ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА РАЦИОНАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Асанагаева Я.У. 1, Филиппова Д.Г. 2
1Воронежский институт ФСИН России
2ФКОУ ВПО Воронежский Институт ФСИН России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях большую популярность приобретают проблемы социально-экономического характера: эффективного распределения ресурсов, развития высоких технологий, разработки новых инноваций, внедрения нового научного материала и изменения всей структуры экономики.

Для решения данных задач необходимо модернизировать пути достижения поставленных целей. Президент РФ В.В. Путин отметил, что есть только один путь решения всего комплекса проблем в экономике, а именно – не тормозить и не сдерживать рост доходов населения, а добиваться плановых задач, прежде всего при повышении производительности труда. С этим трудно не согласиться, ведь Президент передал мнение огромного числа экономических аналитиков, однако не все так просто и для того, чтобы повысить производительность труда в современном темпе, нужны долгие годы, даже десятилетия. Поэтому нужно либо искать другие пути, либо продумывать метод быстрого наращивания производственных отношений внутри страны.

Безусловно, данные проблемы являются важными, но одной из ключевых проблем российской экономики является разный доступ населения к социальным услугам – это так называемая проблема правильного распределения и использования ресурсов, которую можно сформулировать как задачу экономического программирования.

Для того, чтобы найти корень проблем, вернемся немного в историю.В наследство от СССР нашей стране досталась очень мощная коммунальная инфраструктура. Однако, водо- и теплостанции строились с запасом по мощности и с перспективой развития городов, но без учета какой-либо оптимальности и затрат на обслуживание. Вопреки долгосрочным прогнозам, районные центры не только не разрослись, но наоборот произошел отток населения в большие города. Это привело к обострению проблем энергоэффективности в коммунальном секторе, в частности, в сфере водоснабжения. Среди основных проблемных аспектов здесь следует выделить:

- неоправданные расходы в распределительной сети, а также низкая энергоэффективность насосного оборудования;

- электромеханическое оборудование насосных станций физически изношено и часто выходит из строя; физический и моральный износ магистральных водопроводов превышает 50%;

- трубы зачастую сильно протекают и заблокированы внутри отложениями накипи;

-непроизводительное и ненадежное насосное оборудование характеризуется повышенным потреблением энергии;

-системы распределения тепла находятся в неудовлетворительном состоянии, поскольку более 50% теплосетей отработало нормативный срок службы, и сети находятся в зоне ожидаемой аварии;

-неудовлетворительное состояние сетей приводит, через большие водопотери, к увеличению энергопотребления на покрытие дополнительной добычи воды;

-устаревшие системы мониторинга обуславливают неоптимальное функционирование системы, невозможность анализа эффективности энергопотребления.

Также возникает ряд экологических последствий, которые включают в себя: загрязнение водопроводной воды, вызванное изношенностью труб; вспышки инфекционных заболеваний, связанные с употреблением водопроводной воды неудовлетворительного качества; неудовлетворительный уровень очистки сточных водпредприятиями; загрязнение грунтовых вод стоками из-за изношенности канализационных труб; сверхнормативное загрязнение окружающей среды и нерациональное использование ресурсов в результате дополнительной работы водоканала при перекачке воды и многое другое.

Рассмотрим данную проблему в системе здравоохранения. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под системой здравоохранения понимается совокупность различных организаций, институтов и ресурсов, предназначенных для действий в интересах здоровья граждан.

Качественное медицинское обслуживание и справедливость — главные критерии эффективной системы национального здравоохранения. Но, медицинские услуги являются обычным товаром и поэтому, как всякий товар, должны распределяться в соответствии с доходом, ценами и вкусами потребителей.

Однако, мы должны рассматривать проблему с другого аспекта. То есть, например, не у каждого покупателя есть средства на приобретение того или иного товара, соответственно, здесь должен играть важную роль такой экономический фактор как взаимозаменяемость товаров и продуктов. Простыми словами: нужно найти возможность для замещения дорогих импортных лекарств лекарствами отечественного производства.

Для сравнения, фармпроизводители в США и Западной Европе выделяют 10–15% выручки, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов. Известно, что на разработку нового лекарственного средства расходуются большие средства (от 250 млн до 800 млн долл.), а время от разработки препарата до его выхода на рынок составляет около 10 лет.

Неудивительно, что создание высокоэффективных инновационных российских препаратов ведется крайне медленно. Отечественные производители практически не присутствуют на рынке высокоэффективных дорогих препаратов, а вытеснены в высоко конкурентную нишу дешевых лекарственных средств.

Такая постановка вопроса для здравоохранения представляется нам не совсем верной, в том числе и с чисто практической точки зрения, однако если нацелить экономику на производство отечественных товаров в фармацевтической сфере, то, возможно экономика в сфере социального обслуживания перейдет на более высокую стадию развития и станет эффективнее распределять ресурсы.

Однако пока что, если реально оценивать ситуацию, наша страна не в силах сделать этого, хотя бы потому, что такая резкая перемена в организации товарооборота может сказаться не только на экономических отношениях внутри страны, но и на международном уровне.

В качестве еще одного примера хотелось бы привести отечественный автопром. Невольно возникает вопрос, почему в наше время автомобилестроение в России не развивается на должном уровне, хотя Россия является очень богатой железными рудами страной и занимает одно из ведущих по добыче мест среди таких стран как Бразилия, Австралия, Украина, Китай, Индия и США.

Так, Курская магнитная аномалия в России считается самым крупным железорудным районом мира. Магнитная аномалия этого района, имеющего ширину 50—100 км, длину 400—600 км вызывается мощной толщей крутопадающих пластов кварцитов, представляющих практически неисчерпаемые запасы железа. Так почему же в настоящее время Европа даже не превосходит в производстве, а является главным поставщиком транспортных средств для жителей России.

Как известно, сколько людей столько и мнений, но статистика позволяет выявить основные тенденции и соотношение различных явлений, в нашем случае, что предпочтительнее для россиян отечественное авто или иномарка.

В таблице 1 представлены данные, отображающие количество действительных владельцев автомобилей (опрошено 100 человек). Как видно из таблицы, среди опрошенных преобладает количество владельцев отечественных автомобилей. Но является ли это результатом преобладающей популярности российских машин? В следующей таблице картина проясняется. В таблице 2 представлена информация о том, какой новый автомобиль предпочитают покупать люди отечественный или импортного производства (опрос проведен среди тех же ста человек).

Таблица 1.

Обладатели иномарок

10

 

Обладатели авто отечественного производства

2

 

Счастливые обладатели сразу двух авто(отечественного и иномарки)

1

 

Пешеходы

61

 
   
   
   
   

Отечественное авто

10

Иномарка

48

Без разницы

31

Сложно сделать выбор

11

Результаты проведенного опроса позволяют сделать вывод о том, что большее количество людей предпочитают покупку зарубежного автомобиля, предполагая, что по сравнению с российским он занимает более выигрышное положение. Причина заключается в том, иномарки, занимающие первую строчку в списке желаемых автомобилей, отличаются значительным богатством выбора. Дизайн иномарки одна из тех черт, по которым ее выбирают, не важно Peogeot или Volkswagen, Chevrolet или Mitsubishi – иномарки всегда отличаются продуманным и ярким внешним видом, притягивающим взгляд. Кроме того, зарубежные автомобили куда более надежные и безопасные, нежели наши, а еще обладают таким качеством, как статусность.

И, тем не менее, России нужно стремиться стать конкурентоспособной страной. Конечно же, если даже в данный момент попытаться предпринять какие-либо меры экономического характера для наращивания экономики и производства в целом отечественной продукции, мы вряд ли выйдем на уровень Европы, ведь развитие западных конкурентов не останавливается. Однако, мы можем начать с более приземленных целей – сделать нашу продукцию потребляемой, то есть изменить качество, даже если это потребует жертв в плане количества.

Проблема модернизации экономики всегда волновала теоретиков, но более остро она возникла тогда, когда перед страной возникла неотложная задача: стать конкурентоспособной по сравнению с основными центрами современного мира. По теории Маркса, модернизация считалась комплексным процессом, включающим сдвиги в политической, социальной и культурной сферах. Вместе с тем, как показала история, только один аспект модернизации – экономический – является очевидным индикатором модернизации страны, другие аспекты могут изменяться иначе, чем это предполагалось теорией вестернизации.

Просмотров работы: 3260