ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Григорьева М.Ю. 1, Абрамовских Н.В. 1
1ГОУ ВПО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Серьезные социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, ориентация на инновационные пути её развития не могли не отразиться на школьном образовании. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и проект современной модели «Российское образование 2020» ориентируют на обновление целей и содержания общего образования, обеспечивающее формирование не только фундаментальных знаний, но и важнейших социальных умений, необходимых для успешной социализации подрастающего поколения.

Значимым механизмом изменения целей и содержания образования стали стандарты общего начального образования нового поколения, утверждённые Министерством образования и науки РФ. Стандарты предъявляют новые требования к результатам начального образования. Ученики должны не просто овладеть суммой знаний, научиться читать, писать и считать, но также освоить навыки вступать в коммуникацию, анализировать и применять информацию для решения проблем, плодотворно сотрудничать с другими людьми, эффективно участвовать в совместной деятельности, ставить цели, планировать и оценивать собственные учебные действия. Вместе с тем массовая практика не располагает механизмами целенаправленного формирования социальных навыков школьников в образовательном процессе. [2; 3]

Для решения данной проблемы в науке созданы определённые предпосылки.

Разработкой теории о социальном взаимодействии занимались такие ученые, как П. А. Сорокин, С.С. Фролов, Т. Парсонс, Р. Линтон, Дж. Хоуманс, Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, З. Фрейд,Скиннер, Н. Смелзер, Г. Гарфинкель.

Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.

Вступление в классный коллектив имеет существенное значение для развития социальных чувств и личности младшего школьника. Межличностное взаимодействие с одноклассниками и учителями, занятие определенного места в системе отношений сверстников обеспечивает практическое овладение школьником нормами и правилами общественного поведения. Младший школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и поддерживать дружеские контакты. [4; 234]

И личные, и деловые отношения зарождаются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. Когда учительница начинает знакомить первоклассников друг с другом, стремится сдружить их, она тем самым создает базу и для отношений «ответственной зависимости», и для личных отношений между одноклассниками.

В дальнейшем две системы отношений — деловых и личных — развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами, воспитателями. Они определяют структуру деловых отношений, намечают, кто какую общественную работу должен выполнять, когда и в какой форме отчитываться. Одним словом, система отношений «ответственной зависимости» между учениками в классе в значительной мере программируется педагогом, управляется им и может довольно быстро измениться по его желанию.

Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официального организационного оформления. Ее структура складывается изнутри, стихийно.

Конечно, уже в начальных классах ребенок стремится занять определенное положение в системе личных отношений и в структуре коллектива, зачастую тяжело переживая несоответствие между своими притязаниями и фактическим положением. [3; 312].

Взаимодействие в классе – это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы.

Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно-ориентационной и т.д.

Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активностью отдельного «Я» так или иначе связана с активностью общего «Мы».

Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество ее участников, формирует отношение общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [5; 151-152]

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества.

1 стадия – предварительная работа коллектива (намечаются исходные действия, проводятся воспитательные занятия /беседы, экскурсии и т.д./, готовятся к коллективному планированию.)

2 стадия – коллективное планирование. Начинается в (микро)коллективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение (микро)коллектива. На сборе-старте выступают представители каждого (микро)коллектива. Принимается коллективное решение.

3 стадия – коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведение выбранного коллективного творческого дела создается совет дела, в который входят представители от каждого (микро)коллектива. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в (микро) коллективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

4 стадия – проведение КТД.

5 стадия – коллективное проведение итогов КТД. Происходит на общем сборе-огоньке: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?

6 стадия – стадия ближайшего последействия КТД. Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Каждый из этапов организации КТД оснащен своими методическими приемами. "Финишная" рефлексия – коллективный анализ свершенного – тоже имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову на общем сборе обсуждаются три основных вопроса:

1. Что было хорошего, что удалось и почему?

2. Что не получилось и почему?

3. Что предлагаем на будущее?

Принципиальное значение имеет также их последовательность. [1;]

Разрешению проблемы в немалой степени помогает особый вид педагогической деятельности – обучение воспитанников гуманному и конструктивному взаимодействию. Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у школьника интеллектуальной, психической и социальной готовности к конструктивному взаимодействию со взрослыми и сверстниками и освоение им способов практической реализации этой готовности.

Отсюда вытекают задачи, которые необходимо решить классному руководителю:

- информирование школьников о способах конструктивного взаимодействия с окружающими людьми;

- формирование их положительных мотивов и установок на взаимодействие (прежде всего с одноклассниками);

- отработка конкретных приемов и способов гуманного, демократического взаимодействия в коммуникативных связках «старшие-младшие», «девочки-мальчики», «лидеры-пассивные».

Эти три составляющие обучения взаимодействию осуществляются несколькими путями.

В первую очередь ребята приобретают знания, способы и потребности в процессе совместной деятельности, т.е. в быту и жизнедеятельности своего класса.

Во- вторых, важную роль могут сыграть педагогические ситуации, возникающие в классе:

1. когда классный руководитель придает воспитательную направленность стихийно сложившейся ситуации;

2. когда ситуация создается педагогом специально.

В-третьих, обучение взаимодействию школьников происходит и в процессе организации их самоуправления.

В-четвертых, используется так называемое организованное общение, т.е. специально планируемые и организуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на «окультуривание» коммуникативного опыта воспитанников (дискуссии, некоторые ролевые и деловые игры, а также тренинги общения). [5; 176-178]

Список литературы

1. И. П. Иванов Энциклопедия коллективных творческих дел М.: изд. «Педагогика», 1989.

2. Запятая, О. В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.01 / Запятая Ольга Валентиновна. – Пенза, 2011. – 22 с.

3. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : «Феникс», 2003. — 544 с.

4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология [Текст] / И. В. Шаповаленко — М. : Гардарики, 2005. — 349 с.

5. Ясницкая, В. Р.Социальное воспитание в классе: теория и методика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. Р. Ясницкая. – М. : Академия, 2004. – 352 с.

Просмотров работы: 3491