Всё чаще на международных встречах, посвященных различным аспектам взаимоотношений России и Индии, звучат слова о необходимости усиления сотрудничества. И всё чаще в качестве ключевого направления взаимодействия выступает энергетическое сотрудничество вообще и в газовой сфере в частности.
Газовый рынок Индии сегодня представляется весьма перспективным. Годовая добыча природного газа в Индии по состоянию на 2013 год составила 33,7 млрд. кубометров. По сравнению с 2010 годом добыча снизилась на 33,7%. Этот факт объясняет то, что пик потребления газа в Индии пришёлся на 2010 год (63 млрд. кубических метров), а по итогам 2013 года потребление составило 51,4 млрд. кубометров, что на 18,4% меньше исторического максимума. Но даже с учётом падения потребления, Индия сохраняет 15-е место в мире по данному показателю (British Petroleum, 2014). Согласно перспективному прогнозу Председателя Правления ОАО “Газпром” Алексея Миллера, уже к 2020 году в стране потребление газа увеличится более чем в 1,7 раза (РБК, 2013).
Доля снижающейся добычи природного газа в энергобалансе страны компенсируется за счёт импорта. Газ в Индию импортируется в сжиженном виде. По данным British Petroleum (BP), в 2013 году объёмы импорта сжиженного природного газа (СПГ) в Индию составили 17,8 млрд. кубометров, причём “львиная” доля – 86%, приходится на поставки из Катара, занимающего 3-е место в мире по добыче газа (British Petroleum, 2014). Закономерность партнёрства двух стран по ряду географических, исторических и культурных причин очевидна, но такая низкая степень диверсификации импорта энергоносителей, пусть и из дружественного государства, не лучшая идея в случае стремления к стабильному развитию. Поэтому индийское правительство крайне заинтересованно в диверсификации поставок и Россия, для этих целей, является наилучшим вариантом.
В октябре 2013 года была создана группа, изучающая возможности наземной транспортировки углеводородов из России в Индию. Одной из таких возможностей можно назвать Трансафганский газопровод (ТАПИ), проходящий от туркменского месторождения “Галкыныш” (а это самое крупное месторождение газа в Туркменистане) в Индию, через территории Афганистана и Пакистана. Проектная мощность газопровода – 33 млрд. кубических метров газа в год, а запустить его планируется в 2017 году, и уже 19 ноября 2013 года в рамках Международного нефтегазового форума в Ашхабаде было подписано сервисное соглашение между задействованными компаниями стран-участниц (Государственное информационное агентство Туркменистана, 2013).
Однако, несмотря на то, что представленная концепция газопровода предполагает ответвление до России, Москва не торопится присоединиться к проекту. Всё дело в неоправданно высоких рисках, связанных с ситуацией в Афганистане и непростыми отношениями между Индией и Пакистаном. Россия уже сталкивалась с печальной историей “газопроводного противоборства” с третьей стороной, и повторить этот опыт инвесторам вряд ли захочется. Гарантировать безопасность и стабильность поставок газа по данному маршруту никто не может.
Если говорить о других возможностях наземной доставки газа из России в Индию, то тут стоит вспомнить о недавних соглашениях между Россией и Китаем, которые строительство газопроводов “Сила Сибири” и “Алтай” переводят в реальную плоскость. Индийское правительство уже изучало возможность поставок через территорию КНР. И сейчас, когда трубопроводы точно будут протянуты в Китай, перейти к следующему шагу было бы гораздо проще. Однако и в этом случае высоки риски, связанные с третьей стороной. Не исключено, что, будучи транзитной страной, КНР пожелает установить собственные правила в ущерб другим участникам проекта. Тем более что Китай сам является одним из крупнейших потребителей энергоресурсов, получает газ с месторождений в Туркменистане и рассчитывает на российские месторождения – в этом плане ему не нужны конкуренты в регионе. Оплату транзита газа через свою территорию КНР может посчитать недостаточной ценой, чтобы допустить энергетическое усиление Индии.
Таким образом, при всех возможных вариантах наземной поставки газа всегда остаётся опасность перекрытия трубы странами, обеспечивающими транзит через свою территорию. Однако растущие мощности России по производству сжиженного природного газа позволяют ей организовать сотрудничество с Индией в выбранной сфере посредством морских поставок СПГ.
В 2011 году между дочерней компанией ОАО “Газпром” и индийскими GAIL, Gujarat State Petroleum и Petronet уже были подписаны соглашения о долгосрочных поставках СПГ (Lenta.ru, 2011). Согласно договору с GAIL, первые поставки будут организованны с 2017 года и составят 2,5 миллиона тонн СПГ в год в течение 20 лет (Lenta.ru, 2014). Контракт с Gujarat State Petroleum Corporation обговаривает поставку с 2016 года 3,5 млрд. кубометров газа. В соглашение с Petronet речь идёт о таких же объёмах. Считается, что к 2030 году “Газпром” сможет охватить порядка 16,5% индийского импорта СПГ (Белова Мария, 2014).
Президент РФ Владимир Путин в интервью индийскому информационному агентству PTI упомянул о том, что стоимость поставок СПГ может оказаться даже ниже стоимости трубопроводного газа (Информационное агентство России “ТАСС”, 2014).
Но энергетическое сотрудничество в газовой сфере двух стран заключается не только в подписании контрактов о поставках газа. Ещё одним направлением можно считать участие индийских инвесторов в капитале российских компаний, связанных с добычей, переработкой и доставкой газа, а также освоение российских нефтегазовых месторождений. Примерами здесь могут послужить участие индийской государственной нефтегазовой компании ONGC в проекте “Сахалин-1” в качестве акционера с двадцатипроцентным пакетом акций и покупка ONGC лицензий на право разведки и разработки нефтегазовых месторождений на территории Томской области (Белова Мария, 2014).
Таким образом, можно наблюдать пересмотр российской политики в отношении участия иностранных компаний в разработке стратегических месторождений углеводородов. Проекты подобного масштаба требуют значительных капиталовложений, собственных средств не хватает, а в последнее время и с заёмным капиталом намечается ряд проблем, связанных с западными санкциями в отношении России. В таком ключе вполне закономерным можно считать участие в проектах тех, кто заинтересован в поставках российского газа.
Подводя итоги, можно сказать, что сближение России и Индии – закономерный экономический процесс, обусловленный необходимостью диверсификации газовых поставок обеих стран. И в обозримом будущем, в особенности в связи с текущей геополитической ситуацией, можно ожидать лишь дальнейшего расширения сотрудничества стран, в том числе и по такому стратегически важному направлению, как энергетическое сотрудничество.
Библиографический список
British Petroleum (2014). BP Statistical Review of World Energy June 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bp.com/statisticalreview (дата обращения 23.12.2014).
Lenta.ru (02.06.2011). “Газпром” продаст российский газ в Индию” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2011/06/02/spg/ (дата обращения 22.12.2014).
Lenta.ru (09.12.2014). “Путин назвал сроки начала поставок российского СПГ в Индию” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2014/12/09/putin1/ (дата обращения 23.12.2014).
Белова Мария. “О перспективах развития газового рынка Индии и месте российского голубого топлива” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tek360.daily.rbc.ru/articles/15/ (дата обращения 23.12.2014).
Государственное информационное агентство Туркменистана (19.11.2013). “Азиатский банк развития стал транзакционным советником проекта газопровода ТАПИ” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turkmenistan.gov.tm/?id=5325 (дата обращения 23.12.2014).
Информационное агентство России “ТАСС” (09.12.2014). “Путин считает более перспективными поставки в Индию СПГ, чем поставки газа по газопроводу” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itar-tass.com/ekonomika/1635076 (дата обращения 23.12.2014).
РБК (10.07.2013). “Туркмения, Афганистан, Пакистан и Индия эТАПИруют газ мимо России” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/10/07/2013/865476.shtml (дата обращения 23.12.2014).