Очень важно сохранить в себе детское восприятие мира, и какими бы взрослыми, какими бы богатыми мы ни стали, мы должны жить честно, в гармонии со своим внутренним и неизменно искренним ребёнком.
Такеши Китано
Железников Владимир Карпович – родился 26 октября 1925 года в городе Витебск. Известен читателям как детский писатель, кинодраматург. В 1995 году получил звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Многие произведения Владимира Карповича получили вторую жизнь в кино. К таким шедеврам детской литературы относятся «Чудак из шестого «Б» (1962) и «Чучело» (1975). В качестве автора и соавтора принимал участие в создании таких фильмов, как «Безумная Лори» (1991), «Маленькая принцесса» (1997), «Игры мотыльков» (2003).
Владимир Карпович родился и вырос в семье пограничника. Его отец был кадровым военным, поэтому семья много путешествовала и меняла место жительства. В числе городов, которые посетил писатель, были города России, Прибалтики и Беларуссии.
К литературе Владимира Карповича стало тянуть очень рано – уже в девять лет он вел какие-то дневники, но профессионально стать писателем он не торопился. В годы войны он учился в спецшколе Военно-воздушных сил и в артиллерийском училище. После войны переезжает в Москву и заканчивает юридический институт. Но мысли о профессии писателя Железникова не покидали. И вот однажды со своей повестью начинающий автор приходит в «Новый мир». Там его произведение подвергается жесткой критике, после которой Владимир Карпович перестает писать на некоторое время.
Но Железников не отчаивается и после юридического поступает в Литературный институт имени М. Горького. Параллельно с освоением новой профессии он работает в журнале «Мурзилка», где и состоялась первая публикация автора. Сам Владимир Карпович говорит, что работа в детском журнале – случайность. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем. Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям.
Его первая книга выходит в то самое время, когда Железников оканчивает Литературный институт – в 1957 году и носит название «Разноцветная история» (сборник рассказов). Спустя 4 года – в 1961 году – увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро».
В своем творчестве Владимир Карпович придерживается призыва – жить по совести, заступаться за слабых и обиженных. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя читателей принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые. В своих произведениях автор рассказывает о мальчишках и девчонках, об их судьбах и сложных жизненных ситуациях [1].
Одним из таких рассказов является рассказ «Мальчик с красками», который изучается на уроках литературного чтения в 4 классе по программе Бунеева («В океане света»).
Поработаем над названием произведения «Мальчик с красками». Обратимся для толкования слов к словарю Ожегова. Слово «мальчик» означает – ребенок мужского пола [2. – 340 c]. Слово «краски» - множественное число слова «краска» и имеет несколько толкований: 1. см. красить. 2. Состав, придающий тот или иной цвет предметам, к-рые им покрываются или пропитываются. 3. мн. Тон, колорит, цвет (на картине, в природе, а также вообще в изображении чего-н.). 4. ед. То же, что румянец [2. – 303 c]. Можно предположить, что в данном произведение слово «краски» будет использовано в четвертом значении - состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются.
Чтобы узнать, какие ассоциации вызывает словосочетание «мальчик с красками», мы обратились к студентам четвертого курса специальности «логопедия».
Лексические ассоциации: мальчуган, который занимается рисованием, маляр, юный художник, первоклассник, детство, творчество.
Эмоциональные ассоциации: беззаботность, радость, детство.
Из одного названия без контекста читатель может предположить, о чем будет идти речь в рассказе. Может о мальчике, который любит рисовать, а может о мальчугане, который мечтает стать художником.
После анализа названия переходим к непосредственному анализу рассказа.
Первый абзац состоит всего из одного предложения, которое сразу рассказывает нам о том, где будут происходить события и кто является главным героем: «Мальчик сидел в самолёте и, не отрываясь, смотрел в окно». Становится оправдано слово «мальчик» из названия произведения, но слово «краски» еще не встречается. Главный герой произведения заявляется с первых строк. Можно сделать вывод, что мальчик с кем-то из родителей куда-то летит: домой или в путешествие. Еще пока не понятно настроение мальчика – задумчивое оно, грустное или, наоборот, радостное.
На данном этапе можно показать детям, какие бывают самолеты, рассмотреть разные виды и рассказать о том, какие бывают компании авиаперевозок пассажиров (рис.5).
«Светило солнце. Оно слепило глаза, но мальчик всё равно смотрел» - это предложение дает понять, что мальчик совершает перелет в ясную погоду.
Самого описания пейзажа за окном Владимир Карпович не дает, но перед читателем могут возникнуть чудесные образы: облака, пропитанные лучами солнца, яркое голубое небо, мелкие города внизу.
Далее Железников вводит еще одного персонажа – мать мальчика: « - Слушай, дорогой, - сказала мальчику мать». По тексту видно, как мать заботится о своем ребенке, нежное отношение к сыну раскрывается через обращение «дорогой».
Поработаем над лексическим значением слова «дорогой»: -ая, -ое; дорог, дорога, дорого; дороже. 1. Имеющий высокую цену, а также (о цене) высокий. 2. Стоящий больших усилии, жертв. 3. кр. ф. Такой, к-рьм дорожат. 4. полн. ф. Любезный, милый, любимый [2. – 176 c]. В данном рассказе это слово использовано в четвертом значении – любезный, милый, любимый.
Не смотря на то что мать обращается к сыну ласково, с любовью, она не забывает и давать наставления, как делают все родители, которые заботятся о здоровье и благополучии своих детей: «- Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, а тебе это вредно». Глаголы в повелительном наклонении «задерни», «пересядь» показывают власть матери, то, что она лучше знает, что для него хорошо, а что нет. Но это замечание-наставление мальчик воспринимает, так сказать, «в штыки» - он хочет показать свою независимость и самостоятельность: «Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, чтобы кто-нибудь услышал, что ему вредно сидеть на солнце.// - Мне здесь очень хорошо, - сказал мальчик. - Солнце совсем не мешает». Мальчик сопротивляется тому, что мать о нем заботится и он очень недоволен, что она громко сказала о его особенности – ему вредно сидеть на солнце. Он стесняется своего состояния. Ему вредно сидеть на солнце, а другим людям – нет. Почему вредно автор не объясняет, но читатель уже на этом этапе догадывается, что мальчик болен и проникается к нему сочувствием, начинает жалеть мальчика.
Уже становится понятно, почему мальчик смотрел в окно, хотя его слепило солнце – это внутренний протест, он чему-то сопротивляется. Мальчик как бы противопоставляет себя другим, здоровым людям и ставит себя отдельно от других и даже от матери.
Следует отметить, что в данном произведении нет конкретных имен персонажей. Есть «мальчик», «мать». Это означает, что речь идет об обыкновенной семье и описывается обычная ситуация. Любой может почувствовать себя героем этого произведения.
Далее по тексту видно, как мать смиряется с ответом мальчика, дает ему право самому решать, где сидеть, но сама же остается при своем мнении: «- Ну ладно, - ответила мать. - Сиди, а я пересяду. // Она пересела на противоположную сторону самолёта. А мальчик продолжал смотреть в окно». Мать пересаживается на противоположную сторону – автор хочет показать, что между сыном и матерью возникает недопонимание, некий скрытый конфликт, между ними есть дистанция. Мальчик противопоставляет себя взрослому – это наблюдается и через эмоциональное состояние мальчика, через его напряженные отношения с матерью, и через пространство – мать отсела от сына на противоположную сторону самолета.
Мальчик продолжал смотреть в окно – это дает нам некоторые характеристика мальчика – он показывается упрямым, упертым, имеющим свое мнение. Также нигде не сказано, какое эмоциональное состояние у мальчика, но читатель чувствует определенную внутреннюю напряженность, его невеселость.
Следуя по повествованию рассказа, читатель знакомится с новым не менее важным героем – летчиком, командиром самолета: «Из кабины вышел лётчик. Это был командир самолёта». На уроке можно рассказать о такой профессии как летчик, сказать, что это очень мужественная и почетная профессия и в то же время очень опасная. Люди гордятся своей профессией и формой, которую носят по долгу службы. Можно показать детям форму летчиков, продемонстрировать отличительные черты рядового летчика и командира самолета, чтобы расширить кругозор учащихся (рис. 6 -9).
«Он сел рядом с мальчиком» Мальчик оглянулся. Теперь рядом с ним сидел стоящий человек. Ему хотелось с ним поговорить». Летчик садится на место матери, т.е. место взрослого рядом с этим ребенком не остается пустым. Если с матерью мальчик говорить не хотел, то командира самолета он оценил как стоящего человека, с которым можно вести разговор. Мать таким человеком для мальчика не является.
Следует поработать над лексическим значением слова «стоящий».
Стоящий: -ая, -ее; -ящ (разг.). Имеющий ценность, заслуживающий внимания. Стоящее предложение [2. – 771 c].
Мальчик понял, что рядом с ним теперь уважаемый человек и сразу захотел поговорит с ним на какие-то важные, «взрослые» темы. Мальчик открыт для разговора, но и летчик не игнорирует мальчика.
Далее автор указывает на то, как меняется летчик, его внешний вид от того, что он увидел радость мальчика, его желание поговорить: «Лётчик это понял. Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил: // - Нравится? // - Очень, - ответил мальчик. // - Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?». У героев сразу завязывается диалог, что дает понять, что и мальчик и летчик благоприятно настроены на новое знакомство. Если в начале у летчика было хмурое и усталое лицо, то при виде ребенка оно стало светлым, добродушным. Это дает понять, что летчик добрый человек, но он поглощен какими-либо «взрослыми» проблемами (хмурое, усталое лицо) и мальчик отвлекает его от этих самых проблем (чуть-чуть посветлело).
Но что-то в последнем вопросе командира смутило мальчика, это видно в следующих строках: «Мальчик смутился. Он совсем не мечтал быть лётчиком, потому что у него были слабые лёгкие, и он знал, что в лётчики его не возьмут. Врать он не умел, а правду говорить ему не хотелось». Здесь уже отчетливо видно, что у мальчика конкретные проблемы со здоровьем – с легкими, которые его совсем не радовали и заставляли чувствовать себя неловко. Через слово «смутился» явно видно, что мальчик стесняется своего состояния и не хочет, чтобы о нем кто-нибудь знал. Читатель понимает, что болезнь закрыла мальчику дорогу в летчики. Из-за болезни у него возникает внутренний дискомфорт, неуверенность в себе. Но предложение о том, что мальчик не умел врать, дает читателю положительную характеристику этого героя. Вначале он представлялся нам упрямым и упертым, сейчас же видно, что эта упертость результат внутреннего дискомфорта мальчика.
Несмотря на смущение, мальчик продолжает диалог с летчиком, совсем на другую тему, что показывает его заинтересованность в этом новом знакомом: «- Я люблю рисовать, - ответил мальчик. - Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. У первого под хоботом клыки. Это вожак. А вон облако-кит. Очень красивый хвост» - в этих строчках раскрывается творческое мышление мальчика, его воображение и способность видеть в обыденном что-то особенное. Здесь описывается детство как оно есть в своей фантазии и наивности. Мальчик делится своими наблюдениями и старательно следит за реакцией собеседника, но она ему совсем не нравится – он чувствует себя глупо от того, что делится такими глупыми «детскими» наблюдениями со взрослым уважаемым человеком. Видно расстройство мальчика, то, как он реагирует на происходящее: «Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов. // Мальчик уткнулся в окно». Между мальчиком и летчиком возникает дистанция. Идет противопоставление мира детства с его слонами и китами миру взрослых с управлением воздушным судном, таким важным и ответственным делом. Взрослое – важное, нужное, серьезное. Детское – легкомысленное, ненужное, несерьезное. Мальчик уткнулся – он не просто отвернулся, а именно уткнулся. Он снова чувствует себя отдельно от других людей.
Употребляется слово «стыдно» - если при взаимоотношениях с матерью стыд был скрытый, при летчике он явный и открытый. Мальчик приблизился к миру взрослых – он доверил свои фантазии стоящему человеку, но его внутренняя неловкость и неуверенность берет верх и мальчик снова замыкается (Мальчик уткнулся в окно).
Все время идет противопоставление мальчик – мать – летчик, мальчик противопоставляется миру взрослых. Это видно через слова, означающие пространственное расположение – «противоположная сторона» и через глаголы «смутился», «уткнулся».
Казалось бы, что этот небольшой диалог закончился, но летчик продолжает общение и его слова явно радуют мальчика: «Лётчик тронул его за плечо: // - Здорово у тебя работает фантазия. Действительно, до чего эти облака походят на слонов! Ловко ты подметил». Командир хвалит мальчика, восхищается его воображением, на что мальчик радостно спешит ответить, поделиться своей радостью и планами: «- Мне мама купит в Москве краски, как взрослому художнику, и я буду рисовать, - сказал мальчик. - Честное слово. Смотрите, а вон земля! Она похожа на мозаику - есть такая детская игра». Летчик поворачивает мальчика к себе и хвалит его, из-за чего между ними складываются доверительные отношения, появляется взаимопонимание и главное – это придает уверенности мальчику.
Снова противопоставляется мир взрослых и мир детства: мальчик мечтает стать взрослым настоящим художником (как взрослому художнику), но и вспоминает детскую игру мозаику (есть такая детская игра). Но, не смотря на это, между взрослым и ребенком возникает взаимопонимание.
«Лётчик посмотрел на землю. Сколько он летал, а ничего этого не видел. Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика». Что-то в сказанных мальчиком словах цепляет бывалого летчика, она задумывается о том, что перестал замечать волшебство в своей профессии, утратил возможность и желание фантазировать. Он словно опять стал ребенком. И это вызывает у него восхищение – ведь мальчик всего парой фраз вызвал во взрослом человеке такие мысли и переживания.
На данном этапе следует объяснить детям толкование слова «восхищение», потому что оно может быть незнакомо или непонятно: Восхищение, -я, ср. Высшее удовлетворение, восторг [2. – 99 c].
Обычно дети смотрят на взрослых с восхищением, но тут наоборот – летчик смотрит на ребенка и восхищается им.
На протяжении текста меняется отношение читателя к мальчику – в начале он представился упрямым, затем читатель узнает, что мальчик не любит врать и теперь видно кем стал мальчик для летчика – образцом поведения. Летчик с восхищением смотрит на него. Это означает, что не только летчик помог мальчику преодолеть стеснение, но и мальчик помог летчику выйти из состояния загруженности, озабоченности, то есть отвлечься от взрослых забот.
Далее летчик рассуждает о том, каким его сделала работа, что на мир он стал смотреть только со взрослой профессиональной точки зрения: «Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность — плохо для посадки, высокая облачность — отлично для полёта, грозовая — опасно». Можно предположить, что работает он летчиком уже очень продолжительное время. Этому выводу так же может послужить то, что летчик имеет звание командира самолета.
В тексте повстречалось незнакомое слово – «облачность». В словаре Ожегова оно толкуется как «скопление облаков» [2. – 429 c].
Далее читателю открывается новый факт из биографии летчика, который можно распознать в следующем предложении: «И ещё он много раз видел за крылом самолёта облака зенитных разрывов вражеских батарей — это было опаснее грозы».
Скорее всего, детям будет непонятно такое выражение, как «зенитные разрывы вражеских батарей». Для его толкования следует обратиться к толковому словарю и раскрыть каждое непонятное слово. «Облака зенитных разрывов вражеских батареей» - означает след от вражеский орудий, которые использовались на войне.
Из всего выше сказано делается вывод – летчик был на фронте, служил Родине. Неизвестно – стал работать он летчиком на пассажироперевозках еще до или после войны? Но стоит обратить внимание, что быть военным летчиков намного опаснее, чем гражданским.
Становится понятно, почему у летчика хмурое лицо – это отпечаток взрослых забот, таких как ответственность за пассажиров и прошедшая война.
Далее события в рассказе начинают принимать напряженный характер – появляется настоящая угроза жизни самолету. Появляется грозовая туча, которая может стать причиной авиакатастрофы. По тексту видно, что пассажиры начинают переживать. Мать мальчика пересела поближе к сыну, тем самым стараясь защитить своего ребенка.
«Мать мальчика снова пересела поближе к сыну. А когда мимо их кресел прошёл второй пилот, она спросила его:
— Это не опасно? Гроза ведь.
— Из Москвы сообщили, что мы можем обойти грозу с севера, — ответил пилот.
Между тем в самолёте сразу стало темно. Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой».
При описании сцены с грозой читателя охватывает тревога за пассажиров. Далее перед глазами появляется картина того, как летчики пытаются справиться с возникшей угрозой и что в результате выходит: «Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. Ему всё время приходилось забирать правее и правее, потому что туча наступала на него и захватывала с двух сторон. И как-то незаметно самолёт оказался в грозовом кольце. Он кружил в маленьком пространстве посредине, а тучи всё сжимали и сжимали кольцо».
«Мальчик увидел, что двое мужчин встали с первых сидений и прошли в хвост самолёта. Все почему-то беспокойно посмотрели им вслед. Потом поднялись ещё двое и тоже пошли в хвост.
Вышел лётчик — сам командир корабля. Он посмотрел на пустые кресла и громко сказал:
— Прошу пассажиров немедленно занять свои места! Самолёту трудно держать равновесие. — Ему неприятна была трусость этих людей, которые при первой опасности бросаются в хвост самолёта, — думают, что это их спасёт.
— Не понимаю вашего приказа, — сказал один из тех мужчин, что пересели в хвост самолёта. — Не всё ли равно, где сидеть?
— А вы всё же пересядьте, — ответил лётчик» - этот фрагмент показывает нам то, как ведут себя люди в напряженной ситуации. Они хотят уйти от угрозы их жизням, а именно спрятаться в конец самолета, считая, что тем самым смогут обезопасить себя. Эти действия вызывают раздраженность у пилота. Какие-либо пререкания вызывают злость у летчика, его лицо вновь хмурое, он снова становится взрослым, вся беззаботность пропадает. Но внешний вид командира характеризуются как злой и жестокий не потому что он плохой человек, а потому что он несет ответственность за пассажиров. Он требует дисциплины, ему не нравится, то люди не выполняют его команд.
И вот командир встречается взглядом с тем самым мальчиком и поддается совсем нелепой мысли в этой ситуации: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?». Командир самолета в такой важный момент вспоминает как мальчик смотрел на облака и ему интересно, что бы он сказал о туче сейчас. Читателю становится понятно, что влияние мальчика, его наивности и искренности, оставило след на летчике.
Рассказ продолжает держать читателя в напряжении, этому способствует описание самолета, его состояния в момент опасности: «Самолёт стал набирать высоту. Моторы его натужно гудели, обшивка трещала от встречного ветра, он часто проваливался в воздушные ямы, но упрямо лез вверх, чтобы подняться над тучей и там, в чистом, высоком небе, переждать грозу. Это было не так-то легко: набрать высоту на самолёте старой конструкции, но лётчик сумел взобраться выше грозы». Летчик предстает в наших глазах как настоящий профессионал, виртуоз своего дела (человек, в совершенстве владеющий техникой своего искусства, своего дела).
И в этот очень напряженный момент писатель показывает читателю, какой он – главный герой - мальчик. Он не испугался грозы, как другие пассажиры, а наоборот – увидел необычайную красоту в этих цветах и вспышках. Он смотрит на грозу потому что ему интересно, мальчик смелый, он не боится. «Все пассажиры молчали, многие задёрнули шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрел в окно. Ему нравилась эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летели. Эта чернота грозового неба, сквозь которую ничего не было видно». Не зря здесь используются такие сочетания, как «дикая, волшебная красота» и «страшная чернота» - это показывает какой у мальчика взрослый взгляд на грозу, на ее масштабы и силу. Все пассажиры задернули окна, чтоб не смотреть, а мальчик вопреки всему смотрел. Взрослые решают не видеть этой опасности за бортом, чтобы не пугать себя, а мальчик видит в ней необычайную красоту и она не пугает его. Снова мальчик стоит отдельно от других пассажиров. Ребенок противопоставляется взрослым во взгляде на опасную ситуацию.
И вот, наконец, наступает высшая точка того действия, той опасности, которая настигла самолет: «Внизу, под самолётом, всё полыхало и ухало и отдавалось в самолёте. Где-то там, под тучей, была Москва. И вдруг самолёт клюнул носом и стремительно понёсся вниз. В самолёте кончилось горючее, и лётчик бросил машину вниз, потому что только на предельной скорости можно было проскочить через грозу.
В следующий миг что-то начало рваться, ослепительно бить в самые окна, ломать самолёт.
Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке». Вот так – ситуация казалось критической, но благодаря мастерству и мужеству пилотов, самолет все-таки совершил посадку. В очередной раз видно, какую сложную и опасную работу выполняют пилоты самолетов. С какими опасностями может столкнуться самолет в самый обычный рейс.
«Хлестал отчаянный дождь. Пассажиры выскочили из самолёта и, не дожидаясь автокара, побежали к зданию аэропорта. Последним бежал лётчик. Он не хотел отставать от этих людей, потому что пережил с ними сейчас минуту большой опасности, и ему поэтому сразу не хотелось с ними расставаться» - этот фрагмент показывает нам, что пилоту совсем не безразличны все те люди, которые совершали перелет. Он, так же как и они, переживал и пытался справиться с опасностью, ведь на нем была такая ответственная работа, с которой он, безусловно, справился. Как настоящий командир, летчик покидает судно последним
Далее идет вполне обычный диалог между матерью мальчика и пилотом, но стоит обратить внимание, что не так часто пилот самолета заговаривает с кем-то из экипажа. Разговор между взрослыми – это результат того, что их объединил мальчик. И мальчик снова напоминает матери о красках, но она отказывает ему, говоря, что он простудится. Снова напоминает про его слабое здоровье и мальчик вновь замыкается в себе. «— Вы сейчас куда? — спросил лётчик у матери мальчика.
— Нам надо на симферопольский самолёт. Он улетает через два часа. Не знаю, полетит ли?
— Конечно, полетит, — ответил лётчик. — Гроза уйдёт за два часа. А низкая облачность для «Ту» не страшна.
— Два часа? — переспросил мальчик. — Может быть, мы успеем купить краски.
— Ты же видишь, какая погода? — сказала мать. — Сейчас дождь. Ты можешь простудиться. Краски купим на обратном пути.
Мальчик ничего не ответил.
— Ну, будь здоров! — сказал лётчик мальчику. — Рад был познакомиться».
Мать относится к желанию мальчика купить краски как к чему-то незначительному, как к очередной детской забаве. Она не понимает как важны краски для мальчика и тем самым отдаляет его от себя.
Летчик искреннее интересуется будущими планами мальчика и матери, ведь ему не безразлична судьба маленького человека, который показал ему мир детства, растопил сердце и хоть на пару мгновений отвлек от взрослых, важных проблем.
И вот, рассказ движется к концу, но тут сюжет принимает неожиданный поворот – снова появляется летчик, тот самый летчик: «Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик. Он был в том же мокром костюме — не успел переодеться.
Они минуту помолчали. Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
— Вот тебе краски. Полный набор. Красные, синие, лазурные и так далее. — Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. — Бери, бери и рисуй!
Мальчик робко взял коробку с красками и посмотрел на мать. Все в очереди тоже оглянулись.
— Зачем же вы себя так утруждали! — сказала мать и достала деньги. - После тяжёлого полёта...
— Раз обещали, то надо, — сказал лётчик и замолчал».
Он принес краски мальчику. После опасного полета было время, чтобы отдохнуть, но нет – он купил их и отдал мальчику - «Раз обещали, то надо».
Почему он так поступил? Ведь это был обычный ребенок на очередном рейсе. Но значит, что все-таки в нем что-то было. Мальчик показал пилоту то, что сам он уже очень давно не мог видеть - красоту высоты, необычность облаков. Мальчик видел это потому что он ребенок – детям свойственен полет фантазии. Этой фантазией мальчик и поделился с пилотом.
Мальчик «робко» посмотрел на мать, то есть нерешительно. Он не знал, как она отреагирует на поступок летчика, но читатель может с уверенностью сказать, что мальчик хотел получить эти краски, тем более их ему принес такой стоящий человек, как летчик.
Дальше видно как меняется летчик, как мир взрослых вновь стал обволакивать его: «Лицо его постепенно делалось всё мрачнее и мрачнее. И стало совсем мрачным и грубым. Он неловко взял у женщины деньги и сунул их в карман». Деньги – это взрослый атрибут, в мире детства нет денег, на то он и мир детства. Летчик купил мальчику краски не потому что мать ему обещала, но сказала, что не успеют, а потому что ему хотелось сделать это для мальчика. Сделать что-то такое же важное, как он сделал для него. И краски были по-настоящему важны для мальчика. Краски и деньги - детская наивность и взрослая материальность. Летчику не важны были деньги, он делал это от сердца, потому что так хотел. Но он снова стал хмурым, грубым.
«И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы за сто десять минут покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому». Для мальчика полет – это что-то необыкновенное, он видит не только животных в облаках, как видят многие дети, но и настоящую красоту земли и неба, которую видят уже взрослые художники. И краски он прижимает к груди как нечто ценное, самое важное. Краски от стоящего человека. Краски от человека, который помог поверить в себя.
Летчик стал для мальчика человеком, который сделал так, чтобы он перестал чувствовать внутренний дискомфорт и отрешенность. Мальчик же в свою очередь помог летчику хоть немного отдохнуть от всех проблем и переживаний, которые происходят у него в жизни. На мгновение вновь стать ребенком, а не командиром корабля.
Мальчик почувствовал большую связь с летчиком, чем с матерью, потому что летчик понимал мальчика, старался видеть то же, что и он. А мать даже не старалась вникнуть в переживания мальчика. Взрослые привыкли, что детские переживания не стоят внимания, все, что связано с миром детства, неважно и несерьезно, только мир взрослых важен. Но летчик показывает, что и с детьми надо считаться - мир детства так же серьезен, как и мир взрослых людей.
В этом рассказе необычно выбраны главнее персонажи – больной мальчик и командир корабля. Их имен не называется, но характеристики дают понять, что именно эти герои способны наиболее точно передать смысл произведения. Больной мальчик – наиболее уязвимый ребенок, к которому испытываешь сочувствие. Командир самолета – идеальный образ взрослого. Представитель очень важной и безумно опасной профессии, стоящий человек, заслуживающий уважения. Взаимосвязь этих героев показывает, что обычный, не совсем здоровый, мальчик может стать примером для такого уважаемого человека как летчик. А летчик способен помочь обычному мальчику, стоит лишь уделить внимание.
Увидеть что-то совсем необычное в чем-то обыденном – не каждый способен. А дети по своей натуре видят больше взрослых. Видимо, взрослея, люди теряют ту наивность и свободу, которая позволяла им видеть что-то волшебное. Наверно поэтому мир детства так далек от мира взрослых.
Летчик восхищается мальчиком за его искренность и наивность, а мальчик восхищается летчиком за его профессионализм и мужество. Железников ставит их на один уровень и показывает нам, что взрослые и дети говорят на одном языке, стоит только попытаться понять. Именно поэтому этот рассказ будет поучительнее больше для взрослых, чем для детей, ведь он учит их поиску взаимопонимания с детьми, что к детским переживаниям и впечатлениям стоит относиться с такой же важностью, как и к своим.
Литература
[Электронный ресурс]:режим доступа: http://www.livelib.ru/author/27189
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944стр.
Бунеев Р.Н. В океане света 4 кл.: Учебник для четырехлетней начальной школы: В 2-х частях.
Железников В. К.Ночной ветер: Повести и рассказы / Рис. Т. Прибыловской. — Переизд. — М.: Дет. лит., 1984. — 238 с., ил. — Для младшего и среднего школьного возраста.
Зенитные:1. - служащий для стрельбы по воздушным целям. 2. пулемет. 3. - см. зенит. Зенит:1.В астрономии: точка небесной сферы, находящаяся вертикалью над головой наблюдения. 2. - высшая степень, вершина чего-нибудь [2. – 229 c].
Разрыв: 1. - см. разорвать, -ся. 2. -несоответствие, нарушение связи,согласованностимежду чем-нибудь. 3. - место, где что-нибудь разорвано; промежуток, образовавшийся между чем-нибудь [2. – 654 c].Батарея:1. - артиллерийское подразделение из нескольких орудий и средств управления. 2. - артиллерийское подразделение из нескольких орудий и средств управления, а также позиция, которую занимает такое подразделение. 3. - соединение нескольких однородных приборов, устройств, сооружений, образующих единое целое [2. – 38 c].
Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно.
Светило солнце. Оно слепило глаза, но мальчик всё равно смотрел.
— Слушай, дорогой, — сказала мальчику мать. — Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, а тебе это вредно.
Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, чтобы кто-нибудь услышал, что ему вредно сидеть на солнце.
— Мне здесь очень хорошо, — сказал мальчик. — Солнце совсем не мешает.
— Ну ладно, — ответила мать. — Сиди, а я пересяду.
Она пересела на противоположную сторону самолёта. А мальчик продолжал смотреть в окно.
Из кабины вышел лётчик. Это был командир самолёта. Он сел рядом с мальчиком.
Мальчик оглянулся. Теперь рядом с ним сидел стоящий человек. Ему хотелось с ним поговорить. Лётчик это понял. Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил:
— Нравится?
— Очень, — ответил мальчик.
— Мечтаешь тоже, видно, в лётчики?
Мальчик смутился. Он совсем не мечтал быть лётчиком, потому что у него были слабые лёгкие, и он знал, что в лётчики его не возьмут. Врать он не умел, а правду говорить ему не хотелось.
— Я люблю рисовать, — ответил мальчик. — Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. У первого под хоботом клыки. Это вожак. А вон облако-кит. Очень красивый хвост.
Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
Мальчик уткнулся в окно.
Лётчик тронул его за плечо:
— Здорово у тебя работает фантазия. Действительно, до чего эти облака походят на слонов! Ловко ты подметил.
— Мне мама купит в Москве краски, как взрослому художнику, и я буду рисовать, — сказал мальчик. — Честное слово. Смотрите, а вон земля! Она похожа на мозаику — есть такая детская игра.
Лётчик посмотрел на землю. Сколько он летал, а ничего этого не видел. Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика.
Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность — плохо для посадки, высокая облачность — отлично для полёта, грозовая — опасно. И ещё он много раз видел за крылом самолёта облака зенитных разрывов вражеских батарей — это было опаснее грозы.
А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов.
Потом лётчика позвали в кабину самолёта, и он ушёл.
А через несколько минут мальчик увидал, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, приближалась большая свинцовая туча.
Мать мальчика снова пересела поближе к сыну. А когда мимо их кресел прошёл второй пилот, она спросила его:
— Это не опасно? Гроза ведь.
— Из Москвы сообщили, что мы можем обойти грозу с севера, — ответил пилот.
Между тем в самолёте сразу стало темно. Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.
Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. Ему всё время приходилось забирать правее и правее, потому что туча наступала на него и захватывала с двух сторон. И как-то незаметно самолёт оказался в грозовом кольце. Он кружил в маленьком пространстве посредине, а тучи всё сжимали и сжимали кольцо.
Мальчик увидел, что двое мужчин встали с первых сидений и прошли в хвост самолёта. Все почему-то беспокойно посмотрели им вслед. Потом поднялись ещё двое и тоже пошли в хвост.
Вышел лётчик — сам командир корабля. Он посмотрел на пустые кресла и громко сказал:
— Прошу пассажиров немедленно занять свои места! Самолёту трудно держать равновесие. — Ему неприятна была трусость этих людей, которые при первой опасности бросаются в хвост самолёта, — думают, что это их спасёт.
— Не понимаю вашего приказа, — сказал один из тех мужчин, что пересели в хвост самолёта. — Не всё ли равно, где сидеть?
— А вы всё же пересядьте, — ответил лётчик.
Лицо у него было злое и жестокое. И, пока эти люди возвращались на свои места, он не уходил. При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»
Самолёт стал набирать высоту. Моторы его натужно гудели, обшивка трещала от встречного ветра, он часто проваливался в воздушные ямы, но упрямо лез вверх, чтобы подняться над тучей и там, в чистом, высоком небе, переждать грозу. Это было не так-то легко: набрать высоту на самолёте старой конструкции, но лётчик сумел взобраться выше грозы.
Все пассажиры молчали, многие задёрнули шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрел в окно. Ему нравилась эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летели. Эта чернота грозового неба, сквозь которую ничего не было видно.
Внизу, под самолётом, всё полыхало и ухало и отдавалось в самолёте. Где-то там, под тучей, была Москва. И вдруг самолёт клюнул носом и стремительно понёсся вниз. В самолёте кончилось горючее, и лётчик бросил машину вниз, потому что только на предельной скорости можно было проскочить через грозу.
В следующий миг что-то начало рваться, ослепительно бить в самые окна, ломать самолёт.
Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке.
Хлестал отчаянный дождь. Пассажиры выскочили из самолёта и, не дожидаясь автокара, побежали к зданию аэропорта. Последним бежал лётчик. Он не хотел отставать от этих людей, потому что пережил с ними сейчас минуту большой опасности, и ему поэтому сразу не хотелось с ними расставаться.
— Вы сейчас куда? — спросил лётчик у матери мальчика.
— Нам надо на симферопольский самолёт. Он улетает через два часа. Не знаю, полетит ли?
— Конечно, полетит, — ответил лётчик. — Гроза уйдёт за два часа. А низкая облачность для «Ту» не страшна.
— Два часа? — переспросил мальчик. — Может быть, мы успеем купить краски.
— Ты же видишь, какая погода? — сказала мать. — Сейчас дождь. Ты можешь простудиться. Краски купим на обратном пути.
Мальчик ничего не ответил.
— Ну, будь здоров! — сказал лётчик мальчику. — Рад был познакомиться.
Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик. Он был в том же мокром костюме — не успел переодеться.
Они минуту помолчали. Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста.
— Вот тебе краски. Полный набор. Красные, синие, лазурные и так далее. — Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. — Бери, бери и рисуй!
Мальчик робко взял коробку с красками и посмотрел на мать. Все в очереди тоже оглянулись.
— Зачем же вы себя так утруждали! — сказала мать и достала деньги. После тяжёлого полёта...
— Раз обещали, то надо, — сказал лётчик и замолчал.
Лицо его постепенно делалось всё мрачнее и мрачнее. И стало совсем мрачным и грубым. Он неловко взял у женщины деньги и сунул их в карман.
И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы за сто десять минут покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому.
Рис. 1. В. К. Железников
Рис. 2.
Рис. 3.
Рис. 4.
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
31