Появившись 20 - годах минувшего столетия как средство защиты сельскохозяйственного производства от неблагоприятных природных явлений, система аграрного страхования развитых стран в настоящее время достигла достаточно высокого уровня развития. Данная статья посвящена исследованию системы агрострахования России, выявлению ее существенных особенностей и анализу ситуации на рынке агрострахования в целом.
По данным исследования Всемирного банка по агрострахованию, Россия занимает 8 место в мировом рейтинге стран по размеру страховых взносов, собранных в этом секторе, при этом по объёму пашни ей принадлежит одно из первых мест.
Развитие агрострахования протекает крайне медленно, поскольку государство неактивно его поддерживает, в отличие от опыта зарубежных стран, где правительство выделяет огромные средства в программы поддержки этого рынка.
Используя опыт преуспевающих в этом направлении государств (Испания, США, Индия, Канада, Япония), в России происходят важные преобразования в законодательстве. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим механизм сельскохозяйственного страхования в России, стал Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и внесение изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", принятый в 2011 г. и предусматривающий выделение значительных субсидий на развитие агрострахования, равно как и изменение основных моделей страхования сельскохозяйственных производителей. Также Правительством РФ подготовлен проект федерального закона «О совершенствовании сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой», который кардинально меняет подход к ранее действующему виду страхования.
Разработанный законопроект предусматривает комплексную модернизацию системы сельскохозяйственного страхования за счет применения следующих подходов:
- с государственной поддержкой будет осуществляться страхование рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, а также рисков гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных;
- государственная поддержка сельхозтоваропроизводителям будет осуществляться путем перечисления Минсельхозом России за счет средств федерального бюджета в адрес страховщика 50% от начисленной сельхозтоваропроизводителям страховой премии. Это позволит значительно снизить финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителя, что особенно актуально в период сезонных полевых работ;
- в качестве обязательного условия предоставления субсидий по всем другим видам государственной поддержки в растениеводстве и животноводстве будет являться наличиестрахового полисапо риску утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений, а также по риску гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных;
- страхование сельскохозяйственных рисков осуществляется в рамках профессионального объединения страховщиков, которые выполняют функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков;
- вводится план сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой как инструмента политики государства по совершенствованию сельскохозяйственной деятельности. Планом определяется необходимый расчетный размер средств федерального бюджета, выделенных на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части страховой премии по договорам страхования на следующий плановый год и два последующих.
- устанавливаются правила, в которых определяются единые стандарты страхования и оценки размера ущерба с целью упрощения процедуры страхования и выплаты страхового возмещения.
Новый подход к сельскохозяйственному страхованию позволит обеспечить:
- снижение нагрузки на организации агропромышленного комплекса за счет уменьшения страхового тарифа;
- применение механизма страхования по риску утраты (гибели), при сохранении ресурсного обеспечения на уровне, установленном Госпрограммой, что позволит повысить финансовую устойчивость сельхозтоваропроизводителей, а также снизит нагрузку на федеральный бюджет при возникновении чрезвычайных ситуаций, ведущих к потерям в отрасли.
На реализацию новой системы с 2013–2020 гг. планируется выделить 48,1 млрд. руб. для товаропроизводителей, занимающихся растениеводством, и 19,1 млрд руб. для тех, кто занимается животноводством. Закон предусматривает расширение перечня событий, явившихся причиной наступления страхового случая. В соответствии с федеральным законом принимаются практические меры по развитию системы экспертной оценки ущерба, обеспечивающие независимость определения причин утраты застрахованного объекта и размера ущерба.
С учетом сложившейся ситуации в мире и началом введения санкций, возрастает роль «отечественного производителя», агропромышленного комплекса в целом и небольших фермерских хозяйств в частности, в вопросе продовольственной безопасности нашей страны.
Однако, в России сельское хозяйство зачастую ведется в неблагоприятных природно-климатических условиях: более половины земель под пашню находится в холодных районах. Огромные территории располагаются в так называемой зоне рискованного земледелия.
Есть проблемы и животноводческих хозяйствах. Например, риски возникновения и распространения разного рода эпидемий. Свиная чума, коровье бешенство и птичий грипп, широкого освещаемые СМИ, вот далеко не полный перечень серьезных заболеваний, которым подвержены сельскохозяйственные животные.
Аграрный и животноводческий сектора, как никакие другие, нуждаются в защите — страховании.
Следует отметить, что российское агрострахование развивается в рамках «испанской модели», главной целью которой считается стабилизация доходов сельхозпроизводителей и вовлечение их в управление рисками.
Испанская система аграрного страхования является уникальной в Европе, поскольку до последнего времени она была единственной европейской моделью, которая, так же, как «американская», предусматривала активную роль государства в поддержке страхования аграрных рисков.
На графике по данным доклада Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства приведена зависимость России от субсидирования в сфере агрострахования, а также прогноз рентабельности сельхозтоваропроизводителей.
Весьма перспективным и важным направлением в сфере агрострахования станет внедрение инноваций, таких как «дистанционное зондирование Земли». Это наблюдение поверхности Земли авиационными и космическими средствами, оснащенными различными видами съемочной аппаратуры. Оно позволяет определять районы с низкой урожайностью, которым в первую очередь требуется страховая помощь. Благодаря спутниковому наблюдению появится возможность предсказывать засухи, наводнения и другие природные явления, способные нанести ущерб агропромышленному комплексу, избегать спорных ситуаций между страховщиком и страхователем при страховании сельскохозяйственной деятельности. Для нашей страны, площадь которой составляет 17,1 млн. км2, это нововведение будет особенно полезным. Однако оно является весьма капиталоемким и возможно только при совместном финансировании государства и объединений страховщиков.
Исходя из вышесказанного, следует, что рынок сельскохозяйственного страхования в России с каждым годом качественно улучшается. Наблюдается стабильное выделение субсидий, появляется возможность страхования не только сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, но и сельскохозяйственных животных. Однако по сравнению с мировой практикой российской рынок агрострахования занимает далеко не ведущие позиции. Большим шагом в сокращении отставания стало принятие Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и внесение изменений в Федеральный закон " О развитии сельского хозяйства", с которым были введены новые стандарты агрострахования. Эти перспективы позволят решить еще один ряд проблем, тормозящих развитие рынка агрострахования в России и в целом развитие АПК.
Библиографический список
Федеральный закон «О Государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в закон «О развитии сельского хозяйства» от 25 июля 2011 г. № 260 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/16708.160.htm
Семенова Т.В. «Сельскохозяйственное страхование на современном этапе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1279575
Чиж И. « Рассуждать и действовать по принципу «выгодно-невыгодно» не в моем характере// Агрострахование и кредитование. – 2012. - № 10 (89). – с. 16-21
Информационно-аналитическое агентство ≪Эксперт Агро≫ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.expert-agro.com/index.php.