КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ? КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРАВО НА СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ? - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ? КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРАВО НА СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ?

Мухина Т.Л. 1
1СПб ГУАП, юридический факультет, курс 4
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение закреплено в ч.1.ст.7 Конституции Российской Федерации. Данное положение является одним из основ конституционного строя в Российской Федерации, поэтому нельзя недооценивать его значимость. К основным направлениям деятельности социального государства относятся:

- поддержка социально незащищенных слоев населения (инвалиды, пенсионеры, безработные и др.)

- охрана труда и здоровья людей

- поддержка и защита материнства и детства

- устранение или минимизация социального неравенства

- борьба с безработицей

Данный перечень не является исчерпывающим, однако, вышеперечисленных функций будет достаточно для того, чтобы понять всю важность и значение социального государства и закрепление его в Конституции Российской Федерации. Данная тема актуальна всегда и это объясняется тем, что невозможно полностью искоренить социальное неравенство, невозможно проконтролировать и предусмотреть все спорные ситуации в трудовых правоотношениях, также как и нельзя уничтожить в стране безработицу. Но Россия стремится к этому и в направлении ее социальной деятельности это прослеживается. Однако, многих граждан ее деятельность не устраивает и объясняется это в первую очередь размерами социальных материальных выплат, размером установленного МРОТа и прожиточного минимума. Согласно законодательству Российской Федерации в данном случае правы обе стороны. Государство право в том, что оно устанавливает такие маленькие пособия, пенсии и в принципе затраты на социальную политику невелики, а недовольные малообеспеченные граждане правы в том, что государство не стремится повышать уровень материально достатка населения. Образовался замкнутый круг, обе стороны правы, и данную проблему решить практически не возможно, так как в законодательстве не существует норм, призванных урегулировать данный вопрос.

Как мы отмечали ранее, Россия – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Проблема в том, что каждый субъект правоотношения вкладывает свое значение в понимание о достойной жизни и свободном развитии, а единой нормы или нормативно – правового акта, объясняющего полноту и содержание, «социального государства» не существует в законодательстве.

Единственным источником права на достойную жизнь является ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10. 12.1948, которая говорит следующее: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

То есть, достойная жизнь – это, в первую очередь, материальный достаток, минимальный размер которого состоит из следующих элементов:

- потребительская корзина, включающая в себя: продукты питания, непродовольственные продукты и услуги (коммунальные, на транспорт и прочие услуги.)

- прожиточный минимум, исчисляемый из потребительской корзины.

- минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума.

- уровень оплаты социальных и медицинских услуг.

Минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) – установленный законодательством минимум, который применяется для определения размеров оплаты труда, для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, для определения размеров пенсий, пособий детям – сиротам, инвалидам, определения размеров выплат по беременности и родам и для иных целей обязательного социального страхования, для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. То есть, мы должны понимать всю важность и необходимость МРОТа, то, что МРОТ является своеобразным фундаментом по исчислению всех дальнейших материальных выплат, именно МРОТ будет точкой, опираясь на которую государство будет устанавливать все дальнейшие материальные затраты и выплаты из бюджета Российской Федерации. Следовательно, чем выше установлен МРОТ, тем больше у людей должно быть возможностей, при этом соотношение МРОТа с прожиточным минимум должно быть не один к одному, то есть все выплаты будут настолько минимальными, что прожить на них можно будет исключительно с теоретической точки зрения, а хотя бы полтора к одному, то есть, чтобы хоть минимально превысить материальные выплаты над прожиточным минимумом. На федеральном уровне МРОТ составляет 5554 рубля. Согласно законодательству Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации имеет право устанавливать свой МРОТ, при условии, что он не будет ниже МРОТа, установленного Российской Федерацией, то есть сегодня, в субъектах не может быть установлен МРОТ меньше, чем 5554 рубля. В российской Федерации 85 субъектов, более, чем в 60 регионах прожиточный минимум составляет 5554 рубля, то есть самый минимальный уровень оплаты. Самый большой МРОТ установлен в магаданской области и составляет от 14 500 до 15 750 рублей, на втором месте находится г. Москва, там прожиточный минимум составляет 12 600 рублей и нельзя забывать о том, что для данных субъектов Российской Федерации это небольшой МРОТ.

Прожиточный минимум – это такой минимальный доход на человека, который необходим для поддержания себя и своей семьи, именно так говорится в 25 статье «Всеобщей декларации прав человека». В Российской Федерации прожиточный минимум следующий:

- в расчете на душу населения - 7072 рубля 50 копеек

- для трудоспособного населения - 7874 рубля 40 копеек

- для пенсионеров - 5455 рублей 70 копеек

- для детей – 6199 рублей 60 копеек

Исходя из вышеуказанных цифр, мы видим еще один пробел в законодательстве. Теоретически МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума, так как прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. На практике происходит следующее: человек, для того чтобы «сохранить здоровье и обеспечить жизнедеятельность», здесь даже не идет речь о достойной жизни, должен поучать, в среднем, 7000 рублей, а де-факто получает 5554 рубля. В данном случае норма реализуется только у пенсионеров, которые согласно нормативным актам теоретически получают на 99 рублей больше. Остальным гражданам повезло меньше, так как МРОТа не достаточно для того, чтобы покрыть расходы, связанные с потребительской корзиной.

Потребительская корзина включает в себя 3 группы (средний расчет сразу на 3 категории трудоспособное население, пенсионеры, дети в сутки):

1. продукты питания:

- хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) составляет в сутки 270 грамм. При этом употребление слова «пересчет» означает либо одно, либо другое. То есть, употребив 100 грамм хлеба, на остальную продукцию из данной группы остается 170 грамм.

- картофель рассчитывается 250 грамм в сутки

- овощи и бахчевые – 300грамм в сутки

- фрукты свежие – 200 грамм в сутки

- сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар – 50 грамм в сутки

- мясопродукты – 140 грамм в сутки

- рыбопродукты - 50 грамм в сутки

- молоко и молокопродукты в пересчете на молоко – 830 грамм в сутки

- яйца 0,5 яйца в сутки

- масло растительное, маргарин, другие жиры - 20 грамм в сутки

- прочие продукты (чай, соль, другие) – 10 грамм в сутки

При этом данный перечень продуктов исчерпывающий, и расчет продуктов идет на год. Естественно, что цены взяты самые минимальные, то есть выбирая продукцию из одной группы товаров необходимо приобретать самую дешевую.

2. непродовольственные товары:

- верхняя пальтовая группа исчисляется для трудоспособного населения 3 штуки на 7,6 лет, для пенсионеров – 3 штуки на 8,6 лет, для детей 3 штуки на 2,5 года. Количество 3 штуки, подразумевает под собой : зимнее, весеннее – осеннее, летнее. Грубо говоря. Одна сезонная вещь идет из расчета практически на 10 лет. Для ребенка данного количества вещей будет недостаточно. При этом, через определенный период дополнительная сумма выделяться на приобретение вещи не будет. Законодатель подразумевает, что данная сумма возьмется, откуда – то сама. Кстати, еще одним интересным моментов является тот факт, что так называемая верхняя пальтовая группа стоит больше, чем составляет сегодня МРОТ.

- верхняя костюмно – платьевая группа. К ней относятся брюки, юбки, платья, пиджаки, рубашки, блузки и прочие вещи и расчет происходит следующим образом: для трудоспособного населения 8 штук на 4 года (то есть либо 8 платьев, либо 4 юбки и 4 блузки и так далее, можно приобрести каждой вещи по одной штуки и носить это 8 лет), для пенсионеров - 8 штук на 5 лет, для детей 11 штук на 2 года. Кстати. Если говорить о маленьких детях до 12 лет и совсем маленьких детях (до 6 лет), то данного количества вещей не хватит даже на 1 месяц.

- белье. Имеется в виду нижнее белье, которое рассчитывается для трудоспособного населения 9 штук на 2,6 года, для пенсионеров – 10 штук на 3 года, для детей 11 штук на 1,6 года.

- чулочно – носочные изделия: для трудоспособного населения: 7 пар на 1,6 года; для пенсионеров – 4 пары на 2 года; для детей – 6 пар на 1,3 года

- обувь: для трудоспособного населения – 6 пар на 3 года, для пенсионеров – 6 пар на 3,5 года, для детей – 7 пар на 1, 8 лет.

- постельное белье: для всех категорий граждан устанавливается 14 комплектов постельного белья на 7 лет

- предметы первой необходимости, санитарии и лекарства: рассчитываются в процентном соотношении от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Это невероятно маленькая сумма. Даже, если рассчитать процент от МРОТа, то в среднем он составляет 905 рублей на человека - это невероятно маленькая сумма.

3. услуги:

- жилье

- центральное отопление

- холодное и горячее водоснабжение

- газоснабжение

- электроэнергия

- транспортные услуги

- услуги культуры

- другие виды услуг.

В принципе подразумевается, что человек сможет позволить себе сходить 1 раз в месяц в театр, только не понятно, откуда брать на это развлечение деньги, если сегодня билеты в театр стоят больше, чем сумма, выделяемая на лекарства. Подводя итог составу потребительской корзины, особенно хочется отметить то, что на 5554 рубля в месяц сложно будет позволить себе всю потребительскую корзину, с учетом того, что только одно зимнее пальто стоит в 2 раза дороже. При этом, когда сроки носки вещи заканчиваются, никто не выделяет дополнительных денег а приобретение новых вещей, а откуда их брать, если выплата хотя бы раз в 10 лет не увеличивается в 2 раза. Кстати, если обувь и одежда рассчитываются на такое большое количество лет, то весьма целесообразным будет включить в корзину услуги по ремонту одежды и обуви. Еще одним недочетом является факт дифференциации прожиточного минимума между категориями граждан. Тот факт, что некоторые категории граждан не работают, не может являться причиной для уменьшения их доходов или потребностей. При этом, если в законодательстве все – таки установлен дифференцированный подход к составу корзины граждан, то более правильным будет для категории детей увеличивать количество вещей и уменьшать сроки их носки, а для пенсионеров увеличивать выплаты на лекарства и лечение. В принципе, если найти баланс в данной проблеме, то получается, что каждой категории граждан необходимо приблизительно одинаковое количество денежных средств, просто у категории трудоспособного населения большая часть уйдет на пищу, детей на вещи, а у пенсионеров на лечение и, конечно, необходимо увеличивать сам прожиточный минимум.

Также для детей необходимо включать в потребительскую корзину, а, следовательно, и в прожиточный минимум досуг, то есть спортивные секции или факультативы, а также книги и учебники. Во многих школах они уже стали платными. Причем необходимость организации детского досуга, весьма серьезная проблема. Дети – это будущее правовое и гражданское общество, которое формируется под настроениями телевидения и интернета, так как большинство кружков и секций стали платными и перестают быть общедоступными, а именно они и занимаются воспитанием не только физическим, но и нравственным и культурным.

Последней категорией, составляющей «достойную жизнь» является уровень оплаты социальных и медицинских услуг.

Как мы уже отмечали ранее, что все выплаты базируются на МРОТе. Средний размер пенсии по старости составляет 10 000, социальные пенсии – 5000; пенсии детям – инвалидам – 7 - 8000, инвалидам, достигшим возраста 18 лет – 3000; пособия сиротам – 3000; минимальный размер пособия по безработице – 850 рублей. Некоторые пособия по размеру меньше, чем установленный прожиточный минимум, что показывает нам в очередной раз несоответствие теории и практики.

Также под особой защитой находится категория материнства и детства. При рождении ребенка сумма единовременного пособия составит 100% от заработной платы, то есть роженица получит месячный оклад. Не стоит забывать, что Российская Федерация в экономических и рыночных отношений далеко вперед не сильно прогрессирует и очень много организаций имеют 2 бухгалтерии, то есть, если роженица имела «черно-белую» зарплату, то разумеется, что она поучит только 100 % «белой» зарплаты. Ежемесячные выплаты составляют 40% от средней заработной платы за последний год, или 2578 рублей, если у матери ребенка не было работы. То есть даже не половина ежемесячного дохода в первом случае, и не половина размера МРОТа во втором. Ни для кого не секрет, что сегодня существует достаточное количество матерей – одиночек, каким же образом на 40% от среднего заработка за последний год женщина сможет обеспечить достойную жизнь себе и своему ребенку. В данной ситуации, да и во всех остальных недопустимым будет сказать о том, что каждый человек должен думать, как ему жить и сам виноват в своих проблема. Мы прекрасно понимаем, что в жизни бывают ситуации, когда у людей не остается выбора, либо он не самый приятный, и именно в защите от наступления подобных ситуаций должно помогать государство. Именно в этом суть социальной деятельности государства.

Подводя итог категории «достойная жизнь», необходимо отметить, что все упирается в материальный доход, то есть, законодателю не интересно психологическое и моральное состояние человека, находящегося на содержании государства или человека, получающего заработную плату в размере установленного МРОТа или еще хуже доход, который по размеру меньше МРОТа. Согласно единственному источнику о праве на достойную жизнь, «Всеобщей декларации прав человека», каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Объективно, конечно, законодательство обеспечивает данное право, только правильнее будет сказать, что государство обеспечивает не право на достойную жизнь, а право «на такой жизненный уровень…».

Второй составляющей сч.1.ст.7 Конституции Российской Федерации является право на свободное развитие. Оно, как и право на достойную жизнь, в законодательстве Российской Федерации нигде не закрепляется, не толкуется и организует проблемы с его реализацией.

В Декларации отображено следующее положение: "Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого".

Отсюда следует достаточное количество вопросов, связанных и с качеством образования и с его доступностью.

Что касается качества образования - то тут возникает множество противоречий и дискуссий, так как каждый индивидуум имеет относительно данного вопроса свое субъективное мнение. Например, по - моему мнению современная система образования, в принципе, нарушает в определенной степени права ребенка.

Начать следует с современной системы школьного образования, которая закрепила обязанность всех выпускников сдавать выпускные экзамены в форме ЕГЭ и ГИА.

Во - первых, форма в которой преподносят ЕГЭ и ГИА детям очень сильно влияет на психику ребенка. Разумеется, что любой экзамен для человека является некоторым стрессом. И дети, сдававшие выпускные экзамены до введения тестирования также подвергались стрессам, однако, социального психоза это не вызывало. Детей, обучающихся в школе начинают запугивать чуть ли не с начальной школы о том, что им предстоит в 9 и 11 классах и о последствиях не сдачи данного экзамена. Процесс обучения в большей степени напоминает процесс "натаскивания" по дисциплинам. Вместо того, чтобы комплексно изучать материал, детей учат всевозможным уловкам и вариантам исключения, в случае не знания ответа, что сужает кругозор и мыслительный процесс. При этом, начиная готовится к выпускным тестированиям, многие школьники перестают изучать оставшиеся дисциплины, зацикливаясь лишь на тех, которые ему предстоит сдать. В таком случае, о развитии интеллектуальном не может идти речи.

С моральной точки зрения ЕГЭ и ГИА являются насилием над ребенком, и в определенной степени нарушает права детей, за которые сегодня так борются законодатели. В школьном возрасте психика достаточно уязвима и дети не без помощи общества, учителей , друзей, родственников, которые "страшилками о будущем", пытаясь мотивировать ребенка, усугубляют обстановку. К сожалению, в некоторых случаях доходит до крайностей, и газеты, новости пестрят следующими заголовками:

"В Вологодской области губернаторская стипендиатка, 15-летняя школьница, обнаружив ошибку, допущенную ею при сдаче единого экзамена по математике, повесилась в летней кухне."

"Для успокоения отличница московской области выпила 30 таблеток транквилизатора"

"17 летняя школьница вскрыла вены, оставив записку: "Я не хочу жить, потому что не смогу сдать экзамены. Не хочу, чтобы меня ругали, не хочу выслушивать упреки. "

Сложно представить себе насколько сильно была искалечена психика ребенка. В принципе, случившееся можно подогнать под статью 110 Уголовного кодекса - доведения до самоубийства, путем угроз или систематического унижения человеческого достоинства. Трудно представить себе, что должно быть в мозгу ребенка, что из-за каких-то экзаменов, дети сводят счеты с жизнью, что было в голове отличницы, которая выпила 30 таблеток успокоительного.

С практической точки зрения ЕГЭ также не является необходимостью. Тест не может выявить качество и количество знаний человека, а, наоборот, сужает сознание и кругозор. Кстати, интересным фактом является то, что изначально тестирование было введено в гуманных целях, т.к.в начале 20 века во Франции умственное развитие ребенка определялось размером черепа и субъективным мнением преподавателя. Для того, чтобы прекратить подобные издевательства над детьми Альфред Бине - юрист, детский психолог разработал систему вопросов с ответами, один из которых являлся правильным.

Помимо прочего, детей-инвалидов также заставляют сдавать ЕГЭ и ГИА, для них разработаны наиболее упрощенные вопросы, однако глухих детей обязываю писать изложение, не понимая, что половина таких детей не умеет склонять и спрягать слова, тем более многие из них не успеют понять и воспроизвести текс, рассказанный сурдологом ввиду особенностей их развития, также как и к слабовидящим и слепым деткам должны приставлять помощника, однако уже известны случаи, когда проверяющие порядок учителя на экзаменах выгоняли таких помощников, считая, что они оказывают слишком большую помощь детям. Такие же вопросы вполне могут возникнуть к помощникам, сопровождающие детей без нормально функционирующих рук и тем, кто их не имеет вовсе.

Наиболее четко определить качество знаний может исключительно собеседование, как на выпускном школьном экзамене, также и на вступительном в учебные заведения.

Что касается высшего образования, то как отмечается в Декларации, оно должно быть "одинаково доступным на основе способностей каждого"

Итак, образование не является одинаково доступным, оно, в принципе, не является доступным. Способности каждого не учитываются. Учитывается только результат тестирования.

О доступности. В России высшее образование предоставляется на конкурсной основе при наличии бюджетных мест. К сожалению, в последнее время бюджетных мест все меньше и меньше.

Необходимо сделать высшее образование более доступным. Увеличить количество бюджетных мест в разы, но, установить форму испытания - собеседование, таким образом преподаватели смогут реально оценить способности абитуриента.

При неуспеваемости бюджетника, следует его либо переводить на контракт, либо отчислять. Таким образом, будет достаточное количество бюджетных мест, будет реализовываться право на развитие, и что еще лучше - учиться будут только те, кому действительно это необходимо.

И кстати, несмотря на то, что очники не должны работать, согласно законодательству РФ, они зачастую работают и практически не учатся, потому как не хватает денег оплатить образование.

Таким образом, можно решить сразу несколько проблем. После окончания вуза можно вернуть действующую в советском союзе систему обязательных "отработок" на государство.

Говоря о стоимости и "доступности" образования подчеркну, что прайс- лист на услуги образования варьируется от 34000 рублей до 300 000 рублей в год. Самое доступное образование предоставляет Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия и Борисоглебский государственный педагогический институт, самое дорого в ГУ ВШЭ, вторым по дороговизне считается Академия Правосудия, где стоимость доходит до 220 тыс. в год. ( и это суммы на первый год обучения, то есть никто не исключает возможности увеличения стоимости оплаты в последующие годы)

Таким образом, необходимо дать толкование и закрепить положение о свободном развитии, в конце -концов, законодатель может ограничить право на развитие только бесплатным начальным образованием.

.

.

Просмотров работы: 7022