Елена Александровна Благинина (1903-1989) в детскую литературу пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина.
«Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям : про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратут , работавшая тогда в библиотеке, где авторы « Мурзилки » выступали перед маленькими читателями. [3]
В 1936 выходят 2 ее книги для детей «Осень» и «Садко», в 1939 —«Вот какая мама!», в 1940 — «Посидим в тишине», в 1941 — «Мишка-шалунишка». Благинина становится одним из ведущих детских писателей, с 1938 — член СП СССР. Высокий профессионализм поэзии Благининой основывается на органическом продолжении традиций русской поэтической классики и устного народно-поэтического творчества. [3]
Она владеет всеми жанрами детской литературы — от сказок, считалок, дразнилок, скороговорок ,до песен, баллад, детской пейзажной и психологической лирики (пробуждение любви к близким и осознание необходимости заботы об уставшей маме, о дедушке[3]
С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте — смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборнике «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959), «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!» (оба — 1971), «Журавушка» (1973) особенно привлекает ,основанная на ряде приемов фольклорной поэтики патриотическая пейзажная лирика («Черемуха», «Гори-гори ясно», «Золотая осень» и др.), а также тема «братьев наших меньших» (С.Есенин), любовь к которым всегда была присуща самой Благининой и которую она завещала своим маленьким читателям. Детские стихи Благининой переведены на немецкий, польский, болгарский, китайский, украинский, белорусский и другие языки. Под ее пером зазвучали по-русски произведения Т.Шевченко, И.Франко, Л.Украинки, Л .Квитко , Ю. Тувима и др[3]
Стихотворение «Папе на фронт» изучается в 4 классе, по программе «Планета знаний» А.А. Кац.
Оно входит в сборник «Почему ты шинель бережешь?», написанный в 1980 году.
Сборник стихотворений «Почему ты шинель бережешь?», рассказывает нам о том, что было давно, 69 лет назад. Тогда шла война с немецкими фашистами, там, на фронте воевали за нас наши дедушки и бабушки, защищали нашу страну.[4]
Анализ данного стихотворения начнем с анализа его названия ,для полноты красок проведем анализ поэтапно.
Для начала выясним лексическое значение слов из названия, например, с помощью словаря Ожегова. Нашему вниманию представляется такое определение слова папа : папа, то же, что отец (в 1 знач.), выясним лексическое значение слова отец: отец, отца, стар, зват. отче, м. 1. мужчина по отношению к своим детям. родной о. семейства (отец как глава семьи). неродной о. (отчим). приемный о. (усыновивший или удочеривший ребенка, детей). названый о. (неродной, приемный). от отца к сыну переходит что-н. (также перен.: от поколения к поколению). посаженый о. ради красного словца не пожалеет родного отца (посл.).[1] Второе слово фронт: фронт, 4. действующая армия и район, ею занимаемый; территория, на к-рой ведутся боевые действия. отправка пополнений на ф. проще" ф. кто-н., был на фронте (воевал).[1]
Вторым этапом будет работа над лексическими ассоциациями ,возникающими при чтении названия. Был проведён опрос студентов, будущих учителей начальных классов (6 чел), он показал, что название стихотворения «Папе на фронт» вызывает такие словесные ассоциации как защита, гордость, тоска, расстояние. Третьим этапом работы будет выяснение эмоционального значения. «Папе на фронт» у опрошенных вызывает такие чувства, как: печаль, тревога, переживание, волнение. Уже при прочтении названия стихотворения, читатель может предположить, о чём пойдёт речь. Мы можем сказать, что в произведении говорится о том , что отец ушёл воевать , защищать свою Родину , оберегать от опасности свою семью.
Также из названия становится понятно, что сын или дочь ( мы не можем точно, или дети вместе ) пишет(ут) своему папе письмо.
Перейдём к анализу самого произведения, проведём анализ каждого четверостишия. Читаем первое четверостишие.
«Здравствуй , папка! /Ты опять мне снился , /Только в этот раз не на войне. /Я немножко даже удивился-/ До чего ты прежний был во сне!»
Письмо ребенка отцу начинается с приветствия «Здравствуй, Папка!» Уже при прочтении только приветствия ,мы чувствуем настроение лирического героя ,мы не можем сказать точно, девочка это или мальчик, хотя можно предположить, что это сын, на это нас подталкивает обращение «Папка!».Ведь если бы это была дочь ,она бы сказала «Папочка» или «Папа». Суффикс «-ка» в слове «папка» показывает нам отношения между ребенком и отцом ,эти отношения теплые .После прочтения этой строчки, мы видим и ощущаем чувства ребенка, его искренность.
Строчка «Ты опять мне снился, только в этот раз не на войне», она показывает, что ребенок часто думает о своем отце, он скучает по нему, слово «опять» подводит нас к тому, что не первую ночь ребенок видит папу во сне. Предположения о том ,что отец ушел на фронт подтвердились. Мы понимаем, что дитя ждет возвращения своего папки ,он об этом мечтает ,и его мечты реализуются во сне.
«Я немножко даже удивился-/ До чего ты прежний был во сне!» в этой строке мы видим не только удивление сына, теперь мы точно можем сказать, что это сын ,на это показало слово «удивился»,стоящее в мужском роде, но и тоску по прежним временам ,он вспоминает о мирном времени ,где нет войны, где отец дома, рядом с ним и со всей семьей. Также становится понятно, что отец уже давно ушел на фронт, сын не знает насколько сильно изменился его отец, но он точно помнит его таким ,каким он был тогда, в мирное время, время довоенное.
Переходим к анализу второго четверостишия.
«Прежний- прежний, ну такой же самый, / Точно не видались мы два дня. / Ты вбежал ,поцеловался с мамой,/ А потом поцеловал меня.»
«Прежний- прежний»раскрывает всю суть ,которую, хотел передать ребенок в своем письме, подразумевая то ,что его папа не изменился, он такой же как и был. Ребенок очень рад, что его папа не изменился.
«Ты вбежал ,поцеловался с мамой,/ а потом поцеловал меня»здесь мы видим . что не только сын очень ждал встречи с отцом ,но и отец ,торопился домой, чтобы скорее увидеть своих близких.
«Мама будто плачет и смеется,/ Я визжу и висну на тебе./ Мы с тобою начали бороться,/ Я, конечно, одолел в борьбе»
«Мама будто плачет и смеется, я визжу и висну на тебе.» эта строка показывает нам чувства ,которые испытывают персонажи. «Мама будто плачет и смеется» мы видим чувств любящей жены, которая верила и надеялась, что ее муж вернется домой, плачет она от радости, которая переполняет ее сердце. «Я визжу и висну на тебе» нашему вниманию представляются самые искренние чувства ребенка, который очень рад встрече с отцом, он не может сдержать своих эмоций и поэтому визжит. Сразу в сознании вспыхивает детский смех ,такой звонкий и чистый. Детский смех, визги передают нам атмосферу семьи этого ребенка, смех говорит о том ,что ребенок счастлив, что вся семья в этот момент счастлива!
«Мы с тобою начали бороться, /я ,конечно, одолел в борьбе»с помощью этих строк мы переносимся в обстановку обычной семьи, счастливой семьи, где отношения между отцом и сыном очень теплые, они играют и сын одерживает победу. Здесь можно увидеть, что отец очень любит своего ребенка, он ему поддается ,тем самым усиливая интерес ребенка к этой игре. Заметно также ,что сын одолевает отца в борьбе не в первый раз « Я ,конечно, одолел в борьбе».
Читаем третье четверостишие.
«А потом принёс те два осколка,/ Что нашёл недавно у ворот,/ И сказал тебе: «А скоро ёлка!/ Ты приедешь к нам на Новый год?»»
Мы видим весь трепет между отцом и сыном, наш лирический герой хранил свою находку:, для того ,чтобы показать ее своему папе, совсем не важно, что это за осколки, важно, что они представляют для мальчика, какую ценность несут в себе, говоря ценность имеется в виду нравственное и моральное значение, но не материальное. Также мы видим, что действия происходят зимой, скоро семейный праздник ,скоро Новый Год.
Этот праздник очень важен для ребенка ,ведь Новый год – это пора чудес ,пора исполнения всех желаний ,даже самых сокровенных. Дети особенно ждут этот праздник, ждут елку, елка несомненно символ зимы, Нового Года и новогоднего волшебства. И ,конечно, этот праздник особенно хорош, когда вся семья в сборе, тогда ощущается не только единство своей семьи, но и всей страны. Ну , а какое же желание у героя? Конечно ,же возвращение отца домой живым и невредимым. И как раз под новый год он может загадать свое желание и оно обязательно исполнится.
Переходим к следующему четверостишию.
«Я сказал да тут же и проснулся/, Как случилось это, не пойму./ Осторожно к стенке прикоснулся,/ В удивленье поглядел во тьму.»
Все становится на свои места - это был всего лишь сон ,но он был такой реальный, что наш персонаж не может понять ,почему же отца нет рядом. Сейчас мы видим, что ребенок потерян, он расстроен, что это была не реальность, а сон.
«Осторожно к стенке прикоснулся ,в удивленье поглядел во тьму» здесь мы наблюдаем некое одиночество героя, отца рядом нет ,вокруг только стены, тьма и тишина. Все же он всматривается во тьму ,как бы ища своего отца в этой непроглядной тьме.
Смотрим пятое четверостишие.
«Тьма такая – ничего не видно,/ Аж круги в глазах от этой тьмы!/До чего ж мне сделалось обидно,/ Что с тобою вдруг расстались мы»
Мы убеждаемся ,что тьмы самая ,что ни на есть черная ,в ней ничего не видно, может создаться впечатление ,что эта тьма живая, охватывающая все, с помощью ее автор показывает это противопоставление миров, где отец рядом ,где не стихает детский смех, где счастлива семья и мир ,где отца рядом нет, мир ,который не покидает надежда. Мир ,где отец рядом –он светлый ,а мир, где отец на войне -это тьма. Также видим чувства ребенка на данном этапе ,он расстроен, ведь это был только сон. но он был таким явственным, что герой расценивает его ,как время ,которое было наяву. Он хочет в это верить, и не хочет верить в то ,что ничего не изменилось ,отца все также рядом нет.
Читаем следующее четверостишие.
«Папа, ты вернёшься невредимый!/ Ведь война когда-нибудь пройдёт?/Миленький, голубчик мой родимый,/ Знаешь, вправду скоро Новый год.»
Сколько надежды в этих строках, надежды ребенка ,которая непосредственно помогает отцу на фронте, оберегает его от опасности. «Папа, ты вернёшься невредимый!» это ведь не вопрос это повествование, скорее даже убеждение. отца в том, что все будет хорошо, что вскоре отец вернется домой невредимым.
«Ведь война когда-нибудь пройдёт?» вера в лучшее никогда не покидала людей, даже в такие страшные времена ,времена войны. Сквозь эти строчки протекает надежда, вера и любовь.
«Миленький, голубчик мой родимый,/ знаешь, вправду скоро Новый год.» эта строчка пропитана нежностью и лаской .
Также интересно , что мир сна с миром реальным они похожи, один момент присутствует и там и там. «Знаешь, вправду скоро Новый год» .Это подтверждение того ,что это был не просто сон.
Чувствуется, что ребенок как будто упрашивает отца вернутся, говоря еще и о том , что скоро Новый Год ,и его главное желание скоро исполнится.
Тонкие нотки намекают на то, что скоро все закончится, что , как и во сне , скоро Новый Год ,только уже наяву, и надежда вспыхивает с новой силой, надежда в то, что скоро кончится война, что вся семья вскоре будет вместе.
Смотрим следующее четверостишие.
«Я тебя, конечно, поздравляю/ И желаю вовсе не болеть./ Я тебе желаю–прежелаю/ Поскорей фашистов одолеть!»
Здесь сын поздравляет отца с наступающим Новым Годом. Желает ему здоровья, но есть самое важное пожелание «Поскорей фашистов одолеть!» Здесь не слышится презрение ,но осуждение фашизма присутствует. Сын понимает, что это неправильно, что это плохо. Ведь, это из-за фашистов его отца нет рядом ,а значит чем скорее он их одолеет ,тем скорее вернется домой.
Фашизм - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами:
1) обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации;
2) нетерпимость и дискриминация по отношению к другим «чужеродным», «враждебным» нациям и национальным меньшинствам;
3) отрицание демократии и прав человека;
4) насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма;
5) утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия;
6) милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
Фашизм ведет к полному отрицанию прав и свобод человека, он несет в себе потенциальную и реальную угрозу миру и безопасности человечества.[5]
Фаши́ст
Семантические свойства
Значение
1.последовательфашизма .
2.исторсолдат гитлеровской Германии .Фашисты окружили партизанский край плотным кольцом гарнизонов, установив между ними надежную связь.
3.перен., разг., бранн. безжалостныйчеловек .Ну не могу я больных да слабых обижать — что я, фашист, что ли?
Синонимы
1) гитлеровец, фриц(Фриц — прозвище немцев, особенно во время Второй мировой войны.[6]
2) ирод (Изверг, мучитель по имени жестокого древнеиудейского царя)[1]
«Чтоб они наш край не разрушали,/ Чтоб как прежде можно было жить,/ Чтоб они мне больше не мешали/ Обнимать тебя, тебя любить»
Нам становится ясно ,что ребенок понимает все то зло ,что несет в себе фашизм. Это пожелание отцу поскорее победить фашистов ,чтоб они не разрушили оставшееся, чтоб можно было жить ,как раньше. Здесь мы наблюдаем черту (раньше и сейчас).Раньше было хорошо, не было фашистов, не было войны, не было нужды идти отцу на фронт. А сейчас :фашисты повсюду, война идет ,отец на фронте. Также мы наконец видим любовь ребенка к отцу выраженное через слова самой любви «тебя любить».
Анализируем следующее четверостишие.
«Чтоб над всем таким большущим миром./Днём и ночью был весёлый свет./Поклонись бойцам и командирам,/Передай им от меня привет.»
Снова мы встретили противопоставление света и тьмы «Чтоб над всем таким большущим миром днём и ночью был весёлый свет...» мальчик желает света на земле, который победит тьму, наступающую в лице фашистов.
«Поклонись бойцам и командирам, передай им от меня привет.» .Ребенок не забывает и о товарищах своего папы, он их уважает, знает, что они как и его отец ,защищают свою страну, одолевают фашистов, восстанавливают свет, прогоняя тьму.
Читаем последнее четверостишие.
«Пожелай им всякую удачу,/Пусть идут на немцев как один.../.Я пишу тебе и чуть не плачу,/Это так… от радости… Твой сын.»
Мальчик всеми чувствами и силами вместе с этими солдатами. Вместе со своим отцом, Пишет ,что были все ,как один, друг за друга.
«.Я пишу тебе и чуть не плачу ,это так… от радости… Твой сын» мы наблюдаем то ,как сын скрывает свои настоящие чувства ,пишет , что чуть не плачет от радости ,а на самом деле ,от горечи расставания, от некой злости на фашистов. Для чего он это делает? Чтобы отец не переживал за него лишний раз ,чтоб был внимателен ,чтоб ничто его не отвлекало от борьбы с гитлеровцами, ведь чем скорее он их одолеет , тем скорее он будет дома.
Письмо является эпистолярным жанром. Эпистолярный жанр – это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем. План написания письма 1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. 2. Основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым, изложение информации, интересующей адресата). 3. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Дата и место написания письма. [7]
В стихотворении присутствуют пункты из плана, например, приветствие «здравствуй, папка!». Основная часть также присутствует, например, «Я тебя, конечно, поздравляю/ И желаю вовсе не болеть.Я тебе желаю–прежелаю/ Поскорей фашистов одолеть!», заключение мы тоже видим «Пожелай им всякую удачу,/Пусть идут на немцев как один.../.Я пишу тебе и чуть не плачу,/Это так… от радости… Твой сын.»
Стихотворение можно разделить на две части , первая ,где ребенок видит сон, а вторая ,где он просыпается и видит ,что все как и прежде ,идет война, отца рядом нет. Также в этих двух частях чувства у ребенка разные. В первой части он рад встречи с отцом, он веселится и визжит, он счастлив ,а во второй части мы видим обиду ребенка ,от того ,что отец все также на фронте, разочарование, одиночество.
В произведении присутствуют такие тематики как: антивоенная тематика ,антифашистская, тематика любви к своей стране и к ее истории.
Мы увидели тематические группы слов . Первая группы: папа; теплое и мирное время ; мама; Новый год; свет; день. Вторая группа : фронт; тяжелое ,военное; фашисты; тьма. Слова из первой группы встречаются в той части стихотворения, где ребенок видит сон, а слова из второй группы – это уже реальность .Но все же хорошего в письме больше.
Антивоенная тематика подразумевает то ,что война- это неправильно ,во время войны все разрушается гибнут люди. но не гибнет надежда. Война у ребенка вызывает не детские чувства ,ребенок не должен бояться, за жизнь своего отца, который ушел воевать. Почему? Потому что, папа должен быть дома, рядом со своими детьми. Они не должны быть порознь, они должны быть рядом. Это не естественно, когда ребенок пишет письма отцу на фронт. Война – это не естественно!
Мы должны быть благодарны нашим дедушкам и бабушкам за то ,что мы сейчас живы. За то ,что они отвоевали нас и нашу страну у фашистов, что ценной своей жизни спасали жизни наши. Во время ВОВ советский народ показал насколько он патриотичен, как он любит и дорожит своей страной. Показал такую выдержку, такой героизм и мужество ,который ни одному народу еще показать не удалось. Со времен войны прошло очень много лет, но мы помним и чтим то, что для нас сделали ветераны
Список литературы
1.Ожегов С.И. толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.; Российская академия наук. Институт рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4 – е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999. – 928с.
2. http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/blaginina.php
3. http://www.twirpx.com/file/791984/
4. http://www.dazzle.ru/antifascism/fascism.shtml
5. httpHYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/239802"
6. http://www.myshared.ru/