РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНИКОВ ГОС И ФГОС). - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНИКОВ ГОС И ФГОС).

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. [2]

Сегодня ФГОС - основа образовательного процесса. Однако остается открытым вопрос об учебниках, созданных на основе федерального стандарта, в особенности вопрос об эффективности использования их методического оснащения. В процессе исследования была поставлена цель: выяснить насколько полно исторические документы, включенные в учебники 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцинской, включенные в учебники 2009 и 2014 г., позволяют реализовать на практике системно-деятельностный подход.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- сравнить исторические документы, представленные в учебниках «Древнего мира» (ГОС) и «Всеобщей истории» (ФГОС) для 5 класса.

- проследить реализацию принципов системно-деятельностного подхода на уроках истории на основе исторических документов в учебнике «Всеобщей истории» (ФГОС) 2014 г.

Роль исторических документов в процессе обучения очень велика. Они - непосредственные памятники прошлого, и обладают убедительностью и доказательностью. Документ позволяет почувствовать колорит эпохи, помогает создать яркие образы прошлого, условия для развития воображения школьников, уменьшает возможность модернизации отдельных событий. Как источник исторических знаний, документ требует анализа содержания, обобщения извлеченных из него сведений, определенной классовой оценки. Работа с документами учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию. Документы помогают усвоению важнейших фактов, понятий, закономерностей общественного развития, формируют убеждения. Использование документального материала активизирует мышление школьников, учит анализу и синтезу при рассмотрении событий прошлого и современности. Самостоятельный анализ документов вооружает элементарными навыками исследовательской работы, учит приемам критического осмысления исторических источников.

Исторический документ – вспомогательное средство обучения к основному источнику знаний – учебнику. [1, с.156]

В учебнике для 5 класса «История древнего мира» А.А. Вигасина, Г. И. Годера и И. С. Свенцинской 2009 г. выпуска, составленного по ГОСу, приведено большое количество документальных исторических источников.

Учебник состоит из 4 глав, разделенных на 60 параграфов. В этих параграфах 61 документ, непосредственно включенный в текст учебника.

По главам документы распределены неравномерно. В первой главе «Первобытный мир» (§ 1-5) они отсутствуют, во второй главе, характеризующей «Древний восток» (§ 6-23) 20 документов. Третья глава «Древняя Греция» (§ 24-43) содержит 26 документов. Четвертая глава «Древний Рим» (§ 44- 60) - 14 документов.

Анализ текста учебного пособия позволил сделать вывод, что документов нет в параграфах, посвященных культуре и упадку римской империи, а также описывающих исторические эпохи, в которых не существовало письменных документов или не было найдено.

Только к 10-ти документам, составлены вопросы разного уровня сложности. Задания, нацеленные на самостоятельное аргументированное доказательство, появляются только к середине учебника, что свидетельствует о постепенном поступательном формировании аналитических умений и навыков. В учебнике указывается происхождение документов («из древней летописи», «из надписи на камне»)

Методический аппарат учебника предполагает, что часть документов ярче иллюстрируют различные аспекты жизни древних людей, часть дополняет смысловую нагрузку параграфа.

К некоторым историческим документам есть иллюстрации.

Нами был проанализирован учебник «Всеобщая история» Вигасина, Годера, Свенцинской для 5 класса 2014 г., составленный по ФГОС. В тексте учебника 59 документов, вопросы и задания к которым не сформулированы. В тексте по содержанию исторические документы рассматриваемых учебников одинаковы.

На втором этапе целью исследования было определить, насколько эффективно учебник, написанный в соответствии с требованиями ФГОС, способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории.

Реализация деятельностного метода в практическом преподавании истории Древнего мира по этому учебнику обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Этот принцип прослеживается в учебнике. Есть подпункты, которые включают в себя только исторический документ, на основе которого ученик должен сам сформулировать развернутый ответ на основе названия подпункта.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Документы расположены в учебнике равномерно. Они встречаются почти в каждом параграфе, соответствуют возрасту детей: невелики по объему, не больше 2-ух в одном параграфе, адаптированы к русскому языку.

3) Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире.

Для правильного понимания смысла документа, его необходимо рассматривать вместе с содержанием учебника. Часто документ иллюстрирует, дополняет материал параграфа. Документы различны по содержанию. Одни рассказывают о положительных качествах личности; приведены документы, показывающие мнения древних историков по различным вопросам, документы, описывающие различные виды деятельности. Все это помогает школьникам сформировать целостное представление о мире.

Содержание документов в учебнике разнообразно.

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Изначально работать с историческими документами пятиклассникам сложно. Нужно овладеть определенными навыками. Это учитывается авторами учебника. В первой главе документы отсутствуют. Во второй начинают появляться. Наблюдается нарастание сложности документов и вопросов к ним.

смысл и содержание параграфов понятны и без документов. Предлагается альтернатива: пользоваться документами или нет.

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

На основе содержания документа можно построить любого характера беседу, диалог с учащимися, придумать всевозможные задания и игры.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Этот принцип невозможно реализовать на базе учебника для 5-го класса. Маловероятно, что пятиклассник станет искать дополнительные документы по истории, изучать их и сравнивать. Однако, можно попробовать.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

К документам в учебнике, созданному по ФГОСу, не дано вопросов и заданий. Это дает простор для творчества как учителя, так и учеников.

Таким образом, исторические документы содержатся в учебниках, созданных по стандартам ГОСа и ФГОСа. Документы одинаковы по содержанию и количеству. Исторические документы отражают основные принципы системно-деятельностного подхода.

Перспективы дальнейшего исследования заключаются в выявлении общих принципов методической работы с новыми учебниками и обоснование методических условий внедрения системно-деятельностного подхода в процесс обучения истории.

Библиографический указатель

1. Ежова С. А., Лебедева И. М., Дружкова А. В. Методика преподавания истории в средней школе. – М., - 1986, 272 с.

2. Петрова О. В., Савушкина Т. П. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы / ред. Солодковой М. И. // Сборник материалов. ГОУ ДПО ЧИППКРО. – 2011. Режим доступа: http://reg-school.ru/tula/kurkino/knosh/uchitelyam/proektirovanie-urokov.pdf

Просмотров работы: 1857