РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Алиева Н.З. 1, Заяц З.В. 2
1ИСОиП (ф) ДГТУ
2Институт сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ в г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данного исследования стала репрезентация концепта конвергенции в представлениях гуманитарной и естественнонаучной культур. Репрезентацию будем понимать как представительство, получившее данное толкование еще в христианской идее воплощения и мистического тела. Репрезентировать обозначает «осуществлять присутствие», в научном познании, конкретно в эпистемологии (теории познания), репрезентация предстает как познавательная операция, которая дает «представление познаваемого явления с помощью посредников – моделей, символов, вообще знаковых, в том числе языковых, логических и математических систем… Возможность и необходимость репрезентации выражает модельный характер познавательной деятельности, при этом в качестве репрезентанта-посредника может выступить любая вещь, любой знак, символ, рисунок, схема и т.п. – все что угодно может быть репрезентантом всего остального, т. е. замещать находящийся за ним объект» [1].

Нами предложено представление о конвергентных технологиях действительности как продукт гуманитарной и естественнонаучной деятельности, ибо «наши формы восприятия, способы видения и понимания трансформируются в зависимости от того, какие образцы репрезентации предписываются нам культурой и внедряются практикой и образованием» [1]. Под воздействием выбираемых и создаваемых нами самими репрезентаций восприятие объекта исследования будет в значительной степени может быть углублено и сформировано как целостное представление.

Философия науки и техники обращает внимание на то, что в эпоху глобальных кризисов и перемен изменяется спецификация научно-технологического развития человечества, которое требует переосмысления и переоценки. В связи с этим возникают острые социальные проблемы, такие как угроза техногенных катастроф, загрязнение окружающей среды, положение России в мире, ситуация в сфере образования, энергетическая безопасность и др., которые должна решать не только наука, но и философия, ибо ее предназначение охватить метавзглядом существующую реальность, увидеть ее глубину и построить картину новой реальности, которая позволит преодолеть повседневное, сломать стереотипы и предвосхитить грядущие перемены. Более того, именно философия позволяет конструировать будущее, поскольку оно имманентно присутствует в настоящем. Великие слова М. Ганди гласят: «Если ты хочешь перемену в будущем – стань этой переменой в настоящем».

Нынешний этап глобализации общественного и экономического развития вносит целый ряд проблем взаимодействия науки и технологии, с которыми действующие международные институты справляются пока неудовлетворительно. Это проблемы двигателей нового технологического рывка, основ формирования ядра нового технологического уклада. Решением этих проблем может стать развитие междисциплинарных и конвергентных технологий, которые перекрестно используют достижения высоких технологий и новейшие достижения науки. В этом авторы видят феномен конвергенции науки и технологии, который позволит осуществить развитие нового технологического уклада, необходимого для прорыва России в передовой отряд развитых стран.

Развитие нового технологического уклада происходит по трем основным направлениям:

– развитие отдельных отраслей – локомотивов нового технологического уклада. Они образуют ядро нового уклада. К ним относятся нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникативные технологии;

– развитие принципиально новых конвергентных технологий, которые обеспечивают схождение и взаимопроникновение технологий, отраслей, науки и техники, технологий и экономики, бизнеса и т.п.;

– внедрение этих новых технологий практически во всех отрасли деятельности человека.

Литература

1. Микешина Л.А.. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. — М. : Прогресс-Традиция : МПСИ : Флинта. 2005 - 464 с.

Просмотров работы: 840