Актуальность исследования. В настоящее время роль здоровья для социально-экономического развития страны стала одной из приоритетных. В целом же в обществе еще не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье, не показаны гендерные интеллектуальные отличия на социо-психологический прессинг.
Разработанность данной темы в науке. В мировой и отечественной психологии интерес к психическим состояниям как научной категории возник в 40-50-х годах прошлого столетия. Исследованиями Н.Д. Левитова, Ю.Е. Сосновиковой, А.Н. Леоновой, Л.Г., Дикой, Е.П. Ильиным и др. были установлены ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся феноменологии, структуры, функций, динамики психических состояний. Проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при изучении психических состояний обусловлены прежде всего богатым разнообразием последних, их многомерностью, многофункциональностью, дискретностью, непрерывностью, сложностью измерения.
В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности (Д. Олпорт, Р. Кеттелл, С. Роджерс и др.), «теории мотивации достижения» (Д. МакКлелланд и др.), теории гомеостаза (У.Кеннон) и стресса (Г.Селье), теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы (Л.А.Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы (И.П.Павлов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин и др.), теории надежности деятельности (Б.Ф.Ломов и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М.Митина). Разработки этих ученых сегодня позволяют более плотно перейти к изучению вопроса, обозначенного в данном исследовании: связи эмоционального интеллекта с социо-психологическими особенностями мужчин и женщин при стрессе.
Цель исследования: изучить связь эмоционального интеллекта с некоторыми социо-психологическими характеристиками мужчин и женщин при стрессе.
Задачи исследования:
изучить теоретический обзор литературы по исследуемому вопросу;
выявить связь эмоционального интеллекта с социо-психологическими особенностями личности;
провести статистический анализ полученных результатов;
предложить к практическому применению полученные данные;
Объект исследования: мужчины и женщины в возрасте 30-35 лет.
Предмет исследования: связь эмоционального интеллекта с социопсихологическими особенностями мужчин и женщин при стрессе.
Гипотеза исследования:
Существует связь между выраженностью эмоционального интеллекта с социо-психологической адаптацией, опосредованной гендерными различиями .
Диагностические методы:
- опросник Спилбергера-Ханина «Реактивная и личностная тревожность»;
- тест Я. Стреляу на выявление темперамента;
- опросник эмоционального интеллекта «ЭМИН» (Д.В. Люсин);
- копинг тест Лазаруса;
- торонтская алекситимическая шкала;
- артериальное систолическое и диастолическое давление;
- частота дыхательных движений;
- частота сердечных сокращений;
- коэффициент Хильденбранта (показывающий степень межсистемного сзаимодействия);
- индекс Кердо (показывающий уровень вегетативного баланса).
Методы статистической обработки эмпирического материала:
- первичный анализ (среднее арифметическое, стандартное отклонение, стандартная ошибка среднего);
- сравнительный анализ с использованием t – критерия Стьюдента;
- корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона.
Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию научно-психологических исследований, адекватностью и апробированностью используемых методик, соответствующих целям, гипотезе и задачам данного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа.
Научная новизна:
Будет выявлена зависимость степени эмоционального интеллекта от алекситимии; от выбора копинг-стратегии; от уровня самооценки; от тенденции реагирования на различные события и явления; от тенденции реагировать интенсивно на стимулы, порождающие эмоциональные реакции.
Теоретическая значимость исследования:
Выявлены новые связи эмоционального интеллекта с соципсихологическими особенностями личности.
Практическая значимость:
Полученные данные можно предложить к применению практическим психологам, включить в образовательные дисциплины (общий психологический практикум, психодиагностика, клиническая психология).