ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГО-ГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Горбунова О.И. 1, Серебрякова Т.И. 1
1ОГБПОУ Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема мотивации учения является чрезвычайно актуальной, так как именно наличие желание учиться и ведущие мотивы учения, определяют отношение студентов к учебному процессу.

В нашем исследовании мы попытались выявить, какими целями, мотивами и интересами, руководствуются в процессе учебной деятельности студенты Ивановского педагогического колледжа, что помогает или мешает им хорошо учиться. В исследовании приняли участие 75 студентов старших курсов специальностей «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Физическая культура».

Для проведения исследования нами была составлена анкета из 10 вопросов, на выбранную тематику. Преобладали вопросы закрыто типа, так как они дают большие возможности для обобщения полученных данных и помогают выявить основные тенденции. Анкетирование проводилось анонимно, потому что это обеспечивает большую искренность и достоверность ответов.

Первый вопрос нашей анкеты - «Нравится ли вам учиться в педагогическом колледже?». Он позволяет выявить общее эмоциональное отношение студентов к обучению в колледже. Анализируя полученные ответы, мы установили, что основная часть студентов (82%) позитивно относится к обучению, им нравится учиться. Однако 18% обучающимся в колледже учиться не нравится, что вызывает некоторые неприятные ощущения, так как речь идет о студентах – будущих педагогах, завершающих процесс обучения. Более половины студентов, которые участвовали в опросе, позитивно оценивают свои успехи в учебе, они учатся на «хорошо» и «отлично». Около 40% респондентов не совсем довольны своей успеваемостью, они считают, что могли бы учиться и лучше, около 7% - оценивают свою успеваемость как низкую, считают, что учатся хуже своих способностей.

Интересным представляется анализ причин, недостаточно хорошей успеваемости. Около 50% студентов видят причины в недостатке трудолюбия, целеустремленности и старательности, они называют в качестве основной причины лень. Такая самокритичность похвальна, студенты видят причину своих проблем в самих себе, а не ищут виноватых вовне, не пытаются свалить ответственность на других людей или обстоятельства. Это дает возможность для исправления создавшейся ситуации, изменения своей позиции по отношению к учебе. 16% учащихся связывают свои недостаточно хорошие успехи в учебе с высокой загруженностью, недостатком времени и усталостью. Многие студенты старших курсов уже работают, и, вероятно, им бывает иногда трудно совместить работу и качественную учебу. 26% студентам ничего не мешает хорошо учиться, они вполне удовлетворены своими результатами.

Среди наиболее типичных трудностей, которые возникают в учебе, студенты называют такие как «плохо понимаю учебный материал» (8%) и «не могу организовать свою работу» (15%). Около трети студентов, связывают возникающие у них в учебе проблемы с недостатком времени на подготовку к занятиям. Их трудности не связаны напрямую с самим процессом учебы, они обусловлены внешними обстоятельствами. У 40% обучающихся трудностей нет.

Отсутствие ярко выраженного интереса к учебе у части студентов старших курсов можно также связать с тем, что они уже получили большой объем учебной информации и у них уже сформированы многие навыки. Поэтому только 34% учащихся утверждают, что материал учебных занятий для них является новым, а 66% утверждают, что о многом они уже слышали. Утрата эффекта новизны плохо влияет на учебную мотивацию, снижает интерес к учебе.

Вместе с тем на вопрос «Что нужно изменить, чтобы учиться стало интереснее?», студенты не предлагают, по большому счету, конструктивных решений. Рекомендации типа «увеличить стипендию» или «поменять расписание» напрямую не влияют на качество учебного процесса, так как не имеют никакого отношения ни к содержанию, ни к организации учебных занятий. Это говорит о том, что студенты не склонны анализировать самую систему организации работы и поэтому от них трудно получить качественную обратную связь. Единственной конструктивной идей, относящейся непосредственно к учебе, является предложение «лучше оснастить учебное заведение техническими средствами и применять их на уроке». Использование ИКТ, действительно может повлиять на учебную мотивацию, вызвать больший интерес к учебному процессу.

Два вопроса нашей анкеты были направлены на то, чтобы вывить любимые и нелюбимые предметы. Одним из наиболее любимых предметов, оказалась физкультура (43%). Вероятно, это обусловлено тем, что часть студентов – это студенты физкультурного отделения и этот предмет является для них приоритетным. Интерес также вызывают предметы гуманитарного цикла: психология (38%), философия (32%), иностранный язык (10%). Несколько настораживает тот факт, что среди интересных предметов у студентов педагогического колледжа не оказалось ни педагогики, ни предметов связанных с методикой обучения. Что касается нелюбимых предметов, то здесь не выявлено четких тенденций, и велик разброс ответов.

Два последних вопроса касались будущей профессиональной деятельности учащихся. 56% процентов студентов охотно ходят на практику, следовательно, педагогическая деятельность вызывает у них интерес, и есть вероятность того, что они после окончания колледжа пойдут работать по специальности. 27% обучающимся практика нравится не всегда, вероятно, у них в ходе практической деятельности возникают определенные трудности. 17% опрашиваемых отметили, что им не нравится ходить на практику, скорее всего, эти студенты сделали неправильный выбор и разочаровались в выбранной профессии. Эти цифры отчасти совпадают с ответами на следующий вопрос «Будете ли Вы работать по профессии после окончания колледжа?». 43% студентов связывают своё будущее с педагогической деятельностью и собираются работать по профессии по окончанию колледжа, 45% - неуверенны в своих дальнейших профессиональных перспективах, 12% - не собираются работать по профессии.

Таким образом, подводя итоги, мы хотели бы отметить, что у основной части студентов педагогического колледжа преобладает положительная учебная мотивация. Они охотно учатся, учеба вызывает у них интерес, они не испытывают серьезных трудностей. Большинство студентов старших курсов в той или иной степени связывают свое будущее с выбранной профессией.

Просмотров работы: 1721