Исторически зарубежные банки сыграли значительную роль в формировании и развитии российского банковского рынка, распространяя западные стандарты качества обслуживания клиентов, а также новые продукты и услуги.
Зарубежный опыт банковской работы и, прежде всего, европейский опыт, лег в основу российской практики банковского дела. Относительно молодой российский финансовый рынок сформировался именно на базе западных знаний и навыков. При этом российские банки стремительно развиваются: они не только используют технологии работы, зародившиеся в Европе, но и с учетом специфики российского рынка вырабатывают собственные.
Ст. 18 Закона № 395-1 "О банках и банковской деятельности" гласит, что квота на участие иностранного капитала в российской банковской системе устанавливается Правительством РФ и Банком России. До 2002 года размер квоты составлял 12%. По информации Организации экономического содружества и развития (ОЭСР), затем старая квота была отменена, а новую Правительство РФ и Банк России долгое время не устанавливали.
Данная статья (18) была представлена в новой редакции 17 июня 2014. После рассмотрения законопроекта № 501490-6. Квота на участие иностранного капитала в российской банковской системе (отношение суммарного иностранного капитала к суммарному отечественному капиталу банков, зарегистрированных в России) составит 50%. Если предел будет достигнут, Банк России перестанет выдавать лицензии новым банкам с иностранным капиталом и запретит уже зарегистрированным банкам увеличивать долю таких инвестиций.
При этом действие квоты не распространяется:
На иностранные юридические лица, находящиеся под контролем российских;
На российские дочерние банки иностранных кредитных организаций;
На инвестиции, осуществленные до 2007 г.;
На инвестиции в капиталы банков, которые более чем на 50% принадлежат российским государственным органам, Банку России и государственным корпорациям, и которые были приватизированы после 22 августа 2012 г.
В пояснительной записке к законопроекту № 501490-6 говорится, что сейчас Россия ведет переговоры о вступлении в ОЭСР, в связи с чем требуется обеспечить прозрачность отечественного банковского законодательства и соответствие законов правоприменительной практике.
Однако, по состоянию на 1 апреля 2013 года — имеют лицензию на осуществление банковских операций 246 кредитных организаций с участием нерезидентов.
203 кредитные организации с участием нерезидентов (82,5% их общего количества) действуют в форме акционерного общества, в том числе 68 кредитных организаций (27,6%) — в форме закрытого акционерного общества, 43 кредитные организации, (17,5%) — в форме общества с ограниченной ответственностью.
134 кредитные организации с участием нерезидентов (54,5% от их общего количества) осуществляют банковскую деятельность на основании генеральной лицензии, 111 кредитных организаций (45,1%) имеют лицензию на осуществление банковских операций в рублях и иностранной валюте, 1 кредитная организация (0,4%) — лицензию на осуществление банковских операций только в рублях, 217 кредитных организаций (88,2%) — лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, 94 кредитные организации (38,2%) — лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
27 банков со 100-процентным участием нерезидентов имеют на территории Российской Федерации 130 филиалов. Совокупный зарегистрированный уставный капитал всех действующих кредитных организаций на 1 апреля 2013 года составил 1 398 836 млн. рублей, увеличившись за I квартал 2013 года на 57 411 млн. рублей, или на 4,3%.
По данным Банка России, в апреле 2013 году доля иностранного капитала в российской банковской системе составила 26,5%. Хоть за последние три года этот показатель и снизился, 2011 (28,1) 2012 (27,7) 2013 (27,4), наблюдались так же и резкие скачки. Особенно это было заметно в кризисные годы 2007 (15,9) 2008 (25,1) 2009(28,5). Таким образом, вполне вероятен очередной скачок данного показателя. Это так же могло повлиять на принятие законопроекта № 501490-6, в связи с возможностью оккупации иностранными банками банковского сектора РФ и, вследствие, увеличения инфляционных рисков и экономической нестабильности в целом. Зависимость развивающейся российской экономики от международных рынков - это серьезная опасность. При вступлении в ВТО в первую очередь следует учитывать интересы отечественной экономики, подписывать документы надо с рядом ограничений, как это сделали более 100 стран - членов этой организации. Открытие филиалов иностранных банков создаст неравные условия конкуренции для российских кредитных организаций. Ведь по уровню капитализации и технологиям они значительно отстают от западных банков. Поэтому иностранные банки смогут предложить клиенту более низкие ставки по кредитам. Из-за высокой, по сравнению с зарубежной практикой, доходности банковского бизнеса в страну могут прийти большие объемы спекулятивного капитала, который может дезорганизовать местные финансовые рынки и повысить риски банковской деятельности. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна ЦБ РФ, филиалы не формируют обязательные резервы, у них больше возможностей для оптимизации налогообложения, так как они не предоставляют в полном объеме отчетность налоговым и надзорным органам страны их пребывания.
Ключевые конкурентные преимущества иностранных банков:
более дешевые финансовые ресурсы, привлекаемые с международных рынков, а также длительные сроки привлечения средств позволяют им предоставлять финансирование на более выгодных условиях;
больший размер капитала, а также возможности для его оперативного увеличения создают базу для участия в более масштабных проектах и привлечения на обслуживание более крупных клиентов;
иностранные банки применяют свой международный опыт и глобальный подход в оценке рисков и способны избегать конфликтов интересов, присущих российским кредитным организациям.
С другой стороны, приток иностранного капитала можно рассматривать в качестве важного фактора развития банковского сектора страны, в связи с тем, что иностранный капитал обеспечивает доступ на российский рынок банковских услуг современные технологии, новые финансовые продукты, способствует повышению культуры корпоративного управления в кредитных организациях, развитию конкуренции между кредитными организациями и совершенствованию современного банковского дела.
Считается, что открытие национального рынка для иностранных банков позволит: повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков; повысить конкуренцию в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг; повысить открытость и инвестиционную привлекательность России; создать условия для сокращения оттока капитала за рубеж; использовать передовые банковские технологии; осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков. присутствие иностранных дочерних банков в России - позитивный фактор, создающий необходимую российским банкам конкуренцию на рынке. Центральный банк РФ создал равные условия работы для российских банков и для иностранных. Российские банки, перенимая опыт работы иностранных банков, постепенно должны стать транснациональными, сначала завоевав доверие своих основных клиентов, т.е. российских предприятий, а затем, с их ростом, выходить за пределы России.
Конечно, наш рынок достаточно специфичен и имеет свои особенности, и далеко не весь зарубежный опыт и зарубежные банковские продукты подходят для нашего рынка, но, тем не менее, в любой практике и любом опыте всегда есть полезное зерно, которое можно позаимствовать и распространить на наш рынок.
Список источников:
1. Статистика ЦБ РФ [Электронный ресурс]: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/pub_130401.htm
2. Цитаты с сайта Ассоциация Российских Банкиров [Электронный ресурс]: http://arb.ru/b2b/duty/kakuyu_rol_okazyvayut_inostrannye_banki_na_rossiyskiy_rynok-2150308/
3. Википедия [Электронный ресурс]: Переговоры_о_вступлении_России_во_Всемирную_торговую_организацию
4. Википедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Международные_банки
5. Энциклопедия «Академик» [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/459/МЕЖДУНАРОДНЫЕ
6. Ведомости [Электронный ресурс]: http://www.vedomosti.ru/finance/news/37549491/inostrannye-banki-rezko-sokratili-deyatelnost-v-rossii
7. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/420208956
8. Паспорт законопроекта [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=117897
9. Кодексы и законы РФ [Электронный ресурс]: http://www.zakonrf.info/zakon-o-bankah/18/
10. РБК [Электронный ресурс]: http://top.rbc.ru/economics/18/08/2014/943310.shtml
11. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под. ред. И. Н. Иванова
12. Организация деятельности центрального банка: Учебное пособие / Бакулина, Т.С. – Ульяновск : УлГТУ, 2010
13. Экономический анализ менеджмента качества коммерческого банка: Учебное пособие / Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2011.