МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МИР СКВОЗЬ ПРИЗМУ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА

Баймусаева Б.Ш., Шорабекова М.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основа поэтического мироощущения Б. Пастернака заключается в его видении мира вне человека, как активно действующего пространства, заполненного живущими своею жизнью объектами. Ими могут быть снег, поляны, туман, булыжник, дождь и тому подобное. В сущности, активными действующими лицами его поэзии могут быть любые одушевленные и неодушевленные объекты и предметы вне нас. Словами Ефима Эткинда: «В стихотворении Пастернака все живое, все одушевлено метафорическим олицетворением» [1, с. 475] религиозных взглядов Пастернака. Он ушел от иудаизма. Формально он пришел к христианству. Но это странный приход – в нем нет религиозного экстаза, я уж не говорю об исступлении. Всё очень спокойно, взвешенно и разумно, почти бесчувственно.

Если сопоставить позицию Пастернака с язычеством,то поэта условно можно назвать язычником. «Язычество» – термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многих веков до появления монотеизма. Сопоставление мироощущения Б. Пастернака с мировоззрением язычества позволяет говорить, что Б.Пастернак попросту верует в одухотворенность всего, что вокруг нас. Тем более, что существует и его личное признание в этом. В стихотворении «Орешник» от 1923 года он пишет:

О место свиданья малины с грозой, Где, в тучи рогами лишайника тычась, Горят, одуряя наш мозг молодой,

лиловые топи угасших язычеств.

Тем более что первичность, изначальность природы признается им не только в поэтических произведениях, но и в прозе, например, в «Охранной грамоте пишет: «Искусство реалистично как деятельность и символично как факт. Оно реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло её в природе и свято воспроизвело».

Метафорический потенциал Бориса Пастернака настолько органичен, изначален и рефлекторен, что не чувствуется «сделанности» стихотворения, такое впечатление, как будто оно зародилось без всяких «родовых мук» поэта.

Б. Пастернак стремится выразить свою мысль, свое впечатление, часто описывая предмет со многих концов разом. Будто торопясь зафиксировать, охватить быстрым очерком поток явлений, Пастернак пропускает несущественное, прерывая, нарушая логические взаимосвязи, и заботится прежде всего о передаче атмосферы, настроения или состояния в их подлинности. В стихах Пастернака всегда ощущаешь стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. Строчки его стихов, по выражению Виктора Шкловского, «рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как вагоны внезапно заторможенного поезда.

Стихотворение «Лето в городе» наиболее полно иллюстрирует взаимосвязь поэтики и мироощущения поэта:

А когда светозарное Утро знойное снова Сушит лужи бульварные После ливня ночного,

Смотрят хмуро по случаю Своего недосыпа Вековые, пахучие Неотцветшие липы.

В стихотворении замечаем окрыленность, упругую энергию стиха раннего Пастернака, его ритмику, его свободный полет, «но при этом – какая простота и прозрачность! Непринужденность, естественность поэтической речи достигает здесь мыслимого предела. Техника стиха доходит до такой высоты и обретает такое качество, что уже перестает восприниматься как техника. Ее как бы нет, она как бы не существует как таковая», – восклицает Якобсон [2, с. 330].

Картина, настроение создаются в этом стихотворении самыми скупыми средствами, почти без всяких специальных поэтических приемов, с помощью простых так сказать прямых слов. Но каждое слово, в своем необходимом и незаменимом сцеплении с другими словами, во всем интонационно-ритмическом движении стиха – каждое слово на уровне художественного образа. Дело в том, что метафора – это один из способов реализации образа, но вовсе не единственный. Поэтический образ может быть реализован и прямыми словами, например, пушкинское «Туча по небу идет, бочка по морю плывет» – это великолепный поэтический образ.

В стихотворение «Лето в городе» надо пристально всматриваться, чтобы обнаружить две метафоры: одна, простейшая, в начале стихотворения: у женщины закинуты кверху косы, и это уподобляется шлему. А вторая в конце: «Смотрят, – опять же, – хмуро по случаю своего недосыпа вековые пахучие, неотцветшие липы». «По случаю недосыпа» – это прозаизм, почти канцеляризм. Но о том, что прозаизмы у Пастернака становятся средством, носителями высокой поэзии, было говорено в прошлый раз. Это стихотворение – чисто пастернаковское, и метафора эта «смотрят хмуро по случаю...» – метафора чисто пастернаковская, одухотворение природы. Но разум наш отказывается воспринимать эту метафору как поэтический прием. Это настолько органично и натурально, что авторское видение тут же, моментально, подсознательно, без всякого усилия воображения, без фильтра рассудка нашего, становится нашим видением. Со стороны Пастернака это не прием, а ощущение веши, но уже и с нашей стороны вслед за ним. Ощущение субъективно пастернаковское лишь потому, что впервые им зафиксировано. Но, вместе с тем, это ощущение объективное, ибо оно всем нам доступно и сразу становится нашим достоянием.

Из всего сказанного критиками важно выделить несколько моментов, характеризующих манеру, стиль, поэтику раннего Пастернака. Первое: движение стиха, стремительное и бурное в своей хаотичности. Второе: концентрированная метафоричность. Третье: смещение предметов или понятий. И четвертое – опущение некоторых логических звеньев. Вот все, что сказали критики и что в тысячу раз, естественно, сильнее выразил сам поэт в переводе на язык элементарных фиксаций

Подводя итоги, можно утверждать, что в основе пастернаковского художественного мировидения лежит стремление к объединению различных, порой противоположных творческих интенций, попытка представить в качестве последовательной смены то, что другим мыслилось как сознательное отрицание. В художественном мышлении Пастернака мир предстает как единое целое, и каждая его часть в равной мере наделена способностью к созиданию, к творчеству.

Литература

  1. Эткинд Е.Г. Пастернак и Лермонтов. К проблеме поэтической личности // Е.Г. Эткинд Там, внутри. О русской поэзии XX века. – СПб.: Максима, 1995. – С. 470-483.

  2. Якобсон Р. Заметки о прозе поэта Пастернака // Р. Якобсон Работы по поэтике. – М., 1987. – С. 324-338.

Просмотров работы: 1049