Aутсорсинг (от англ. outsourcing: внешний источник) - передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта.
Для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно, выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации, или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию. Фирма, берущая на себя «чужие» функции называется аутсорсинговой, или аутсорсером.
Пионерами аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия, позволившие сотням предприятий защитить свой бизнес качественно и профессионально, чем штатные охранники. Постепенно бизнес становился более цивилизованным, и все большее значение приобретала реклама. Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, что создало благоприятную почву для образования специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Вслед за рекламными агентствами появились PR-агентства и исследовательские компании.
В 1998 году начался бум Рунета – русскоязычного сегмента Интернет, который привел к появлению не только тысяч сайтов, но и огромного рынка услуг по их созданию, поддержке и продвижению. Это была потрясающая по своим масштабам возможность, в результате которой возникли и успешно существуют до сих пор 3 хостинговые компании: РТКомм.ру, masterhost и Utransit (ранее Valuehost). По данным исследований Рунета на долю этих трех компаний приходится размещение около 60% российских сайтов.
Выделяют следующие виды аутсорсинга:
1. IT-аутсорсинг - оффшорное программирование; создание веб-ресурсов; разработка, установка, сопровождение ПО; обслуживание техники сторонними специализированными компаниями.
2. Производственный аутсорсинг - передача участков своего производства сторонним производителям. Схема аутсорсинга может закладываться изначально при организации производства. Примером такой организации служат рекламные агентства, использующие печатные мощности типографий или винные торговые дома, приобретающие виноматериалы и разливающие собственные марки.
3. Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) - предусматривает передачу организации-исполнителю отдельных бизнес-процессов, не являющихся для компании основными. Среди их числа - управление персоналом, бухгалтерский учет, реклама, маркетинг, логистика.
"Аутсорсинг персонала" – использование внешних источников (ресурсов). Основные термины, используемых в работе с внешним персоналом:
Staffleasing (стаффлизинг)– предоставление компании-заказчику во временное пользование штатного персонала компании (агентства) на относительно длительный срок – от 3 месяцев до нескольких лет;
Outsourcing (аутсорсинг) - выполнение компанией (агентством) определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов, обычно не являющихся частью основной деятельности компании-заказчика, но, тем не менее, необходимых для полноценного функционирования бизнеса;
Outstaffing (аутстаффинг) - в этом случае персонал выводится за штат компании и оформляется в штат агентства, при этом сотрудники остаются работать на прежнем месте и выполняют прежние функции, а агентство юридически становится работодателем: оформляет трудовые договоры, выплачивает работникам заработную плату и производит необходимые социальные отчисления, предоставляет все необходимые справки и т.п.
В широком смысле "аутсорсинг персонала" на практике означает аренду функций организации. То есть, использование для выполнения данных функций в организации чужих ресурсов. Достигается это выводом за пределы компании непрофильных задач, не связанных с основными бизнес - процессами (обслуживание и уборка помещений, мерчендайзинг, маркетинговые исследования, обслуживание компьютерных сетей, бухгалтерия, юриспруденция и т.д.). В этой ситуации компания - заказчик передает какую - либо из своих функций компании - исполнителю, т.е. осуществляется покупка услуги, а не труда конкретных людей.
В узком смысле этот термин применительно к персоналу "аутсорсинг персонала" означает передачу части функций организации сотруднику, формально не состоящему в штате организации и не связанного с ней никаким прямым договором, то есть аренду труда конкретных людей.
При внешней разнице узкого и широкого смысла терминологии они тесно связаны. Широкое понятие характеризует тенденцию, а узкое понятие конкретную операцию.
Потребность любой компании минимизировать свои риски и затраты является основным двигателем в поиске новых решений. В проекции на рынок труда с одной стороны есть острая потребность получения высококачественных труда нанимателем, с другой извечная проблема минимизации рисков – качества предоставляемого труда, своевременность выполнения задач и стоимость. Повышение стоимости труда в последние годы и качество труда, и производительность оставшееся на прежнем уровне требует новых решений от руководителей компаний и специалистов по управлению персоналом на рынке труда. Аутсорсинг может быть одним из этих решений.
В зависимости от объема бизнеса и на разных этапах его развития становиться экономически обосновано передать часть непрофильных, но обязательных функций в работе компании сторонней компании, или привлечь на определенный период временный персонал. Так же бизнес часто бывает сезонным и становится все более проектным, спрос на временный персонал неуклонно растет. При общей тенденции – нехватке высокопрофессионального персонала – сезонность становится бичом организации. И компании стараются найти разные выходы из данной ситуации. Наиболее часто используются следующие варианты:
- содержать персонал численностью 100% от потребности для сезонных работ (а это дополнительные затраты на содержание);
- сформировать «кадрированную дивизию» и разворачивать ее до полной штатной укомплектованности на сезон за счет временных низко квалифицированных сотрудников. Вопрос в этом случае уходит в область качества.
Как форма решения описанных выше проблем выступает аутсорсинг персонала, как вывод непрофильной функции внешним контрагентам и привлечение временного высококвалифицированного персонала.
Выгоды от использования аутсорсинга, которые получает компания следующие: во-первых, высвобождение времени руководителя, во-вторых, экономия средств на приобретении и оборудовании рабочего места специалиста, в-третьих, отсутствие расходов на повышение квалификации сотрудника.
У аутсорсинга персонала есть и обратная сторона. Аутсорсер очень хорошо чувствует момент, когда клиент уже не может обойтись без его услуг, и – немедленно поднимает цену. Компаниям сложно отказаться от предоставления аутсорсинговых услуг, даже если это становится экономически невыгодно. Другой серьезной проблемой является отсутствие вовлеченности у внешних сотрудников. Даже при достаточно долгосрочных договорах (один год - практически максимальный срок аутсорсинговых контрактов) каждый человек из заштатного корпуса подсознательно не воспринимает фирму фактического работодателя как свое рабочее место. И это некоторым образом нарушает корпоративный дух. С этой проблемой напрямую связана еще одна – невнимательность внешних сотрудников к реноме своего временного работодателя.
Есть два мнения на использования услуг аутсорсинговой компании. Если есть необходимость пользоваться услугами таких компании, то тогда нужно тщательно выбирать партнера, устанавливать разумный срок договора, внимательно прописывать детали контракта и требования к поставляемому персоналу. Если же сильной необходимости нет или наемник обходится слишком дорого, от аутсорсинговой схемы лучше отказаться.
Для тех, кто решил пользоваться аутсорсингом можно рекомендовать:
- при выборе обращать внимание не столько на стоимость услуги, сколько на качество и опыт предоставляющей ее компании;
- при определении цены рекомендуется обращать внимание на то, что реально существуют три стоимости услуги:
- сколько реально мы тратим на данный бизнес-процесс, когда он находится непосредственно в нашей компании;
- консультанты определяют максимальные требования к данной услуге, т. е. создают ее идеальную модель и затем обсчитывают;
- проводится своего рода оптимизация с практической точки зрения (принцип Разумной Достаточности).
Соответственно, во всех трех случаях используются разные принципы при определении стоимости и получаются разные результаты. В первом необходимо очень тщательно и объективно оценить все затраты – прямые и косвенные, а не только фонд заработной платы персонала, как чаще всего и происходит. Во втором – цена получается высокой, но в этом случае все проблемы решаются максимально эффективно (модель носит рекомендательно-гипотетический характер). И лишь третий способ, как некий компромисс двух первых подходов, дает объективную стоимость и адекватный результат.
Большое значение в процессе передачи на аутсорсинг должно уделяться проработке и заключению контракта, как специального вида договора, который бы регламентировал аутсорсинговые услуги. При составлении аутсорсингового договора необходимо предусмотреть квалификационные требования к персоналу, сроки предоставления и замены персонала, взаимные штрафные санкции на случай досрочного расторжения, ответственность исполнителя за работу предоставленного им персонала. Помимо процедуры вхождения в проект, постоянной работы, подробно описываются и процедуры выхода. Последнее наиболее актуально для аутсорсинга персонала. Нужно также учитывать, что договор аутсорсинга кадров – это не договор на выполнение какого-то объема работы. Это всего лишь договор на предоставление определенного количества людей требуемой квалификации.
Пользоваться аутсорсингом персонала, или создавать свои структуры с постоянным персоналом – это вопрос кадровой стратегии компании. Важно, что бы услуги присутствовали на рынке, давая возможность заказчику самому для себя определить необходимость в аутсорсинге. Отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-провайдеров может тормозить развитие рынка не меньше, чем недоверие к данному продукту со стороны заказчиков.
Библиографический список
1. Аутсорсинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.homearchive.ru/business/b0168.html
2. Аутсорсинг персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technofresh.ru/techno-business/business-method/Outsourcing.html
2. Аутсорсинг персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrm.ru/autsorsing-personala
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
Губарева Юлия Владимировна
Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
Факультет агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования, 5 курс
г. Омск, ул. Физкультурная 8а, общ. № 1, кв. 219
pozhman@mail.ru
Панина Ирина Геннадьевна
Омский Государственный Аграрный Университет им. П.А. Столыпина
Факультет агрохимии, почвоведения, экологии, природообустройства и водопользования, 5 курс
г. Омск, ул. Комарова 27/4 кв. 33
Аутсорсинг – как инструмент в работе с персоналом
Секция экономические науки.