На текущий момент времени в банковской среде имеется тенденция к увеличению дистанционного обслуживания клиентов. Предлагаются различные удаленные каналы обслуживания, которые представляют собой безналичные расчеты, экономящие время клиентов банка. В связи с этим увеличиваются риски неправомерного использования денежных средств клиентов банка третьими лицами, несмотря на защиту, осуществляемую банком.
Целью данной работы является рассмотрение влияния операционных рисков на внедрение/расширение сферы услуг банка с использованием удаленных каналов обслуживания клиентов.
Операционный риск – это риск прямых или косвенных убытков от неправомерных и ошибочных внутренних процессов банка или внешних событий (согласно Базельскому комитету)[2].
К событиям внутри компании относят:
- недейственность/неэффективность процессов подразделений банка;
- сбои, простои IT-систем;
- непреднамеренные ошибки или осознанные нарушения со стороны персонала.
К внешним событиям компании относят:
- природные катастрофы;
- изменения требований регулирующих органов;
- действия третьих лиц.
Для определения размера операционного риска используются три принципиально разных подхода Базельского комитета:
BIA (Basic Indicator Approach) – подход на основе базового индикатора: расчет операционного риска строится на зависимости от доходов организации – берется средний валовый доход за 3 года и с 10-кратным увеличением включается в капитал.
SA (Standardized Approach) – стандартизированный подход: зависит от величины доходов в разрезе направлений деятельности (табл.1).
Таблица 1.
Коэффициенты, установленные Базельским комитетомдля стандартных бизнес-линий [2]
Направление деятельности |
Коэффициент |
Корпоративные финансы Торговые операции Услуги по осуществлению платежей и расчетов Коммерческое банковское обслуживание Агентские услуги Розничное банковское обслуживание Управление активами Розничные брокерские операции |
18 % 18 % 18 % 15 % 15 % 12 % 12 % 12 % |
AMA (Advanced Measurement Approaches) – продвинутый подход к оценке операционных рисков: операционный риск рассчитывается на основе данных о понесенных и потенциальных потерях; учитывает работу организации в сфере управления операционным риском. AMA дает более точные оценки, отражающие величину ожидаемых и непредвиденных потерь для данной конкретной организации [1].
Выбор подхода остается за банком. По мере информационного и технологического развития банки могут продвигаться от простого подхода BIA к более сложному AMA, а также разрабатывать свой подход.
Управление операционным риском важно проводить всеми подразделениями банка, так как операционный риск не является специфичным и реализуется во всех процессах банка, а потери от реализации операционного риска могут очень значительными и даже катастрофическими.
Таблица 2.
Этапы управления операционным риском:
Этап |
Содержание этапа |
Идентификация риска - |
1.Системный учет причин через регистрацию инцидентов в базе данных, самооценку и сценарный анализ. |
Оценка риска - |
2.Оценка рисков через самооценку, сценарный анализ и моделирование величины ОР. 3.Четкое понимание зон концентрации риска и приоритетов в целях минимизации. |
Контроль/уменьшение рисков - |
4.Применение превентивных мер, страхование, КПЭ, стимулирующих минимизацию ОР. |
Использование данных об операционных рисках в принятии решений - |
5.Использование в принятии бизнес-решений и формировании культуры риска. |
Данные этапы (табл.2) выявления операционных рисков и управление ими предполагают полный анализ всех условий функционирования банка на предмет наличия или перспективы возникновения операционных рисков, их оценку различными методами (подходами), а также их мониторинг, контроль и минимизацию операционных рисков.
Управление различными операционными рисками связано с факторами влияния на данные риски, а также со способами получения оценки, статистических данных, способствующих более точному отслеживанию причин и последствий действий, повлекших за собой возникновение операционных рисков.
Последствиями операционных рисков, связанных с неправомерной выдачей карт и совершения мошеннических действий с ними, являются (табл.3): рост уровня неудовлетворенности клиентов, отказ от сотрудничества, снижение доли на рынке, снижение доходов банка.
Таблица 3.
Проявление операционного риска при удаленных каналах обслуживания клиентов
ОАО «Сбербанк России»
Наименование риска |
Фактор влияния |
Способ раскрытия информации |
Риск неправомерной выдачи карточных продуктов. |
Недобросовестные действия сотрудников банка, искусственное выполнение плановых показателей. Несовершенство программного обеспечения. Человеческий фактор, ошибки. Мошеннические действия третьих лиц, хищение денежных средств без ведома клиентов с использованием современных технологий. |
Выдача карт, клиентам не подходящим по условия (возраст, две и более карты). Анализ базы «Мобильный банк» на предмет: несуществующих телефонных номеров. |
Риск неправомерного совершения операций по счетам карточных продуктов клиентов. |
Безналичные (регулярные) переводы на счета сотрудников банка, их родственников. Анализ базы обращений клиентов(жалобы). Анализ судебных разбирательств. Анализ дебиторской задолженности. |
В настоящее время наиболее широко используемым удаленным каналом обслуживания клиентов банка является «Мобильный банк» («МБ») - услуга предоставляемая ОАО «Сбербанк России», позволяющая получить информацию обо всех операциях по картам, а также совершать платежи, переводы и другие операции с помощью мобильного телефона в любое время и в любом месте.
Услуга «МБ» пользуется популярностью у клиентов, однако она также сопровождается операционными рисками.
Основными причинами обращения клиентов по несанкционированным списанием средств с банковской карты при помощи услуги «МБ» являются:
Неправомерное подключение услуги «МБ» к карте клиента.
Несвоевременное отключение услуги при утрате телефона либо изменении номера.
Мошеннические действия (предположительно через личный кабинет операторов мобильной связи и интернет-магазинов, вредоносные вирусы).
По данным Владимирского отделения ОАО «Сбербанк России» за период с 01.01.2014 по 31.08.2014 год количество обращений клиентов по услуге «МБ» в Волго-Вятском банке составляет 746, пик обращений пришёлся на март – 239. Проведен анализ 189 обращений – 100% из них связаны с несанкционированным списанием средств с карт через «МБ», сумма ущерба составила 2725 тыс. руб.
В 3 квартале 2014 года количество мошеннических действий с банковскими картами посредством услуги «МБ» увеличилось в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост прецедентов связанных с услугой «МБ» происходит, в первую очередь, из-за увеличения количества пользователей.
Рисунок 1.
Динамика обращений по услуге «Мобильный банк» за 3 года на территории Владимирской области
Проанализировав динамику обращений клиентов банка (рис.1), можно сделать вывод о росте недовольства и недоверия к банковской системе, что повышает его финансовый и репутационный ущерб, следовательно необходима программа мер, которая будет включать в себя следующие мероприятия:
Увеличение внимания вопросам информационной безопасности, разработке системы зашиты информации, корпоративной антивирусной системы, обучения IT-персонала, способного отслеживать потоки информации и их сохранность.
Повышение IT-грамотности сотрудников и клиентов банка. Внедрение информационных технологий должно сопровождаться тренингами и курсами повышения квалификации сотрудников банка, которые в свою очередь должны оповещать клиентов о возможностях и опасностях используемых систем.
Усовершенствование методов определения операционного риска, выявление индивидуальных подходов.
Список используемой литературы:
Регламент сбора данных об инцидентах операционного риска ОАО «Сбербанк России» от 27.04.2012.
Профессиональный портал для риск-менеджеров «Рисковик. сom» [Электронный ресурс] // Операционные риски [Офиц. сайт]. URL: http://www.riskovik.com/riski/operacionnye/ (дата обращения: 02.11.2014).
Положение ЦБ РФ от 03.11.2009г. №346_П «О порядке расчета размера операционного риска» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Офиц.сайт].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132913// (дата обращения: 02.11.2014).