ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: "КОМАНДОЙ К УСПЕХУ". - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: "КОМАНДОЙ К УСПЕХУ".

Егоркин А.В. 1, Егоркин А.В. 2
1Владимирский государственный университет
2ДЮСШ Павлово-Посадского района
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый тренер в своей работе сталкивается с проблемой формирования команды.

С чего же начать? Существуют ли какие либо практические методики позволяющие достигнуть успеха в этом вопросе?

Предоставим слово специалистам – сотрудникам Центра по подготовке тренеров Л. В. Костиковой, С. М. Константиновой, П. Л. Пономареву.

Понятие «команда» давно перешагнуло рамки спорта. На сегодняшний день подобный метод организации людей активно используется в бизнесе, политике и других сферах человеческой деятельности. Фактически это одна из самых эффективных форм управления. Для того чтобы управлять командой, необходимо знать закономерности ее становления, особенности процессов, происходящих в ней.

Когда мы говорим о спортивной команде, то обычно подразумеваем группу спортсменов, работающих совместно для достижения своих индивидуальных, а также коллективных целей. Однако надо иметь ввиду, что, прежде чем группа действительно становится командой, она проходит несколько этапов становления. Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере формирования команд в ДЮСШ.

Первый этап – это создание из детей, отобранных для занятия баскетболом, группы. Обычно это дети младшего школьного возраста (7-10 лет). Мы видим здесь все признаки рабочей группы: у детей есть общие цели, они открыто общаются между собой, взаимодействуют, чтобы выполнить работу, понимают, чем их группа отличается от других. По мере продолжения занятий группа постепенно становится потенциальной командой: окончательно определяется количественный состав игроков, конкретные цели и пути их достижения.

Начинается новый этап – формирование реальной команды. Возрастной период этого этапа – средний школьный возраст (11-14 лет). Интересно, что особенности развития психики ребенка этого возраста совпадают с задачами, которые ставятся для формирования реальной команды. Одним из ведущих мотивов деятельности подростка является поиск своего места среди сверстников, в этот период он максимально подвержен влиянию группы. Именно на этом этапе формируются структуры формального и неформального лидерства, распределяются роли и функции игроков. Если тренер в этот момент не занимается специальным командообразованием, то он рискует к концу периода получить псевдокоманду, где у людей есть общие идеи, но не созданы условия для эффективного командного взаимодействия. Признаками реальной команды являются: общие цели, постепенно развивающаяся способность к сотрудничеству, не просто взаимодействие, а взаимопомощь и поддержка друг друга, не просто открытое общение, а доверие друг к другу, понимание вклада каждого в общее дело. Работа по командообразованию заключается в применении ряда специальных методик, позволяющих тренеру на основе сведений о психологических особенностях игроков сформировать оптимальный стиль управления конкретным коллективом, держать под контролем процессы, протекающие внутри него.

Следующий этап – преобразование команды в команду высшего качества. Отметим, что его достигают не все коллективы. Возрастной период этого этапа – старший школьный возраст (15-17 лет). Характерными признаками сформированной команды высшего качества являются: высокий уровень навыков командной работы, четкое распределение ролей, взаимозаменяемость, высокий уровень заряженности на успех, на результат, наличие собственных традиций, правил. На данном этапе в работе целесообразно использовать различные виды психологических тренингов, специальные методики по целеполаганию и т.д.

А теперь встает вопрос: « А где же взять этих детей? Как более качественно провести набор в группу?» существует много способов, это и походы в школы, и развешивание объявлений, и работа непосредственно в школе. И все это так или иначе помогают справиться с этой проблемой. Одним из способов набора детей в группу предлагается проведение мастер-классов непосредственно в школе. И самое интересное, чем меньше спортивный зал в школе, тем интереснее проходит само мероприятие, что позволяет заинтересовать детей предложенным видом спорта. Простые и доступные, предложенные детям упражнения во время проведения мероприятия, знакомят детей с одним из замечательных и интересных видов спорта – баскетболом.

Далее предлагается план-конспект одного из мастер-классов для учащихся 2-3 классов Гимназии Павлово-Посадского муниципального района.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА

«ЗНАКОМТЕСЬ – «БАСКЕТБОЛ»

для учащихся 2-3 классов

место проведения: спортивный зал Гимназии

кто проводит: тренер-преподаватель ДЮСШ Егоркин А.В.

17 сентября 2013г.

Общие сведения о мастер-классе:

Тема: «Знакомтесь – Баскетбол»

Цель: Познакомить учащихся 2-3 классов с олимпийским видом спорта - баскетбол.

Задачи: Провести качественный набор в спортивную группу для занятий баскетболом.

Аудитория мастер-класса:учащиеся 2-3 классов Гимназии.

Время проведения: 1 академический час.

Количество участников: 60-70 учеников.

Место проведения: спортивный зал Гимназии.

Инвентарь для проведения мастер-класса: баскетбольные мячи, стойки

фотоматериалы.

Практическая значимость: качественный набор в спортивную группу.

Ожидаемые результаты: создание секции баскетбола на базе Гимназии.

План проведения мастер-класса

пп

этапы мастер-класса

Время

/мин./

примечание

1

Организационный момент:

3

Рассаживание участников мастер-класса. Подготовка спортивного зала для проведения занятия. Проверка готовности.

2

Представление педагога:

2

Директор Гимназии Стебелева Л.А.

3

Экспресс- презентация программы:

5

Рассказ об истории возникновения баскетбола, кто его придумал, когда и где.

История развития баскетбола, достижения нашей страны на играх Олимпиад, Чемпионатах мира и Европы. Наши знаменитые баскетболисты.

Развитие и достижения баскетбола в Павлово-Посадском районе.

4

Практическое занятие:

25

Ознакомление с основными элементами баскетбола. 13 оригинальных правила игры в баскетбол Джеймса Нейсмита.

  1. Передача.

  2. Ведение мяча.

  3. Бросок по кольцу.

1.1 Рассказ и показ, что такое передача.

1.2 Практическое выполнение обучающих упражнений на выполнение передач.

1.3 Выполнение упражнений на передачу в командах с определением победителей.

2.1 Рассказ и показ, что такое ведение мяча, основные правила.

2.2 Практическое выполнение обучающих упражнений на ведение мяча.

2.3 Выполнение упражнений с ведением мяча в командах с определением победителей.

3.1 Рассказ и показ, что такое бросок по кольцу.

3.2 Практическое выполнение упражнений с броском по кольцу.

Проведение эстафет между командами классов с применением всех элементов баскетбола.

5

Подведение итогов:

5

Совместное обсуждение результатов мастер-класса. На примере простых и доступных упражнений показано, что такое баскетбол и как в него играть.

6

Организационный момент:

5

Проведение записи учащихся в спортивную секцию по баскетболу.

Просмотров работы: 1097