Каждый тренер в своей работе сталкивается с проблемой формирования команды.
С чего же начать? Существуют ли какие либо практические методики позволяющие достигнуть успеха в этом вопросе?
Предоставим слово специалистам – сотрудникам Центра по подготовке тренеров Л. В. Костиковой, С. М. Константиновой, П. Л. Пономареву.
Понятие «команда» давно перешагнуло рамки спорта. На сегодняшний день подобный метод организации людей активно используется в бизнесе, политике и других сферах человеческой деятельности. Фактически это одна из самых эффективных форм управления. Для того чтобы управлять командой, необходимо знать закономерности ее становления, особенности процессов, происходящих в ней.
Когда мы говорим о спортивной команде, то обычно подразумеваем группу спортсменов, работающих совместно для достижения своих индивидуальных, а также коллективных целей. Однако надо иметь ввиду, что, прежде чем группа действительно становится командой, она проходит несколько этапов становления. Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере формирования команд в ДЮСШ.
Первый этап – это создание из детей, отобранных для занятия баскетболом, группы. Обычно это дети младшего школьного возраста (7-10 лет). Мы видим здесь все признаки рабочей группы: у детей есть общие цели, они открыто общаются между собой, взаимодействуют, чтобы выполнить работу, понимают, чем их группа отличается от других. По мере продолжения занятий группа постепенно становится потенциальной командой: окончательно определяется количественный состав игроков, конкретные цели и пути их достижения.
Начинается новый этап – формирование реальной команды. Возрастной период этого этапа – средний школьный возраст (11-14 лет). Интересно, что особенности развития психики ребенка этого возраста совпадают с задачами, которые ставятся для формирования реальной команды. Одним из ведущих мотивов деятельности подростка является поиск своего места среди сверстников, в этот период он максимально подвержен влиянию группы. Именно на этом этапе формируются структуры формального и неформального лидерства, распределяются роли и функции игроков. Если тренер в этот момент не занимается специальным командообразованием, то он рискует к концу периода получить псевдокоманду, где у людей есть общие идеи, но не созданы условия для эффективного командного взаимодействия. Признаками реальной команды являются: общие цели, постепенно развивающаяся способность к сотрудничеству, не просто взаимодействие, а взаимопомощь и поддержка друг друга, не просто открытое общение, а доверие друг к другу, понимание вклада каждого в общее дело. Работа по командообразованию заключается в применении ряда специальных методик, позволяющих тренеру на основе сведений о психологических особенностях игроков сформировать оптимальный стиль управления конкретным коллективом, держать под контролем процессы, протекающие внутри него.
Следующий этап – преобразование команды в команду высшего качества. Отметим, что его достигают не все коллективы. Возрастной период этого этапа – старший школьный возраст (15-17 лет). Характерными признаками сформированной команды высшего качества являются: высокий уровень навыков командной работы, четкое распределение ролей, взаимозаменяемость, высокий уровень заряженности на успех, на результат, наличие собственных традиций, правил. На данном этапе в работе целесообразно использовать различные виды психологических тренингов, специальные методики по целеполаганию и т.д.
А теперь встает вопрос: « А где же взять этих детей? Как более качественно провести набор в группу?» существует много способов, это и походы в школы, и развешивание объявлений, и работа непосредственно в школе. И все это так или иначе помогают справиться с этой проблемой. Одним из способов набора детей в группу предлагается проведение мастер-классов непосредственно в школе. И самое интересное, чем меньше спортивный зал в школе, тем интереснее проходит само мероприятие, что позволяет заинтересовать детей предложенным видом спорта. Простые и доступные, предложенные детям упражнения во время проведения мероприятия, знакомят детей с одним из замечательных и интересных видов спорта – баскетболом.
Далее предлагается план-конспект одного из мастер-классов для учащихся 2-3 классов Гимназии Павлово-Посадского муниципального района.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
«ЗНАКОМТЕСЬ – «БАСКЕТБОЛ»
для учащихся 2-3 классов
место проведения: спортивный зал Гимназии
кто проводит: тренер-преподаватель ДЮСШ Егоркин А.В.
17 сентября 2013г.
Общие сведения о мастер-классе:
Тема: «Знакомтесь – Баскетбол»
Цель: Познакомить учащихся 2-3 классов с олимпийским видом спорта - баскетбол.
Задачи: Провести качественный набор в спортивную группу для занятий баскетболом.
Аудитория мастер-класса:учащиеся 2-3 классов Гимназии.
Время проведения: 1 академический час.
Количество участников: 60-70 учеников.
Место проведения: спортивный зал Гимназии.
Инвентарь для проведения мастер-класса: баскетбольные мячи, стойки
фотоматериалы.
Практическая значимость: качественный набор в спортивную группу.
Ожидаемые результаты: создание секции баскетбола на базе Гимназии.
План проведения мастер-класса
№ пп |
этапы мастер-класса |
Время /мин./ |
примечание |
1 |
Организационный момент: |
3 |
Рассаживание участников мастер-класса. Подготовка спортивного зала для проведения занятия. Проверка готовности. |
2 |
Представление педагога: |
2 |
Директор Гимназии Стебелева Л.А. |
3 |
Экспресс- презентация программы: |
5 |
Рассказ об истории возникновения баскетбола, кто его придумал, когда и где. История развития баскетбола, достижения нашей страны на играх Олимпиад, Чемпионатах мира и Европы. Наши знаменитые баскетболисты. Развитие и достижения баскетбола в Павлово-Посадском районе. |
4 |
Практическое занятие: |
25 |
Ознакомление с основными элементами баскетбола. 13 оригинальных правила игры в баскетбол Джеймса Нейсмита.
1.1 Рассказ и показ, что такое передача. 1.2 Практическое выполнение обучающих упражнений на выполнение передач. 1.3 Выполнение упражнений на передачу в командах с определением победителей. 2.1 Рассказ и показ, что такое ведение мяча, основные правила. 2.2 Практическое выполнение обучающих упражнений на ведение мяча. 2.3 Выполнение упражнений с ведением мяча в командах с определением победителей. 3.1 Рассказ и показ, что такое бросок по кольцу. 3.2 Практическое выполнение упражнений с броском по кольцу. Проведение эстафет между командами классов с применением всех элементов баскетбола. |
5 |
Подведение итогов: |
5 |
Совместное обсуждение результатов мастер-класса. На примере простых и доступных упражнений показано, что такое баскетбол и как в него играть. |
6 |
Организационный момент: |
5 |
Проведение записи учащихся в спортивную секцию по баскетболу. |