Главной задачей исследования стало рассмотрение морфологической специфики в таком распространённом информационном жанре, как заметка. Для этого был проведен ряд морфологических анализов газетных публикаций (В. Сакурова «Дети рисуют музыку» («Вечерний Оренбург») [1; 3]; Е. Падалко «Оренбуржцы собирают новогодние подарки детям Новороссии» («Комсомольская правда - Оренбург») [2; 9]; Е. Кривякина «Бюджетников ждут прибавки к зарплатам» («Комсомольская правда – Оренбург») [3; 3]).
Главное, что нужно было увидеть в ходе анализа, это то, в каком объеме авторы заметок употребляют такие самостоятельные части речи, как существительное, глагол и прилагательное с целью наиболее эффективного донесения до читателя содержания информации.
Основной задачей журналиста является передача своевременной, краткой и точной информации. Для этого корреспонденту необходимо употребить как можно больше существительных, которые характеризуют содержательную наполняемость текста. Для передачи и описания действий употребляются глаголы. Эмоционально окрашивают заметку имена прилагательные.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что представляет собой такой информационный жанр журналистикикак заметка. Заметка - это краткое сообщение, в котором излагается какой – либо факт действительности. [4; 102]
В рассматриваемых нами заметках преобладают имена существительные, их объем составляет 45-50% от всех слов публикации. Для выполнения главной задачи – передачи краткой и точной информации – чаще всего употребляются конкретные существительные (студентам, город, ученица (83-85%), которые позволяют наиболее ясно и конкретно представить картину происходящего. Почти одинаково авторы прибегают за помощью к отвлеченным (музыка, время) и собирательным (детям) существительным (10-15%), меньше всего к вещественным (краски (0-3%).
Глагол в заметках занимает 12-18% от общего объема текста. Преобладают личные формы глагола (улыбается, помогала, умеет (75-80%), показывающие временную принадлежность информации.
Как показал анализ, употребление имен прилагательных (юные, рождественскую, экономические) в анализируемых заметках не превышает 12%. Это объяснимо тем, что употребление большого количества имен прилагательных нецелесообразно в данном информационном жанре, исходя из его объема и поставленной автором цели, так как задача журналиста не описать в ярких красках произошедшее, либо будущее событие, а лаконично, точно и ясно донести информацию до читателя.
Таким образом, морфологический анализ заметки как информационного жанра показал, как журналисты рационально употребляют части речи. В первую очередь, используется больше имен существительных, затем глаголов, потом уже имен прилагательных, остальные части речи занимают меньший объем заметки. .Благодаря, во-первых, соблюдению основных требований заметки и, во-вторых, правильному употреблению частей речи журналист коротко и лаконично сумеет донести до читателя точную и интересную информацию
Список литературы
Сокурова, В. Дети рисуют музыку / В. Сокурова // Газета «Вечерний Оренбург». – 2014. – №7. – С.3.
Падалко, Е. Оренбуржцы собирают новогодние подарки детям Новороссии / Е. Падалко // Газета «Комсомольская правда – Оренбург». – 2014. - №141 (26319). – С. 9.
Кривякина, Е. Бюджетников ждут прибавки к зарплатам / Е. Кривякина //Газета «Комсомольская правда – Оренбург». – 2014. - №141 (26319). – С.3.
Анпилогова, Л.В. Культура профессионального общения журналиста: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Анпилоговой. – Бузулук: «Бузулукская типография», 2012. – 542с.