Актуальность исследования.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома (ОАС).
Начало созданию концепции стресса (Селье, 1979) положил обнаруженный в экспериментах Гансом Селье в 1936 г. "синдром ответа на повреждение как таковое" получивший название триада: увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников, уменьшение (сморщивание) вилочковой железы и лимфатических желез, так называемого тимико-лимфатического аппарата, точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Г. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными почти для любого заболевания, такими, как тревога, чувство недомогания, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.
Г. Селье выделяет три стадии изменений при стрессе. Первая стадия развития стресса - мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма - "стадия тревоги". Автор концепции стресса предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Она проявляется уже в первой стадии стресса. "Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует вторя стадия.
Реакция тревоги наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Опять происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов (адреналина и норадреналина). Под действием адреналина увеличивается артериальное давление, учащается пульс, увеличивается кровоток в мышцах, и одновременно снижается в таких органах, как ЖКТ, почки и т.д. Ускоряется обмен веществ, свертываемость крови, увеличивается психическая активность. Дыхание становится частым и прерывистым. Также в этой фазе происходит повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки.
Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления – необходимый компонент физиологической мобилизации – при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).
В основном эти изменения подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами.
Возникновение стресса в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности, уровня ее фоновой тревожности.
Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.
При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:
— ощущение неопределенной угрозы;
— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
— неопределенное беспокойство,
представляет собой наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое, в свою очередь, представляет собой центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Стресс и связанная с ним тревога влияют на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной их появления является не нарушение функций какого-либо органа или системы, а длительное воздействие психогенных факторов.
Разработанность данной темы в науке.
Тревога и центральная регуляция достаточно широко освещены в российских и западных научных публикациях. Не до конца выяснен механизм переходного состояния одной стадии стресса – тревоги, в другую, более тяжелую стадию. Какой уровень воздействия необходим для начала перестройки организма – его психических и физиологических параметров, какие параметры менее устойчивы и как меняется в этот переходном периоде тревога.
Цель исследования: выяснить изменение уровня тревоги в переходном (неустойчивом) состоянии между двумя стадиями стресса.
Задачи исследования:
изучить теоретический обзор литературы по исследуемому вопросу;
разработать эксперимент и подобрать методику обследования;
провести статистический анализ полученных результатов;
предложить к практическому применению полученные данные;
Объект исследования: здоровые мужчины в возрасте 30-40 лет.
Предмет исследования: личностная и ситуационная тревога в переходный период от одного уровня стресса к другому.
Гипотеза исследования: переход от одного уровня стресса к другому происходит через начавшееся истощение центральных механизмов регуляции, поэтому уровень тревоги должен падать, а потом при 2 стадии стресса может подниматься. Центральным механизмом понижения уровня тревоги можно считать начинающиеся пространственно-временные перестройки работы ЦНС, связанные с процессами торможения в сложившихся системах доминант и процессами возбуждения и создания новых доминант, которые являются производными новой поступающей стрессорной информации.
Диагностические методы:
- Личностная шкала проявления тревожности (Дж. Тейлор);
- ЭЭГ
- картирование головного мозга;
– тест Я. Стреляу на выявление темперамента;
– тест на определение субъективного времени – показывает скорость переработки поступающей информации (Смирнов, 1999);
– тест на сложение и вычитание двузначных чисел – показывает скорость мыслительных процессов (Дядичкин, 1995)
– артериальное систолическое и диастолическое давление;
– частота дыхательных движений;
– частота сердечных сокращений;
– коэффициент Хильденбранта – показывает степень межсистемного взаимодействия (Ильин, 2005);
–- индекс Кердо – показывает уровень вегетативного баланса (Ильин, 2005).
Методы статистической обработки эмпирического материала:
- первичный анализ (среднее арифметическое, стандартное отклонение, стандартная ошибка среднего);
- сравнительный анализ с использованием t – критерия Стьюдента;
- корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию научно-психологических исследований, адекватностью и апробированностью используемых методик, соответствующих целям, гипотезе и задачам данного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа.
Научная новизна: будут представлены новые данные о центральных механизмах регуляции уровни тревоги.
Теоретическая значимость исследования: новые данные о центральных механизмах регуляции уровня тревоги в переходный (неустойчивый) период изменения уровня стресса дадут возможность нового понимания динамических процессов гомеостазиса.
Практическая значимость: полученные данные могут применяться в обучающих программах профильных ВУЗов и в практической деятельности психологов.