ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ (МУЗЫКИ, ЖИВОПИСИ, КИНО) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ (МУЗЫКИ, ЖИВОПИСИ, КИНО) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Дударь А.А. 1
1Оренбургский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация: В статье рассматривается роль живописи, музыки и кино, используемых на уроках литературы, в формировании духовных качеств личности школьника и определяются возможности использования межпредметных связей на уроках литературы при изучении романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ключевые слова: межпредметные связи; роль живописи, музыки и кино на уроках литературы; интерпретация в разных видах искусства; возможности использования межпредметных связей.

Изучение литературы в школе – процесс сложный и творческий. Литературу почти невозможно изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература – это явление искусства. Понять своеобразие литературы как искусства помогают межпредметные связи, реализуемые на уроках через соотнесение литературы с другими видами искусства – живописью, музыкой, кино.

Проблеме межпредметных связей в методике всегда уделялось достаточно много внимания. О необходимости учета взаимосвязи между дисциплинами говорится в трудах выдающихся педагогов XVIII – XIX вв. Я.А.Коменского (выступал за взаимосвязь в изучении грамматики и философии, философии и литературы), Д.Локка (выступал за взаимосвязанное обучение истории и географии), И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей и методистов XIX: В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского, К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской; их преемниками в XX веке стали методисты Е.Н.Колокольцев, В.Г.Маранцман, Н.М. Свирина, С.А. Зинин и др. (2).

Проблема межпредметных связей не нова, однако интерес к ней не падает. Актуальность проблемы заключается в том, что на современном уроке редко звучит полноценное детское высказывание о произведениях искусства, детская речь далеко не всегда выполняет коммуникативно-речевые функции. Большинство учащихся, оканчивая школу, не имеет представления о художественном опыте поколений. Это приводит к эмоциональной «глухоте», невосприимчивости прекрасного, затрудняет формирование восприятия, мышления, воображения, самой личности.

Межпредметные связи - это особая категория обучения, которая влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Использование межпредметных связей на уроках литературы способствует развитию эстетического вкуса и приобщению к живописи, музыке и кино.

Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы. Знакомство с живописными полотнами помогает раздвинуть горизонты жизни и развить многообразные духовные потребности.

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения. Если учитель будет обращать внимание на развитие мышления, воображения и речи школьников средствами музыки, можно ожидать более чуткого отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным переживаниям.

При обращении к экранизации на уроке нужно помнить, что её основной проблемой остаётся противоречие между чистым иллюстрированием литературного или иного первоисточника, буквальным его прочтением и уходом в большую художественную независимость. Любая экранизация литературного произведения представляет собой самостоятельное произведение искусства.

На данном этапе осмысления проблемы уместно ввести термин «интерпретация», так как произведение другого вида искусства на сюжет литературного произведения считается индивидуальной трактовкой, не определяемой однозначно замыслом автора, то есть является одним из смыслов в совокупности всех значений. Понятие «интерпретация» (от лат. interpretation – «истолкование», «разъяснение») обозначает толкование, трактовку, раскрытие смысла текста (9). В данном случае использование термина «интерпретация» уместно лишь, если автор произведения живописи, музыки или кино отталкивался от литературного произведения. Если же тема литературного произведения и произведения другого вида искусства совпадает и учитель использует данное произведение на уроке лишь из-за близости тем, то это не интерпретация. Это пояснение в большей степени относится к произведениям живописи и музыки, так как кинофильмы, используемые на уроках литературы, почти всегда являются экранизациями, то есть особой интерпретацией, созданной режиссером, а картины и музыку учитель часто подбирает по схожести тем. Так, часто используется музыкальный цикл «Времена года» П.И.Чайковского и картины И.И.Левитана при изучении стихотворений о природе, хотя данные произведения не являются интерпретациями литературных.

На уроках литературы в 11-м классе особый интерес вызывает наследие М.А. Булгакова, чье творчество представляет сплав, особый синтез пластов исторических, культурологических, философских, литературных. Даже ученикам 11 класса не всегда легко представить весь безграничный мир романа. Именно в этом могут помочь межпредметные связи. Обращаясь к роману «Мастер и Маргарита», попытаемся показать способы реализации межпредметных связей.

Следует отметить, что не все интерпретации романа М.А.Булгакова являются добротными и могут быть использованы на уроках. В каких-то случаях учитель должен сделать комментарий, указав, что это лишь одна из трактовок, которая не является истинной, признанной наукой. Определим способы реализации межпредметных связей на уроках литературы по изучению романа «Мастер и Маргарита» с использованием картины Н.Н.Ге, иллюстраций Н.Королева и В.Ефименко, музыку И.Корнелюка и фрагментов из сериала «Мастер и Маргарита» В.Бортко. Актерский состав сериала вызвал большое количество споров среди критиков и зрителей. Дело в том, что примерный возраст героев романа существенно отличался от возраста актеров сериала. Неоднозначные отзывы получила и сама постановка. В целом сериал считается одной из самых удачных экранизаций романа «Мастер и Маргарита» в истории кино. Актерский состав: Мастер – Александр Галибин, Маргарита – Анна Ковальчук, Воланд – Олег Басилашвили, Коровьев – Александр Абдулов, Азазелло – Александр Филиппенко, Бегемот – Александр Баширов, Иван Бездомный – Владислав Галкин, Иешуа – Сергей Безруков и др.

Система уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова – особый этап школьной программы по литературе за 11 класс. Программа по литературе нацеливает учителя на глубокий и всесторонний анализ знаменитой книги М.А. Булгакова, на раскрытие аллегорического и символического содержания, сложности философской, нравственной и социальной проблематики, на соотнесение с её интерпретациями в других видах искусства и традициями мировой литературы, а это довольно сложная задача.

В современных программах по литературе система уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» состоит из 5-6 уроков (в профильных классах 8-9 уроков). В программе В.Г.Маранцмана за 11 класс в системе уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» выделен особый урок «Произведения Булгакова на сцене и в кино» (11) .

Роль межпредметных связей в данной системе уроков велика. Учитель может их использовать почти на каждом уроке на разных этапах, что не только сделает урок ярким и создаст творческую атмосферу, но и поможет достичь поставленных целей, привлечь внимание к тексту и сделать акценты на особо важных моментах при его анализе, рассмотрении интерпретаций романа и при создании собственной интерпретации.

На уроках можно использовать произведения живописи, музыки и кино, которые созданы по мотивам романа, и которые лишь схожи по тематике. И то и другое поможет показать все разнообразие смыслов, образов и точек зрения. Отметим, что дата первой публикации романа 1966-1967 гг., значит, все произведения смежных видов искусства относятся к современности, однако, есть картины со схожим сюжетом, написанные задолго до первой публикации романа.

Существует множество различных картин, иллюстраций, фотоиллюстраций к роману «Мастер и Маргарита». Учитель может их использовать на заключительном уроке для того, чтобы показать всё многообразие чувств, впечатлений, представлений, восприятие развития событий, захвативших разных художников.

Стоит обратить внимание на полотно Н.Н.Ге 1890 года «Что есть истина? Христос и Пилат», которое можно привлечь в процессе разбора «ершалаимских» глав романа, и тем самым показать учащимся видение библейской темы в мировом искусстве, сопоставить сцену разговора об истине Пилата и Иешуа во 2-ой главе романа с картиной, узнать мнение и впечатления ребят, таким ли они представляли этих персонажей при чтении, попытаться ответить на вопрос: «Что есть истина?».

Помимо полотна Н.Н.Ге, на этапах уроках при анализе «ершалаимских» глав могут быть использованы музыкальные композиции «Казнь» (к главе «Казнь») и «Гефсиманский сад (Гибель Иуды)» (к главе «Как прокуратор пытался спасти Иуду») И.Корнелюка к сериалу «Мастер и Маргарита» режиссера В.Бортко (16). Данные композиции помогут создать атмосферу древнего Ершелаима, дополнить свое видение образов героев музыкальным содержанием.

При анализе «московских» глав уместным будет использование фрагментов экранизации В.Бортко. Первую главу романа можно сопоставить со сценой появления Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах в фильме. Это даст ученикам определенное представление о месте и времени действия. Также можно сравнить представление учеников о героях первой главы и иллюстрацию В.Ефименко к первой главе романа.

Следующий эпизод фильма, на который стоит обратить внимание, – это представление Воланда в Варьете (17) и соответствующая ему глава «Черная магия и ее разоблачение». Эта глава вызывает сложность в восприятии, поскольку все фантастические события, которые происходят в Варьете, ученикам трудно представить в действительности. После просмотра фрагмента можно сравнить представления учащихся с представлением режиссера. Спросить у ребят, таким ли они представляли себе сеанс черной магии в Варьете, увидели ли, что нового внес режиссер, заметили ли, что во фрагменте прозвучал 1935 год? Важно отметить, что в романе точного года нет. Режиссер фильма В.Бортко указывает на 1934, ссылаясь на то, что Маргарита приехала в Александроский сад (в главе «Маргарита») на троллейбусе, а они появились в Москве после 1934 года.

Раскрытию образов Мастера и Маргариты и их любви способствуют музыкальные темы «Любовь выскочила…, как убийца в переулке» и «Еще про любовь» И.Корнелюка (16). После прослушивания можно провести беседу о впечатлениях учащихся и о том, сумел ли композитор передать ощущения той верной и вечной любви Мастера и Маргариты, а которой пишет автор.

Особый эпизод романа – глава «Полет». Для того, чтобы передать атмосферу свободы, сумасшествия и безумия Маргариты, учитель может использовать музыкальные темы И.Корнелюка «Крем Азазелло» и «Невидима и свободна» (16) и сцену разгрома квартиры критика Латунского из фильма (18).

Самая яркая из музыкальных тем И.Корнелюка, посвященных роману «Мастер и Маргарита» – это тема «Воланд» (16). Эту музыкальную композицию нужно обязательно использовать на уроке для передачи всей мистики деяний Воланда и свиты в Москве.

Один из самых значимых эпизодов романа – Великий бал у сатаны. Представить весь масштаб и все величие этого фрагмента ученикам очень сложно. Обратившись к сцене фильма (19) , учитель поможет учащимся вникнуть в суть происходящего и увидеть мир Воланда глазами режиссера, сопоставив со своим собственным представлением.

Глава «Последние похождения Коровьева и Бегемота» интересно представлена в фильме В.Бортко (20), (21). Включать или не включать данный эпизод в структуру урока – это спорный вопрос. С одной стороны, глава обычно не вызывает трудностей в восприятии у школьников, с другой - можно показать данный эпизод как вариант интерпретации данной главы романа, оценить игру актеров, глубже представить место действия.

При анализе главы «Прощание и вечный приют» может быть использована иллюстрация Н.Королева «Луна» и музыкальная тема И.Корнелюка «И при луне ему нет покоя…» (16). Это поможет постичь всю глубину прощания Мастера с главным героем своего романа, если после провести беседу, обратив внимание на образ луны, как символа власти ночных сил и как символа света и покоя, к которому так стремился Мастер и его герой Понтий Пилат.

Таким образом, практически на каждом уроке при анализе разных фрагментов романа могут быть использованы межпредметные связи. В течение всех уроков важно напоминать ученикам, что экранизация литературного произведения представляет собой самостоятельное произведение искусства. Просмотр фильма не может заменить прочтение романа.

Сопоставление интерпретаций произведения в других видах искусства усиливает внимание учеников к деталям текста, что облегчает процесс освоения эстетического языка М.А.Булгакова. После уроков по роману учащимся под силу самостоятельно сопоставить литературное произведение с его киноверсией (кинофильм В.Бортко). Знакомство с живописными полотнами помогает видеть мир шире, понимать явления глубже и многосторонне, развивает многообразные духовные потребности, делает представления о мире и искусстве глубже, богаче. А анализ музыкальных композиций по роману способен не только оживить эмоциональность восприятия учащихся, но и прояснить особенности авторской позиции. Конечный результат позволяет говорить о достижении поставленных целей и эффективности проделанной работы.

Библиография

  1. Баженова Л. Чем фильм отличается от книги? // Искусство в шк. – 2004. – №2. – С. 81-87.

  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе; Под редакцией О.Ю.Богдановой – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

  3. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе// Лит. В шк. – 1996. – №5.

  4. Колокольцев Е.Н. «…Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия…»: О классификации средств наглядности в преподавании лит.// Лит. В шк. – 1990. – №3 – С. 86-93.

  5. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. «Диалог с экраном». – Таллинн: Александра, 1994.

  6. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Лит. В шк. – 2002. – №5,7, Лит. в шк. – 2003. – №1.

  7. Маранцман В.Г. Театр и школа // Лит. в шк. – 1991. – №1. – С. 131-140.

  8. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Колокольцев Е.Н., Дановский А.В. и др.; Под ред. Колокольцева Е.Н. – М.: Просвещение, 1990.

  9. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

  10. Прессман Л.П. «Кинофильм-экранизация на уроках литературы» // Лит. в шк. – 1964. – №1.

  11. Программы общеобразовательных учреждений: Литература 10-11 классы. Под ред. В.Г.Маранцмана – М.: Просвещение, 2009.

  12. Свирина Н.М. Взаимодействие музыки и литературы // Лит. В шк. – 1997. – №6. – С. 108-112.

  13. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроке литературы . – СП., 1999.

  14. Соколов Б. Роман Булгакова "Мастер и Маргарита". - М.,1992.

  15. Старкова З.С. «Содружество искусств на уроках литературы». – М., «Просвещение», 1988.

  16. http://music.yandex.ru/album/1979048/track/17895004

  17. http://www.youtube.com/watch?v=xtDPNyu3U1E

  18. http://www.youtube.com/watch?v=OJVcilDaJ9Q

  19. http://www.youtube.com/watch?v=LyQfSWGGZv0

  20. http://www.youtube.com/watch?v=DyYfgemD14o

  21. http://www.youtube.com/watch?v=QG8Ay_4b_pU

10

Просмотров работы: 4788