ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ «ДЕТИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ» - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ЧЕТВЕРТОМ КЛАССЕ «ДЕТИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ»

Афанасьева Ю.С. 1
1МГТУ им.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проектная деятельность в начальной школе – один из самых интересных методов обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Проект может использоваться на разных уроках при изучении различных тем, основной задачей для учителя является создание проектных заданий, в которые будут вовлечены учащиеся.

Проекты на уроках литературного чтения могут принимать различные формы от викторины до создания своего собственного произведения. Дети на таких уроках вовлечены в работу, стараются найти как можно больше информации, используют максимум своих творческие способностей.

Изучая произведения посвященные судьбам детей, возникла идея создания творческого проекта, который был бы связан с судьбами детей определенного исторического периода. Было решено взять период рубежа XIX-XX веков. Этот период был взят не случайно, ведь именно это время считается переломным для России, в том числе и для литературы. Писатели данного времени поднимают очень важные темы и проблемы. Одной из тем того времени является отражение реальности, жизненной правды, также затрагивается одна из важнейших проблем и современного времени - нищета, как духовная, так и материальная.

Выбранная тема проекта связана с изучением произведений, посвященных детям, которые жили в трудное время, а именно на рубеже веков. Данные произведения изучаются в 4 классе на уроках внеклассного чтения. За основу взяты такие произведения: В.Г. Короленко «Дети подземелья», А.П. Чехов «Ванька», «Спать хочется», Л.Н. Андреев «Петька на даче». Работая над проектом, учащиеся должны узнать особенности данного времени, проникнутся темой произведений, передать свои чувства и эмоции при помощи изображений.

Актуальность выбранной нами темы мы видим в развитии нравственных качеств, умения сопереживать, сострадать по отношению к другим людям. Также данный проект ориентирован на выполнение ФГОС НОО, а именно, направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие[3].

Цель проекта:

  1. Собрать дополнительные материалы и сформировать представление об особенностях этого периода времени, о судьбах детей этого времени.

  2. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

  3. Проект нацелен на воспитание нравственных качеств, формирование осознанного и выразительного чтения.

Задачи проекта:

  1. Создать представление о произведениях, которые посвящены судьбам детей на рубеже веков.

  2. Изучить данные произведения.

  3. Провести викторину

  4. Поставить инсценировку

  5. Создать произведение в картинках

Сбор информации.

Цель данного этапа: узнать как можно больше об этих произведениях, об авторах. Поиск информации должен вестись по двум направлениям. Во-первых, дети должны познакомится с личностью автора, так как тема произведений, события, описанные в них, напрямую зависят от времени, в которое жил автор, а во-вторых, познакомится с самим произведением, провести анализ героев.

Дети работают в группах. Они могут обращаться за информацией в школьную и городскую библиотеку для работы со справочниками, энциклопедиями, журналами и публикациями. Учащиеся могут попросить помощи у родителей, а также воспользоваться достоверной информацией из Интернета. Подготовку проекта учащиеся могут осуществлять по следующему плану:

План подготовки проекта:

  1. Выбери один из предложенных текстов.

  2. Реши с кем будешь работать в группе.

  3. Продумайте этапы деятельности.

  4. Решите, кто и за что будет отвечать.

  5. Выясните, что нужно будет подготовить заранее.

  6. Уточните, какие книги, материалы будут нужны.

Свои материалы ребята представляют классу в следующем виде:

1 группа

Викторина

Этапы деятельности

  1. Изучить произведения В.Г. Короленко «Дети подземелья», А.П. Чехов «Ванька», «Спать хочется», Л. Андреев «Петька на даче».

  2. Отобрать 1-2 произведения для проведения викторины.

  3. Придумать задания, вопросы, форму проведения викторины.

  4. Подбери иллюстрации, наглядный материал, призы (награды) для своей викторины.

2 группа

Инсценировка (В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

Этапы деятельности

  1. Изучить произведение В.Г. Короленко «Дети подземелья».

  2. Найти в данном произведении один из самых ярких и запоминающихся моментов.

  3. Распределить роли.

  4. Продумать костюмы, декорации.

  5. Представить классу сценку из произведения.

3 группа

Произведение в картинках (А.П. Чехов «Ванька»)

Этапы деятельности

  1. Изучить произведение А.П. Чехова «Ванька».

  2. Нарисовать иллюстрации к произведению.

  3. Разработать обложку.

  4. Представить классу книгу, в которой нет текста, а по иллюстрациям можно понять смысл произведения.

Уроки внеклассного литературного чтения в 4 классе проводятся один раз в две недели[1], поэтому данный проект рассчитан на две недели. Учащиеся сами выбирают себе проект, распределяют роли и осуществляют поиск нужной информации.

Реализовать данный проект на уроке, можно использовав следующий план:

Подготовительный этап:

  • мотивация к учебной деятельности (на данном этапе следует создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в познавательную деятельность);

  • актуализация знаний (организовать данный этап так, чтобы учащиеся сами сформулировали тему и цели урока);

Основной этап:

  • представление проектов классу (организовать работу над проектами учащихся);

  • систематизация и обобщение знаний (все полученные знания свести во едино: поговорить об авторах произведений, об особенностях данного времени);

Заключительный этап:

  • рефлексия учебной деятельности на уроке (зафиксировать полученные знания; настроить учащихся на новый проект);

  • самооценка (организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности).

Данная работа благоприятно воздействует на развитие познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Литература:

  1. Антонова, Е.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 448 с.

  2. Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. /Н.В. Иванова// Начальная школа. – 2004. - №2.

  3. Министерство Образования и Науки РФ. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования. Ресурс: .

Просмотров работы: 2567