Электронная коммерция - это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Быстрое развитие электронной коммерции в течение последнего десятилетия можно объяснить растущим использованием Интернета в коммерческих целях. Существует шесть основных инструментов, с помощью которых осуществляется электронная коммерция: телефон, факс, телевидение, система электронной оплаты и перевода средств, взаимообмена электронной информацией и Интернет. В этом смысле Интернет является более универсальным средством, чем другие инструменты электронной коммерции.
Сегодня делается все, чтобы жизнь человека была максимально комфортной. В связи с этим появляется все больше интернет-аукционов, интернет-магазинов, интернет-аптек... На данный момент каждый пятый россиянин пользуется интернет-магазинами. Рассмотрим интернет-магазин как элемент электронной коммерции.
Интернет-магазин - сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Он позволяет пользователям сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа и оплатить заказ в режиме онлайн. Характерной чертой интернет - магазина является полная автоматизация системы обработки заказов, благодаря чему можно работать индивидуально с каждым зарегистрированным клиентом. Первые продажи через Интернет были зафиксированы в 1995 году, именно в это время был открыт один из первых интернет-магазинов - Amazon. В настоящее время этот инструмент электронной коммерции вошёл в стадию нормального функционирования и активно используется миллионами людей.
В связи с разнообразием интернет-магазинов существует несколько их классификаций:1. По методам розничной продажи товаров в сети: интернет-магазины; Web-витрины; Торговые ряды; Контентные проекты (потребительские энциклопедии, системы интернет-заказов товаров и т.д.);
2. По бизнес-модели: полностью «онлайн» магазин; Совмещение «оффлайн» бизнеса с «онлайн» (когда интернет-магазин создается на основе уже действующей реальной торговой структуры);
3. По взаимоотношениям с поставщиками: магазины, обладающие собственным складом (наличие реальных товарных запасов); магазины, работающие по договорам с поставщиками (отсутствие значительных товарных запасов);
4. По степени автоматизации среди торговых систем электронных магазинов : Web-витрины; Интернет-магазины; Торговые интернет-системы (TIS).
Web -витрина - это совокупность товарного каталога, системы навигации и оформления заказа с последующей передачей его менеджеру для оформления. Тот в свою очередь связывается с составом, организует доставку товара покупателю, контролирует процесс оплаты за товар. Параллельно ведется рекламная работа, изучение спроса, аналитическая работа.
Работа Web-витрины во многом напоминает процесс посылочной торговли, однако заказ на товар и ознакомление с ним делается через сеть Интернет. В данном случае Web-витрина является инструментом привлечения покупателя, интерфейсом для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий.
У интернет-магазинов есть как существенные плюсы, так и минусы.
К плюсам и причинам, почему все больше людей предпочитают виртуальные магазины обычным, относятся:
1. Экономия времени;
2. Круглосуточная работа большинства интернет-магазинов;
3. Экономия денег (выгодные акции, скидки предоставляются чаще, чем в обычных магазинах);
4. Необычные приобретения (эксклюзив, изделия ручной работы, антиквариат и т.д.);
5. Выбор способа оплаты (банковский перевод, оплата кредитной картой, перевод электронных денег, оплата наличными при доставке).
6. Повсеместность.
Минусы интернет-магазинов:
1. Невозможность примерки (проверки, просмотра) товара;
2. Проблемы с возвратом товара;
3. В основном долгое ожидание доставки приобретенной продукции;
4. Возможна потеря посылки;
5. Риск быть обманутым.
По данным исследовательского агентства Data Insight, в 2010 году ожидался объем российского рынка электронной коммерции в 240 млрд рублей. Таким образом, на долю онлайн-продаж приходится 1,6 % от общего объема продаж всей российской розницы (в среднем по ЕС этот показатель составляет 5,7 %, а в США - 6,4 %). По отдельным товарным группам картина несколько иная. В частности, через Интернет продаётся около 12-14 % бытовой техники, электроники и книг.
На 2011 год в России насчитывалось порядка 30 000 интернет-магазинов, большая часть из которых находится в регионах страны. По статистике, за год в России закрывается порядка 10 % интернет-магазинов, но вместо них открывается 20-30 % новых. Электронная коммерция, в частности интернет-магазины, прошли достаточно большой путь развития, со временем развивались технологии и формы взаимодействия бизнес-субъектов, теперь с помощью электронных средств можно организовать значительную часть цикла заключения сделок. Современные средства позволяют качественно улучшить как процесс продаж, так и связанные с ним сопутствующие задачи, вплоть до оптимизации бизнес-процесса конкретной фирмы.