Определение частей речи вызывает ряд трудностей у школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии, особенно эти трудности возникают при употреблении в речи предлогов. Исследования М.И. Феофанова показали, что в речи умственно отсталых детей меньше предлогов, чем в речи детей с нормальным интеллектом; сходные предлоги слабо дифференцированы; часто нарушаются падежные формы имени, употребляемые с определенными предлогами; количество значений этих форм ограничено [1, 223 с.]. Наиболее важные теоретические и практические познания в оказании помощи детям коррекционных классов внесли: Н.Г. Галунчикова, Э.В, Якубовская, Комарова, А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, О.С. Яцель и др. На наш взгляд, А.К. Аксенова предлагает более эффективную методику формирования умений употребления предлога в речи умственно отсталых детей.
По мнению Аксеновой А.К. большое значение необходимо уделять различным значениям одного и того же предлога (на столе – на стол); оппозиционных предлогов, передающих сходные, но не одинаковые значения: направления внутрь и извне, сверху и снизу, места внутри и снаружи, внизу и вверху (в лес – из леса, на дерево – с дерева, под столом – над столом, перед домом – за домом), разных предлогов, имеющих одно значение (у доски – около доски). С целью лучшего осознания роли предлога полезно анализировать смысл словосочетаний или предложений с предлогом (урок по русскому языку – урок о русском языке, пролетели над лесом – пролетел около леса), из двух данных выбирать предложение с правильным использованием предлога (Мама работает в заводе. Мама работает на заводе). Эти задания могут иметь игровую форму. В игровых ситуациях количество предлогов можно увеличивать по сравнению с программой. Опережающее обучение практическим навыкам в игре поможет детям быстрее сориентироваться в материале следующего года. Полезны такие игры, как «Узнай и покажи» (наглядным материалом служит серия картинок с изображением различных ситуаций: мышка у ящика; мышка за ящиком; мышка перед ящиком и др.). «Выполни приказ» («Возьми куклу». «Посади ее между столом и стулом», «Держи под столом». «Посади за стол» и др.) «Выбери правильно и повтори» (наглядным материалом служат также предметные картинки: Миша работал с сестрой; Миша работал без сестры; поезд прошел по мосту; поезд прошел под мостом). С 3-го класса, кроме предложных форм, выражающих конкретные значения, в задания вводят и более абстрактные отношения, которые обозначаются словосочетаниями с теми же предлогами: к, за со значением цели (платье к празднику, в магазин за хлебом), предлог от в значении причины (плакал от обиды).
Для того чтобы учащиеся четко представляли себе предлог как самостоятельное слово и писали его отдельно от других слов, необходимо вернуться к составлению предложений на основе картинного плана, предметно-графической или условно-графической схемы. Последовательность выполнения этих упражнений может быть следующей:
1. Составление предложений на основе картинного плана с предлогом перед названием предмета.
2. Составление предложений по предметно-графической схеме с предлогом перед названием предмета или признака.
3. Составление предложений по условно-графической схеме с предлогом перед названием предмета или признака. Для облегчения работы по созданию предметного плана предложения можно использовать сюжетную картинку.
Дети катаются с высокой горы.
4. Составление предложений по тем же схемам, но предлог, в которых пропущен.
Когда предлог отсутствует на схеме, учащимся предлагают дать разные варианты предложений: Собака спит под крыльцом. Собака влезла на крыльцо. Собака подошла к крыльцу. Собака сидит у крыльца и др.
Не менее важно при изучении данной темы использовать игровые задания, в которых бы еще раз подчеркивалась самостоятельность предлога как отдельного слова. Полезны такие игры, как «Рассыпанные предлоги», «Незнайка перепутал». [1-223с.]
Учитывая всё вышесказанное, мы предлагаем следующую систему упражнений, которая, на наш взгляд, позволит учащимся с интеллектуальной недостаточностью выработать умения употребления предлогов в речи:
1. «Не пропусти»
Цель:Развитие умения выделять предлог в тексте.
Оборудование:на доске ряд предложений, тетрадь, карандаш.
Способ выполнения: Ученики по порядку выходят к доске читают по предложению, выделяют знакомый предлог в кружок, и подчеркивают его, а остальные дети переписывают в свои тетради.
Примерный языковой материал:
Кот спал на подоконнике. Появились удивительные узоры на окне. Заяц спит под кустом. За нашим домом большое поле картошки. Перед нашим гаражом стоит много машин.
2. «Подбери по смыслу»
Цель: Развитие умения выделять предлог в тексте и дополнять предложения по выбору.
Оборудование: на доске ряд предложений, тетрадь, карандаш.
Способ выполнения: Ученики по порядку выходят к доске читают по предложению, и подчеркивают предлоги со словом, к которым они относятся, а остальные ребята переписывают в свои тетради.
Примерный языковой материал:
Я шёл по (дороге, тропинке). Мы гуляли в (лесу, саду, парке). Дети рано ушли из (дома, школы, сада). Книги лежат на (столе, полке). [3-116с.]
3. « Слушай внимательно»
Цель:Развитие умения выделять на слух, предлоги в тексте.
Оборудование: текст «Из прошлого»
Способ выполнения: Ученики слушают текст «Из прошлого» , который прочитывается учителем, и по одному называют предлоги из текста.
Примерный языковой материал.
Из прошлого
Давным-давно на берегу реки вышел человек. Был он в рубахе, лаптях. Человек поднялся на холм. Хорошо кругом! В лесах грибы, ягоды. В лугах сочная трава. Можно поохать землю, пасти скот. Это была земля наших предков.
4. «Продолжи»
Цель: Развитие умения строить предложения, используя слова по смыслу с предлогом.
Оборудование: тетрадь, карточки с заданием у каждого ученика, карандаш
Способ выполнения: Ученики , составляют предложения используя слова из второго столбика, подчеркивая предлог одной чертой.
Примерный языковой материал:
Тарелка стоит на ……, ….. .
Тарелка стоит в ……., ….. .
Стул стоит у …., ….. .
У …… и ….. нет карандаша.
столе , полке
столе , шкафу
окна , стола
Саши, Тани [3, 117с.]
5. «Кто первый»
Цель: Развитие умения изменять форму слова в зависимости от предлога и строить предложения, используя предлоги.
Оборудование: Для каждого ряда предметная картинка и таблица с несколькими предлогами к ней.
Способ выполнения: Представители каждого ряда по порядку выходят к доске и записывают слово, обозначающее название предмета на картинке, в сочетании с предлогом из своей таблицы. Остальные участники игры в это время обдумывают предложения с данными словами. Когда работа с таблицами закончена, соперники называют придуманные ими предложения. За каждое правильно составленное предложение ряд получает очко. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок при записи слов с предлогами и набравший большое количество очков.
Примерный языковой материал:
[2, 116с.]
6. « Тот ли предлог…?»
Цель:Развитие умения вставлять предлог по смыслу.
Оборудование: На доске записан ряд предложений и образец предлогов: ОТ, ОКОЛО, НАД, ИЗ, НА, с помощью которых ребята должны составить предложения выбирая предлоги по смыслу .
Способ выполнения: Ученики по одному выходят к доске и, обращаяя внимание на предлоги данные учителем для образца: На, около, от, над, из, вставляют по смыслу в предложения, остальные учащиеся переписывают предложения в тетради, выделяя предлоги.
Примерный языковой материал:
Золотая рыбка уплыла ……… старика.
Письмо ……. товарища.
……. столом висит картина.
…….. меня сидит Виталий Андреевич.
Избушка…..курьих ножках.
Приехал к маме ….. деревни.
7. «Отгадай»
Цель:Развитие умения выделять предлоги и отгадывать загадки.
Оборудование: На доске записаны 2-3 загадки.
Способ выполнения: Ученики слушают загадки, которые прочитываются учителем, по желанию называют отгадки и выделяют предлог.
Примерный языковой материал:
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши)
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (Ёлка)
Бел , как мел ,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)
8. «Узнал свой вопрос?»
Цель: Развитие умения составлять словосочетания по вопросам.
Оборудование:У каждого ученика набор карточек со словосочетаниями, тетради.
Способ выполнения:Ученики читают свои карточки, отвечают на вопрос, составляют словосочетания.
Примерный языковой материал.
думать (о чём?)... ; смотреть (куда?)... ; гордость (за кого?)... ; летел {над чем?)... ; гуляю (где?)... ; приехал (откуда?) вышел (с кем?)... ; прислушиваться (к чему?)... ; рассердиться (на кого?)... ; закатился (подо что?)....[4, 212 с.]
9. «Колобок»
Цель: Развитие умения составлять предложения с предлогами.
Оборудование:Иллюстрация из сказки «Колобок»
Способ выполнения:Учителем развешивается на доске иллюстрация из сказки «Колобок» , а ученики составляют предложения используя предлоги.
Примерный языковой материал.
10. « Где предлог?»
Цель: Развитие умения составлять предложения с предлогами.
Оборудование:На доске записаны слова, тетради.
Способ выполнения:Ученики самостоятельно читают слова и составляют, без помощи учителя предложения, вставляя нужные предлоги по смыслу, в конце работы ведется обсуждение правильности выполнения задания.
Примерный языковой материал:
Речка, вечером, сыро. Снег, счистить, крыша. Щёки, покраснеть, мороз. Белка, прыгает, ветка, ветка. Деревня, большой, луг. Я, сорвать, яблоня, яблоко. Машина, выехала, гараж. Подруга, получить, письмо, Таня. Река, стекает, болото. Гора, сбегает, ручеёк. Мальчик, сбиться, дорога. Ребята, перепрыгнули, канава. Электричка, отошла, платформа. Деревья, падать, листья, земля . [4, 216 с.]
11. «Составь предложения»
Цель: Развитие умения составлять по схеме предложения и выделять предлог.
Оборудование: У каждого ученика корточки со схемами, тетрадь, карандаш.
Способ выполнения: Каждый ученик самостоятельно по схеме составляет предложения, по первой схеме ученик должен вставить предлог по смыслу предметов, во второй схеме, есть предлог, но нужно вставить недостающее слово и подчеркнуть предлог одной чертой. В конце работы ведется обсуждение правильности выполнения задания.
Примерный языковой материал:
за
Методика А.К.Аксёновой, на наш взгляд, наиболее эффективна в современной логопедии, применение этой методики на практике, позволяет достичь, лучшие результаты в деятельности, так как, рассматривает работу в коррекционных классах более доступно, тем самым у детей лучше формируются представления о предлоге.
Литература:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов/Аксенова А.К. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение,1991.-176с.
3. Воронкова В.В. Русский язык: учеб. для 2 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/Воронкова В.В. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2006.-127с.
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.