения ареала инфекции в результате миграции людей и животных с латентной формой заболевания.

На сегодняшний день можно констатировать, что существующие методы обнаружения патогенных буркхольдерий оказываются недостаточно эффективными для экспресс-диагностики, а идентификация возбудителей мелиоидоза по-прежнему является трудоемкой задачей. Традиционная лабораторная диагностика, направленная на выделение чистой культуры возбудителей с последующей ее идентификацией, позволяет дать положительный ответ лишь через 36-48 ч. Серологические методики дают более быстрые результаты, но обладают относительно низкой чувствительностью и недостаточной специфичностью из-за возможных перекрёстных реакций с гетерологичными видами микроорганизмов и антигенной вариабельности штаммов. Кроме того, диагностическая ценность иммунологических методов имеет ограничения при выявлении патогенных бурк-хольдерий на ранних стадиях инфекционного процесса.

Просмотров работы: 1333