ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Сюпова Е.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Идея урока внеклассного чтения есть воспитание читателя. На сегодняшний день известно, что спрос на художественную литературу, среди младших школьников снижается. Учитель на данном этапе исполняет роль своеобразного «хранителя», перед которым стоит задача сохранения интереса к произведениям у младших школьников. В этом помогут современные методики, одной из которых является проектная деятельность. Проектная деятельность открывает перед нами «окно» в инновационные педагогические технологии, повышает уровень знаний, формирует творческие и познавательные способности. Решение проектных задач на уроках внеклассного чтения, выдвигает процесс обучения и воспитания на новый уровень, способствует формированию активной жизненной позиции. Каждый ученик, погружаюсь в проектную деятельность, становится активным участником проекта, что дает ему возможность реализовать свои творческие способности.

Целью проектной деятельности является: развитие познавательного интереса учащихся; формирование самостоятельной, инициативной позиции учащихся; формирование универсальных учебных действий; формирование компетенций; приобретение навыков самоорганизации; интегрирование знаний.

Организация проектной деятельности включает в себя следующие этапы:

  1. предоставление информации по проектной работе;

  2. рекомендации по выбору темы;

  3. погружение в проект, формулировка целей и задач;

  4. осуществление деятельности в рамках темы проекта;

  5. презентация результатов;

  6. подведение итогов.

Проектная деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких умений как умения классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения, рассматривать объект с различных точек зрения, проводить самоконтроль. А так же, развивать умения и навыки, полученные в ходе освоения проектной деятельности.

Рассмотрим, такой вариант проектной работы над произведением: Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»

Выбранное нами произведение поможет развить морально-нравственные качества детей, научит их сопереживанию, состраданию, милосердию и доброте.

Цель проекта:

  1. представить собранный материал по теме проекта;

  2. сформировать понимание о милосердии;

  3. развивать творческие способности в процессе подготовки и реализации проектной деятельности;

  4. проект направлен на воспитание таких морально-нравственных качеств как доброта, сострадание, отзывчивость, милосердие.

Задачи проекта:

  1. изучить произведение Г.К. Андерсена « Девочка со спичками», темой которого является милосердие;

  2. провести театрализованное выступление;

  3. создать альбом, по сказке;

  4. придумать свой вариант концовки произведения.

Сбор информации: Для успешной реализации данного этапа учителю необходимо рассказать ученикам, о том, что к предстоящему уроку внеклассного, чтения необходимо будет выполнить следующие домашние задания:

  • разбиться на группы (по интересам);

  • изучить биографию датского писателя Г.Х. Андерсена и историю, создания сказки. Знакомство с автором и изучение создания произведения поможет прочувствовать настроение писателя, что поспособствует правильному пониманию темы. Поскольку работа осуществляется по группам, то поиск информации может происходить всевозможными вариантами: Интернет, библиотека, справочная литература и.т.д.

  • прочитать произведение Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками»;

  • найти и запомнить, в толковых словарях значение слов: милосердие, сострадание, доброта, сочувствие, сопереживание;

  • приготовить материал необходимый к выполнению рисунков.

Затем мы определили план дальнейшей нашей работы:

  1. организационный момент;

  2. объявление темы проекта;

  3. объявление гипотезы проекта;

  4. распределение класса на две группы;

  5. объявление заданий для каждой группы;

  6. отчет по проделанной работе;

  7. подведение итогов.

Материалы проектной деятельности будут рассматриваться в следующем варианте: для большего эмоционального воздействия, можно включить в урок музыкальное и иллюстративное сопровождение.

Подготовительный этап:

К сегодняшнему уроку вы должны были прочесть сказку «Девочка со спичками» и отыскать историю создания произведения.

Предполагаемые ответы:

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе. Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена, «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома. Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил. Первым произведением Ганса Христиана Андерсена стала пьеса «Карась и Эльвира», написанная под влиянием Шекспира и других драматургов. Доступ к этим книгам сказочник получил в семье соседей.

Автор срисовывал историю почти с натуры, это воспоминания его матери, о ее нищем и горьком детстве.

Необходимо организовать работу, так чтобы учащиеся самостоятельно смогли сформулировать тему урока. Могут использоваться следующие вопросы:

  1. Какое настроение у вас осталось после домашнего прочтения?

  2. Какие чувства вызывает у вас главная героиня сказки?

  3. Почему именно бабушку видит девочка?

  4. Как вели себя люди, которые видели девочку?

  5. Скажите, почему Ганс Христиан Андерсен сочинил эту печальную сказку?

  6. Кто проявил истинное милосердие в произведении?

Основной этап:

Представление проектов классу.

1 группа: театрализованное выступление.

Этапы деятельности:

Изучить произведение «Девочка со спичками»

Обозначить эпизод(ы), к которым можно применить такие слова как: милосердие, сопереживание, любовь, доброта, сострадание.

Распределить обязанности

Приготовить костюмы

Представить классу инсценировку

2 группа: Создание альбома

Этапы деятельности:

Изучить произведение « Девочка со спичками»

Создать альбом и нарисовать в нем иллюстрации к эпизодам произведения, где ключевыми словами являются: обида, жалость, злость, зависть, грусть, беда

Задание № 2

Является общим, но предполагает различные варианта ответа. Ученикам необходимо перевоплотиться в роль писателей и придумать свой конец сказки. Такой урок внеклассного чтения рассчитан в (3 классе) на один час, с учетом подготовки к нему домашнего задания. Группам на выбор предлагается защита проекта, учащиеся самостоятельно распределяют задания.

Предполагаемые ответы: «Морозным утром за выступом дома нашли девочку: на щечках ее играл румянец, на губах — улыбка…» она была жива, ее спасли люди. Новогоднее солнце осветило живое, румяное личико девочки….

Заключительный этап:

Подведение итогов, самооценка проделанной работы, заключительное слово учителя: Сегодня мы с вами говорили о великом чувстве - милосердия, которого нам так порой не хватает. Ведь именно этот дар делает сказки, нужными и молодыми.

В заключении хочется сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Список литературы:

  1. Биография Г.Х. Андерсена. Ресурс: http://biografic.narod.ru/index-451.htm

  2. Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы);Издательство: Баласс, 2013 г

Просмотров работы: 1297